Папки-передвижки

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе «Матушка-кормилица почва»

Елена Красникова
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе «Матушка-кормилица почва»

Новостроевская средняя школа

Конспект открытого интегрированного урока

по окружающему миру и литературному чтению

3 «а» класс

Учитель: Красникова Елена Яковлевна

2016г.

Тема:

Цели урока :

Обобщить знания о почве, ее плодородии. Дать знания учащимся о причинах разрушения почвы и их охране

Задачи урока :

Публикация «Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе „Матушка-кормилица почва“» размещена в разделах

обучающие: изучить виды разрушения почв и методы борьбы. Объяснить правила охраны почв;

развивающие: развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника;

воспитательные: способствовать развитию бережного отношения к природе.

УУД:

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы на уроке : групповая, фронтальная, самостоятельная.

Метод обучения: проблемный, словесный, наглядный.

Оборудование: учебник, презентация, портрет Докучаева, таблицы, картинки, презентация.

Краткое описание хода урока.

I. Организационный момент. Мотивация учащихся.

II. Проверка домашнего задания (работа в группах).

III. Формулирование темы и целей урока учащимися под руководством учителя.

IV. Открытие новых знаний. (работа в группах)

V. Закрепление новых знаний

VI. Рефлексия

Ход УРОКА

Этап урока Содержание Примечание

1. Орг.

момент.

2. Закрепление, ранее полученных знаний о почве.

3.

Проверка

Д\з

4.

физминутка

5. Изложение нового материала.

(проблемная ситуация)

6. Усвоение нового материала

Закрепление новых знаний.

рефлексия

6. Итог.

7. Д/з.

Встаньте ровно, красиво. Посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и с улыбкой, пожеланием удачи и с хорошим настроением садитесь.

Пустой слайд

Слайд

кроссворд

Слайд схема

Слайд с темой

Слайд (опыты)

Слайд-схема

слайд

(приготовить карточки с заданием)

Дети рассказ

сказку

Слайд схема

Слайд почвы

Лесозащит. полосы

Чтение уч-ся

Слайд да нет

Слайд игра

Слайд Тест

Слайд проверка

Слайд «МОЛОДЦЫ»

II.Введение в тему.

Ученик:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

3 слайд

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Учитель:

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим

человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы

можно назвать главной для человека? Без какой

святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)

– Еще эту святыню называют кладовой природы.

Послушайте произведение “Чудесная кладовая”

(М. Ильин, Е Сегал)

4 слайд

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в

нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь –

вместо одного мешка в кладовой – двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой

превращается в двадцать ведер. Горстка семян

делается большой грудой огурцов, редисок,

помидоров, морковок.

– Сказка это или не сказка? Ответы учащихся.

Правильно, это не сказка. Чудесная кладовая есть

на самом деле. Вы, должно быть, догадались,

как она называется?

- Откуда эти богатства? (матушка земля)

- Как ещё мы её можем назвать? (кормилица) ?

- О чём сегодня мы будем говорить? (почва-кормилица)

-Что же предстоит нам сегодня узнать:

• Что разрушает почву.

• Что необходимо для сохранения почвы.

• Как возделывают почву наши предки.

• Почему почва- кормилица?

- Чтобы решить все эти задачи, давайте вспомним, что такое почва? (верхний плодородный слой)

Работа в группах.

_ Вы готовили д/з в группах.

1. Химики расскажут о составе почвы,

свойстве почвы.

Посмотреть в словаре плодородие.

2. Биологи расскажут, о науке почвоведении,

какие почвы самые плодородные

и подготовили пословицы.

3. Экологи расскажут «Круговорот веществ

в природе»

4. Знатоки «Это интересно»

- 1 см почвы образуется за 250-300 лет

-20 см образуется за 5-6 тыс. лет

-На 1 м живет приблизительно 80 дождевых червей

-один кубический метр российского чернозёма

был выкопан и перевезён в Париж,

помещён там в музей и стал образцом

для всех почв мира.

-в годы Великой Отечественной войны фашисты

срезали верхний слой почвы, грузили в вагоны,

вывозили в Германию и там удобряли свои поля.

физминутка

Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд.

Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд.

В землю зёрнышко положим (наклоны)

Быстро 3 на 2 умножим (хлопки)

Столько раз присядем.

