Интегрированный урок (внеурочная деятельность). Тема «С чего начинается Родина»

Людмила Клюева
Интегрированный урок (внеурочная деятельность). Тема «С чего начинается Родина»

Интегрированный урок

Внеклассное чтение. Окружающий мир. Внеурочная деятельность.

1 класс

Тема: «С чего начинается родина…».

Клюева Л. А. МБОУ СОШ № 61 имени М. И. Неделина

Цель урока: формировать знания детей о Родине, России, её символах, малой родине воспитывать любовь к Родине, гражданственность; способствовать развитию навыков чтения, культуры речи.

Задачи урока:

Личностные - Воспринимать объединяющую роль России как государства. Соотносить понятия большая и малая родина. Активизация творческого отношения учеников к учению; формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; оценивание ответа ученика с учётом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями; организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Метапредметные регулятивные - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Метапредметные познавательные - структурирование знаний с помощью различных знаковых моделей; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение речевых высказываний.

Метапредметные коммуникативные - определение цели, функций участников, способов взаимодействия через различные виды коммуникаций; контроль, коррекция, оценка действий партнера на основе совместной деятельности, направленной на общий результат.

Предметные результаты - Обучающиеся научатся:

- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;

- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности произведения;

- определять тему, главную мысль произведения;

- правильно строить ответы на поставленные вопросы;

- ставить вопросы по содержанию прочитанного;

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день.

Встали. Поклонились нашим гостям.

Сегодня у нас необычный урок. Он объединит внеклассное чтение, окружающий мир, внеурочную деятельность.

2 этап: Работа с понятиями: родина, Родина.

Учитель: составить из множества букв слово «родина»

А сейчас отгадайте ребус Р 1 а

Посмотрите на экран.

(Слайд№1)

Что вы замечаете? Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой?

Как вы это понимаете?

Высказывают предположения.

- Малая родина и большая Родина.

Работа с кластером: родина, Родина, большая, малая.

Так о чём же пойдёт речь на уроке?

В ходе урока мы с вами будем заполнять кластер.

Кластер - подмножество результатов поиска, связанных единством темы.

В результате чего у нас с вами получится проект по теме: «С чего начинается Родина…»

(Слайд№2)

3 этап. Работа над понятиями: Россия, Русь.

Учитель: Для каждого человека дорога любовь к Родине. Это чувство надо беречь. Это является ценностью для каждого человека.

Как зовут нашу Родину?

Россия. Российская Федерация

Работа с кластером. - Россия

(Слайд№3)

Кто знает стихотворение о России?

Россия…

Как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом РУСЬ.

А можно ли ещё, как - ни будь назвать Родину?

Русь

Работа с кластером. - Русь

Песня: «Россия – ты моя звезда»

4 этап. Работа с текстом К. Д. Ушинского «Отечество»

Как вы думаете, у человека одна родина или несколько?

У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к

тексту «Наше Отечество». (Хрестоматия, стр. 97)

(Слайд №4)

Прочитайте, кто автор этого текста?

(Слайд №5)

Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Константин Дмитриевич Ушинский написал много рассказов и сказок для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.

Как вы думаете, почему текст имеет такое название?

Как вы понимаете слово "Отечество"?

– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Людмила. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Людмила Александровна: Людмила, дочь отца Александра.

– Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.

Проверим нашу догадку.

Почитаем текст по частям, делая пометки на полях: «!» – знаю, «+» новое для вас, «?» - непонятное, или хотели бы уточнить сведения.

Читается текст с остановками по смысловым частям.

Первый отрывок.

- Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

- Какое название нашей Родины вы уже знаете? Поднимают «!» Россия

Какое новое название России вы прочитали?

Поднимают «+» Отечество

- Почему мы зовём Россию Отечеством? Прочитайте в тексте.

- Какое слово или выражение вам непонятно?

Поднимают «?» Испокон веку

Где можно узнать значение?

Первая группа – подумают сами.

Вторая группа – спросят у взрослых.

Третья группа – прочитают в толковом словаре.

Проверка результатов групп.

Зачитывает значение выражения из словаря Ожегова.

«испокон веку»? - Издавна, с давних времён

Что же мы узнали? Как зовут ещё нашу родину?

Заполнение кластера. - Отечество – отец. Матушка.

Второй отрывок

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное,

- Почему Россию мы зовём Родиной?

- Что значит родной язык?

- Найдите в тексте похожие слова.

Родина, родились, родной язык. Что это за слова? Родственные, однокоренные. Одинаковый корень – род.

На каком же языке мы с вами разговариваем?

На русском языке. Это для нас родной с вами язык.

Заполнение кластера – родной язык.

Третий отрывок

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Как же автор называет ещё нашу Россию?

- Почему?

Заполнение кластера. - Мать

Четвёртый отрывок

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

- Какое слово вам непонятно? Подберите близкое по смыслу слово.

Государство - страна.

Какие ещё государства вы знаете?

Заполнение кластера. Государство. Карта России.

- Так сколько у человека может быть Родин?

Заполнение кластера. - Одна

- Какая же главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста.

