Интегрированный урок русского языка и литературного чтения «Язык и стар и вечно нов. Слова исконные и заимствованные»

Наталья Квасова
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения «Язык и стар и вечно нов. Слова исконные и заимствованные»

Цели:

предметные - отрабатывать умение самостоятельно толковать значение слова, формирование понятия "исконные" слова, "заимствованные".

метапредметные - расширять знания детей о слове и его значении;

личностные – развивать умение работать в парах; воспитывать культуру общения.

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 2 класс С. В. Иванов, М. И. Кузнецова и др., ч. 2, 2010;

учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение», ч. 2, 2010;

рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1. Интегрированная разминка.

- Сколько месяцев в году? А дней?

- Замените фразеологические обороты синонимами:

Рукой подать - близко.

Повесить нос - грустить.

- Закончи: "Человек без друзей,. (что дерево без корней")

II.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы отправляемся на экскурсию в музей "Русского языка" и приглашаем наших гостей. Меня зовут Наталья Владимировна. Если у вас возникнут вопросы, можете задать их после нашего путешествия.

Правила поведения во время экскурсии:

• внимательно слушать и запоминать;

• не перебивать экскурсовода;

• дружно выполнять задания;

1. Слайд № 2. Начнём знакомство с музейными экспонатами со стихотворения А. Шибаева. Послушайте и определите тему экскурсии.

Всему название дано -

и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

а безымянных нету.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

2. Работа над стихотворением.

-О чем это стихотворение? словах)

- Верно. Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.

И каждый день ваши личные словари пополняются двумя - тремя, а то и пятью - шестью новыми словами.

Открыть на доске первое слово темы: Слова

3. - Мы в первом зале музея. Здесь находятся слова, которые спрятали орфограммы.

Орфографическая разминка. Вставьте пропущенные орфограммы.

Д. ревня, больш. е, д. ревья,. кошко, проч. ный ду., р. бина, са., д. жди, н. ябрь, об. яснил, радос. ный.

В это время индивидуальная работа:

а) Парный согласный. Курбан Павел.

б) ь, ъ разделительные. Макаров Влад.

в) безударный гласный, проверяемый. Лебедев Саша.

г) Словарные слова. Фомичёв Артём.

III.Словарная работа.

- Продолжаем экскурсию. Мы находимся в зале слов - загадок. (слайд)

- Что за чудо-агрегат

Может делать все подряд

-Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать? (компьютер)

- Поставьте ударение. Какие орфограммы встретились в этом слове?

- Запишите слово в тетрадь. Разберите по составу.

- Слово компьютер пришло из английского языка. Образовано от латинского слова "считаю".

- Образуй от данного слова наименование человека, используя суффикс.

компьютерщик Запись в тетрадь. Разбор по составу.

- Образуйте слово, отвечающее на вопрос какой?

компьютерный Запись в тетрадь. Разбор по составу.

Физминутка Глядя на картинку, вслух быстро произнести название цвета, которым написаны слова. (Охрана здоровья. Снимает утомляемость, поднимает эмоциональный настрой, развивает внимание.)

IV.Актуализация знаний.

- Дорогие ребята, уважаемые гости, мы находимся в одном из главных залов музея русского языка. Перед вами очень ценный экспонат "Лексическое дерево"

1. Слайд № 5.- В предыдущем зале мы познакомились со значением слова "компьютер". А что такое слово?

-Выберите схему. Почему?

(Звуки. Значение. Звуки и значение.)

2. На предыдущих уроках мы говорили о словах русского языка. Вспомнить этот материал нам и поможет "Лексическое дерево".

(В это время индивидуальная работа у доски:

а). Прочитай транскрипцию и подбери к слову антоним. Запиши.

[маладой'] - старый

[в'ис'олый'] - грустный

[мал'ин'к'ий'] - большой

б). В выделенных словах поставьте ударение.

Сделайте вывод.