И расцвёл наш огород (подтянуться)

Зрительная, дыхательная (сидя)

- Займите свои места. Закройте глазки. Представьте

темную почву. Выглянуло солнышко и озарило

всё ярким цветом. Прошёл дождик, застучал по земле.

(пальчики по парте). Зелёная травка потянулась вверх.

(вдох, руки вверх, выдох руки вниз)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о матушке-кормилице почве, узнаем, как образовалась почва. И подумаем, как сохранить плодородие почвы.

Послушайте сказку, и выскажите свои предположения из чего и как образовалась почва?

– Что интересного вы узнали из этой сказки?

Сколько лет потребовалось для образования почвы?

Какая проблема стоит перед всем человечеством?

Закройте текст. Сейчас мы поиграем на компьютере и посмотрим, поняли ли вы, как начинает образовываться почва. По моей команде откроете папку «Разрушение скал». Вам надо вставить в текст пропущенные слова. Если допустили ошибку – услышите звуковой сигнал, слово выделиться красным цветом. Ошибку исправляйте сразу, выбирая другое слово.

Время ограничено. Начали.

Компьютер сам поверил вашу работу. Поднимите руки, кто сделал без ошибок? Молодцы!

Кто не успел, выполнит это задание дома на карточке. (задание возьмете в конце урока.)

Сейчас мы поделимся на 2 группы. Возьмите карточки, если на карточке слово, которое относится к неживой природе, садитесь в 1 группу, если слово на карточке относится к живой природе, садитесь во 2 группу.

Работа в группах

Учащиеся заранее распределяют роли в группе:

ОРГАНИЗАТОР–отвечает за организацию работы команды,распределяет задания в процессе работы.

КРИТИК – человек, который будет требовать доказательности вашего решения, принимать объяснения группы.

СЕКРЕТАРЬ – записывает все задания и решения.

ДОКЛАДЧИК – оглашает для других групп решение вашей группы.

ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ – следит за тем, чтобы группа уложилась в нужное время.

- Вот вы и уточнили ваши роли на сегодняшний урок

1 группа: определи, что вредно, а что полезно почве. Распредели в 2 колонки (наклеить)

Посадка растений, образование оврагов, внесение удобрений в больших дозах, размывание водой, загрязнение промышленными отходами, сжигание опавших листьев, уничтожение насекомых.

-работа в учебнике стр.

Вывод: почву могут разрушать природные явления, деятельность людей, потерять плодородие легко, а воссоздать его трудно

2 группа: найди соответствия. Соедини стрелками подходящие по смыслу фразы.

-работа в учебнике стр.

Вывод: для защиты почвы сажали деревья, зимой ставили снегозадержание, вывозили на поля золу и навоз, мусор собирали в кучи.

Прочитайте текст на с. 32 и скажите, что влияет на образование почвы. 1 группа назовет объекты неживой природы, а 2 группа назовет объекты живой природы, которые участвуют в процессе образования почвы. Выберите, кто будет отвечать.

-Проверим, всех ли участников образования почвы вы назвали?

Представите себе, что почвы вдруг не стало. Что тогда будет? (Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить и люди). Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране, и бережном отношении.

Послушайте сказку-быль о том, как люди осваивали почву, как учились ее обрабатывать, какие ошибки при этом совершали и как их исправляли.

Что делали люди чтобы помочь Почве?

«Стали сажать лесозащитные полоса из деревьев и кустарников».

Что придумали люди, что бы порадовать Почву?

«Стали чередовать выращивание культур на одной грядке».

Как иначе подкормить и защитить растения?

«Надо подкармливать почву перегноем, навозом, травяным компостом».

Что такое травяной компост?

«Удобрение из перегнивших листьев и травы».

Вы послушали сказку, сказали, что должны делать люди, чтобы порадовать почву и почва приготовила для вас игру.

Все встали. Игра называется «Скажи да или нет». Если говорите «да» – встали, если «нет» – сели.

1. Вносить много минеральных удобрений.

2. Тщательно рыхлить.

3. Сжигать опавшие листья.

4. Поливать по мере надобности.

5. Уничтожать сорняки ядохимикатами.

6. Чередовать посевные культуры.

7. Уничтожать дождевых червей.

8. Удобрять почву перегноем.

9. Не засорять почву не разлагающимися в ней отходами.

1.-Вернёмся к нашим задачам,которые ставили в начале урока.

- Почему люди называют землю «кормилицей»? Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных.

А раз земля кормилица, то ее надо охранять, беречь.

- Удалось нам достичь цели урока?