- Это пословица.

Назовите другие пословицы о родине?

Пословицы о родине прославляют землю русскую. В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству.

- Как сам автор относится к Родине?

- Он любит свою Родину, гордится ей, воспевает её в своих произведениях.

5 этап. Работа над группой понятий, которые относятся к нашей большой Родине. Работа в группах.

1 группа. Отгадайте ребус.

Город Москва.

Рассказ о Москве.

(Слайд №1, 2)

Заполняется кластер. Фото Москва. Фото В. В. Путина

2 группа. Раскрасить флаг России, рассказать о нём.

(Слайд №3)

Заполняется кластер. - Фото флага

3 группа. Собрать герб из пазлов. Рассказать о нём.

(Слайд №4)

Государственный герб Российской Федерации

Заполняется кластер. - Фото герба.

Учитель: Ещё, какие символы государства вы знаете? (Слайд №5)

Гимн.

Учитель: Что такое гимн?

Торжественная песня.

(Слайд №6)

Учитель: Как слушают гимн?

Стоя.

Встали все.

Звучит гимн со слайдами.

Учитель: Что вы увидели на экране, слушая гимн.

Слайд картинки гимна.

Учитель: Какой же вывод можем сделать?

Липецк для нас является нашей малой родиной.

6 этап. Работа над группой понятий, которые относятся к нашей малой родине.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно, расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. Лихачёв.

Учитель: Что для нас является «родным краем»

Город Липецк

(слайд что такое родной край)

Учитель: Что значит любить:

- свой край?

-когда гордишься родным городом и вносишь посильный вклад в его благоустройство;

- свою семью?

- когда все близкие люди рядом с тобой, когда ты чувствуешь заботу о себе и можешь заботиться о них;

- свой дом?

- когда тебе хочется возвращаться домой;

- школу?

- когда ты с радостью идешь в школу, общаешься с одноклассниками, получаешь новые знания.

Учитель: Все мы согласимся, что любовь к Родине – это, в первую очередь, любовь к своей семье, к своему дому, к своей школе. И это постепенно переходит в любовь к своему городу Липецку, а затем к своему государству – Российской Федерации.

Учитель: Кого вы увидели на липе?

Липовичок - Я – коренной житель Липецка, я хочу пригласить вас к себе в гости, будем путешествовать по моей родине.

- Как вы думаете, почему у меня такое имя?

---Ожидаемый результат: Липовичок – житель дерева липы, проживает в Липецке.

Липовичок: - Почему наш город носит такое название?

(Слайды старого Липецка №3, 4)

Учитель: Как вы понимаете слово липчанин?

Предположительные ответы детей:

Липчанин – тот, кто родился в Липецке;

- тот, кто любит город Липецк;

- тот, кто изучает историю Липецка;

- тот, кто делает Липецк лучше и краше;

- тот, кто гордится родным городом.

Заполняется кластер. – Город Липецк

Учитель: Это действительно так. Как можно не любить и не гордиться нашим городом?

(Слайд № 5)

Учитель: Город Липецк - 310 лет - город металлургов;

- 208 лет – город – курорт;

- 94 года – город авиаторов;

- 60 лет – Липецкой области!

(Прослушивание песни «С чего начинается Родина»)

7 этап. Обсуждение основной проблемы.

Чтение песни до строк «. с картинки в твоем букваре.»

Учитель: большая ценность – иметь хороших и верных друзей, из них вырастают настоящие граждане своей Родины.

Заполняется кластер. - Друзья

Учитель: Давайте построим дом, в котором будут жить хорошие и верные товарищи, настоящие граждане. Перед вами «кирпичики» чувств, которые создают атмосферу дома. Какие кирпичики можно выбрать для строительства?

(карточки: Радость, Подозрительность, Вина, Достоинство, Жадность, Порядочность, Холод, Обида, Нежность и т. д.).

Учитель: Дом, семья это самое главное для человека.

Послушаем проект Харитонова Павла о своей семье.

Заполняется кластер. – Дом. Семья

Прочитаем второй куплет песни до слов

«…С той песни, что пела нам мать…»

Учитель: Какие песни любимы нашим народом?

Русские народные песни.

Учитель: Их пели вам ваши мамы, бабушки. Знать культуру своего народа это тоже любовь к нашей Родине.

Заполняется кластер. - Культура

Давайте исполним одну из них.

Песня: «Как у наших у ворот».

8 этап Подведение итогов. Рефлексия.

Публикации по теме:

Акция «Единство народное» Акция Тема: «Единство народное». Место проведения: МДОУ – д\с «Радуга», старшая группа. Дата проведения: 7.11.2011. Цель акции: развивать.

Презентация «Родина» для занятий по патриотическому воспитанию во второй младшей группе Презентация "РОДИНА". Данная презентация разработанна для занятий во второй младшей группе, по патриотическому воспитанию. Презентация поможет.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
Автор публикации:
Интегрированный урок (внеурочная деятельность). Тема «С чего начинается Родина»
Опубликовано: 7 марта 2014 в 12:28
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...