Стрелки часов показывали двенадцать. Снайперы - отличные стрелки. Ржавые гвоздики валялись по всему полу. Полевые гвоздики особенно сильно пахнут вечером. Солнце село за гору.

в) Вставьте пропущенные слова из скобок. Объясните свой выбор.

Магазин детской. (наряда, одежды).

Вечером дети надели красивые, праздничные. (одежды, наряды).

Закончите предложение:

- Маг, чародей, волшебник, фокусник - это слова. синонимы.

1-й ученик:

Слова - синонимы всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край, Отечество, Отчизна.

Как много в них священного для нас!

На дереве открыть листок со словом "синонимы".

- Какие слова имеют противоположное лексическое значение? (Антонимы)

2-й ученик:

Минус - плюс, огонь - вода,

Дерзкий - осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны!

На дереве открыть листок со словом "антонимы".

- Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению, называют. (Омонимами).

3-й ученик:

Различен смысл в словах. И что же?

Как близнецы они похожи.

Груз подаёт подъёмный кран,

И воду льёт в квартире кран.

На дереве открыть листок со словом "омонимы".

-Все листочки на дереве мы открыли?

- Продолжаем растить лексическое дерево. Узнавать, какими словами богат русский язык.

Вывод: Чем больше мы будем знать синонимов, антонимов, омонимов, тем выразительнее, точнее, правильнее будет наша речь.

V. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику. Рубрика "Давай подумаем" с. 69.

- Читает ребёнок. Ответы детей. (Пришли из других языков)

- Как вы назовёте слова, пришедшие из других языков?

- В русском языке такие слова называют заимствованные. (Открыть листок. Проговорить хором).

- А почему эти слова появились в русском языке? (Появились предметы, которые несут эти лексические значения).

- Как вы думаете, все ли слова пришли из иностранных языков или есть слова, которые родились в русском языке?

- Слова, которые родились в русском языке, называют исконными. (Открыть листок. Проговорить хором).

- После небольшого отдыха мы посетим следующий зал музея.

Физминутка

Мы экскурсию продолжаем разминкой.

Выпрямляем мы все свои спинки,

К потолку мы потянулись,

Вправо - влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Всем здоровья пожелаем

И экскурсию продолжаем.

2. Работа в парах.

- Мы находимся в зале, в котором собраны слова со всего мира.

- Перед вами слова - экспонаты: пирог, трюк, карусель, берёза, масло, каша, завалинка, портрет, орфограмма.

- Подумайте, какие из этих слов заимствованные, а какие исконные.

- Как можно проверить ваши предположения? (В толковом словаре.)

- Распределите слова в 2 столбика:

Слова заимствованные: Слова исконные:

- Запись в тетрадь.

- пирог - разбираем вместе.

-трюк, карусель - комментируют 2 учащихся.

- самостоятельная работа.

трюк пирог

карусель берёза

орфограмма завалинка

портрет масло

компьютер каша

- В какую группу отнесём новое словарное слово: компьютер?

Проверка. Самооценка.

- Как называются слова 2-го столбика? (Исконные)

- А первого? (Заимствованные)

Появляется новая вещь – ее нужно как-то обозначить, назвать. Новые слова появляются беспрерывно.

- Откуда пришли в русский язык слова можно узнать и в словаре иностранных слов.

-Лексика современного русского языка содержит до 10 % заимствованных иноязычных слов. Некоторые слова с давних пор влились в русский язык, и никто не считает их чужими. Например, слово тетрадь греческого происхождения, оно встречается в письменных памятниках древней Руси еще с 11 века. (Если позволяет время, можно рассказать учащимся, что пишет в своей книге «Слово о словах» Лев Успенский)

3. Продолжаем экскурсию. Перед вами, ожившая картина.

Сценка.

- Матрёна!

- Что, тятя?

- Глянь, какой сегодня утренник - огород прихватило! Сходи-ка в сарай, принеси для растопки чего-нибудь. А вечером - так уж и быть, отпущу тебя с Дуняшкой на субботник. Сарафан наденешь. Иди, иди.

Девочка убегает.

- Кто сейчас разговаривал? (Отец и дочь)

- Как Матрёна назвала отца?

- В разговоре были два слова, знакомые вам из школьной жизни. Какие?

(Утренник и субботник)

- Как вы думаете, утренник - это праздник утром, вместо уроков?

(Так раньше называли утренние заморозки)

- А субботник?

- Субботник в старину - это посиделки на завалинке с песнями в субботу вечером.

Исконно русские слова имели другое значение.

4. Обобщение:

- С какими новыми словами вы познакомились во время экскурсии?

- Назовите тему нашей экскурсии.

Слова исконные и заимствованные. (Открыть тему на доске).

VI.Чтение стихотворения В. Солоухина «Деревья».

- Приглашаю вас в зал, где представлены рукописи мастеров слова.

- Литературное чтение с 87.

- Прочитайте произведение жужжащим чтением. Ответьте на вопросы:

1. Кто главные герои? О чём это произведение?

Жужжащее чтение. Ответы детей. (Деды. О памяти. О душевной красоте. О традициях).

(в это время 2-е уч-ся выполняют модель обложки к произведению)

2. Работа по строфам.

- Хоровое чтение первой строфы.

- Что мы увидели около каждого дома в деревне?

- Какие они? Значит, когда посажены? (Давно).

- Чтение учеником 2-й строфы.

- Кто посадил деревья?

- Для чего?

Потеха - чтение словарной статьи. Это слова -. (синонимы)

- Чтение учеником 3-й строфы.

- Кого называют лириком?

- Чтение учеником 4-й строфы.

- Почему автор повторяет 4 раза слово "рябины"? (Их посажено много).

- Каким синонимом можно заменить слово тын? (забор)

Знание синонимов сделало речь поэта выразительной.

- Чтение хоровое 5-й строфы.

- Как выглядит сад в дождливые осенние дни?

- Кто подарил нам эту радость?

(Радость эту подарили нам деды. Мы храним память о них.)

- Расскажите по обложке о произведении, с которым познакомились на уроке.

Это стихотворение о природе, Родине. Автор В. Солоухин "Деревья".

- Подумайте, как надо читать это стихотворение. (Торжественно, радостно)

3. Подготовка. Выразительное чтение.

- О каких людях это произведение? (Трудолюбивых, добрых, весёлых, умных)

VII.Работа в группах.

Задание на сообразительность. Работа в группе.

Очень часто иностранные слова употребляются без всякой на то надобности, искажая наш язык. Соедините стрелочкой исконно русские слова и заимствованные.

• Презентация, шоу, позитивный, интегрировать, имидж.

• Для справок: зрелище, представление, положительный, объединять, облик.

Проверка. По одному представителю из группы.

XIII. Итог урока. Рефлексия.

Закончилась экскурсия. Давайте посмотрим, насколько пополнился ваш багаж знаний. С какими новыми словами познакомились? (Прочитать названия на лексическом дереве)

Сегодня на уроке я

Научился.

Было трудно.

Было интересно.

Что мне этот урок дал для жизни?

IX.Домашнее задание.

Русский язык с. 72 упр. 5.,с 70 П!.

Лит. чтение с. 87 - наизусть.

Русский язык богат. Для выражения мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Давайте вместе будем учиться бережно относиться и владеть этим богатством.

Дорогие, ребята, благодарю вас за активность, творчество!

Дорогие, гости, благодарим вас за внимание.

Экскурсия заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.

Если вам понравился урок - экскурсия, покажите цветок;

листья - урок не понравился.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-презентация Дидактическая игра-презентация «НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ» по развтию речи. Цель игры: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения «Язык и стар и вечно нов. Слова исконные и заимствованные»
Опубликовано: 20 января 2014 в 18:59
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...