2. Дети вывешивают на доску карточки «Что нам дарит почва-кормилица»

– А теперь каждый из вас сам оценит свою деятельность на уроке.

Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

(Дети выполняют тест)

– Какое слово получилось? (отлично)

Тест.

«Матушка-кормилица почва».

Проверяем, как выполнили тест.

- Прочитайте по порядку буквы ответов. ОТЛИЧНО!

Дома подберите стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице. А самые любознательные могут найти в библиотеке или интернете сведения о русском ученом Вас. Вас. Докучаеве, который создал науку почвоведение и подготовить о нем сообщение.

За работу на уроке всем спасибо.

Тест.

«Матушка-кормилица почва».

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы;

б) пустынные;

м) подзолистые

з) болотные;

2. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

п) песок;

о) перегной;

р) глина;

в) ил;

3. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуется:

д) вода;

у) камни;

к) воздух;

л) соли;

4. В состав почвы входит :

е) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

о) вода, воздух, песок, глина, перегной, соли;

з) поваренная соль, песок, глина, воздух, вода;

5. Для защиты почвы на полях необходимо :

р) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

ж) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

д) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать, употреблять удобрения;

6. Плодородие зависит от количества:

ш) песка;

з) глины;

ц) перегноя;

ж) воды;

7. 1 см почвы в природе образуется:

ю) за 100 – 150 лет;

ы) 250 – 300 лет;

с) 5 – 10 лет; и) 1 – 2 года.

Камень Животные

Луна Растения

Солнце Бактерии

Снег Мхи

Вода Лишайники

Горная порода Человек

Ветер Грибы

Гроза Насекомые

Разрушение скал

В теплые солнечные дни скалы …., а по ночам …. В образующие …. попадает …., ветер заносит …. растений. На камнях вырастают пучки …. и даже …. Их корни, разрастаясь, …. каменные … Потоки …. после дождя и таяния …. смывают эти камни, перетирая их друг о друга, и постепенно превращают в песок и …. Снега

Остывают

Трещины

Нагреваются

Вода

Воды

Глыбы

Семена

Травы

Разламывают

Кусты

Глину

Разрушение скал

В теплые солнечные дни скалы …., а по ночам …. В образующие …. попадает …., ветер заносит …. растений. На камнях вырастают пучки …. и даже …. Их корни, разрастаясь, …. каменные … Потоки …. после дождя и таяния …. смывают эти камни, перетирая их друг о друга, и постепенно превращают в песок и …. Снега

Остывают

Трещины

Нагреваются

Вода

Воды

Глыбы

Семена

Травы

Разламывают

Кусты

Глину

Разрушение скал

В теплые солнечные дни скалы …., а по ночам …. В образующие …. попадает …., ветер заносит …. растений. На камнях вырастают пучки …. и даже …. Их корни, разрастаясь, …. каменные … Потоки …. после дождя и таяния …. смывают эти камни, перетирая их друг о друга, и постепенно превращают в песок и …. Снега

Остывают

Трещины

Нагреваются

Вода

Воды

Глыбы

Семена

Травы

Разламывают

Кусты

Глину

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает" Лапшина Надежда Михайловна, учитель.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе школы 8 вида «Незабудки» по И. Соколову-Микитову Конспект урока литературного чтения 3 класса. Тема: «Незабудки» по И. Соколову – Микитову (для школ 8 вида) Цели урока: 1. Коррекционно.

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья» Урок литературного чтения во 2 классе по теме: В. Осеева «Сыновья» Цель урока: создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».

Урок литературного чтения во 2 классе «Творчество В. Л. Дурова» Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя и его произведением. Задачи: 1. Познакомить с творчеством писателя, 2. Развивать навык.

Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.

Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты» УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ «Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»» (ШКОЛА 21 ВЕКА) УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В. Тип урока: урок первичного предъявления.

Урок окружающего мира в 1 классе «Человек и птицы» Цель: продолжить знакомить учащихся с многообразием птиц. Задачи: • Рассказать значение птиц в жизни человека. • Побудить у учащихся желание.

Урок окружающего мира «Разнообразие животных». 2-й класс Тип урока — Урок изучения нового материала Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс Тип урока – Урок изучения нового материала Форма урока – групповая, индивидуальная.

Урок окружающего мира в 1 классе УМК пнш «Как собирать грибы» Цель: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами грибов; учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе «Матушка-кормилица почва»
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 00:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД