Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Константинова
Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста

Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста

Краеведение – это изучение своей «малой Родины»: ее природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта, это воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, родному краю.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, родным краем, разнообразием и богатством природы…

Обобщив многолетнюю деятельность нашего детского сада в области краеведения, нами была разработана специальная программа «Сибирь – наш край родной», которая стала составляющей части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса. Цель программы: воспитание маленького гражданина, любящего и знающего свой родной край.

Вся работа по краеведению строится в системе и комплексе. Главный принцип – от простого к сложному, от близкого к далекому. Наша программа соответствует также принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Игровая деятельность предусматривает проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр и режиссерских игр с макетами природных зон Новосибирской области.

Коммуникативная деятельность предполагает свободное общение на краеведческие темы, беседы, составление рассказов и историй, отгадывание и придумывание загадок.

К познавательно-исследовательской деятельности относим рассматривание иллюстративного материала, фотографий, карт, просмотр видеоматериалов; экскурсии в природу, по микрорайону, городу, в школьный музей; проведение различных наблюдений; экспериментальную деятельность по выяснению свойств полезных ископаемых, дерева, проращиванию семян; решение проблемных ситуаций; коллекционирование; моделирование; семейные посещения Новосибирского зоопарка, театров, парков, краеведческого музея, выставок, памятных мест родного города.

В трудовую деятельность включаем помощь детей взрослым в уборке участков, труде в огороде и цветнике детского сада, на дачах с родителями, сбор семян, изготовление кормушек, подкормку птиц.

Продуктивная деятельность – это рисование, раскрашивание, аппликация, лепка, изготовление поделок из природного материала, создание книг-самоделок, составление коллажей, панно.

Музыкально-художественная деятельность – это, конечно, слушание музыки и пение, участие детей в праздниках ко Дню города и развлечении «Сибирские посиделки». К слову сказать, с авторской песней «Родная улица», слова – мамы одной из воспитанниц, музыка – музыкального руководителя, наша вокальная студия «Веселые нотки» стала лауреатом районного конкурса авторской песни «Ветер вдохновений – 2010».

Региональная составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех 10 образовательных областей. Однако обогащению содержания дошкольного образования и усилению регионально-этнической направленности образовательной деятельности способствуют несколько образовательных областей, это «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познание» включает следующие содержательные линии:

- географическое положение Новосибирска, Новосибирской области, Сибири, административное устройство;

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

- природа сибирского края, особенности рельефа и климата;

- народонаселение, особенности национальной культуры.

Образовательная область «Социализация» предусматривает

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование навыков культуры поведения и общения;

- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

В содержание образовательной области «Труд» включены

- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

- развитие собственной трудовой деятельности детей;

- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

Содержанием образовательной области «Коммуникация» является

- свободное общение взрослых и детей в процессе всей краеведческой работы;

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

В содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» включены

- приобщение к устному народному творчеству народов Сибири;

- ознакомление детей с творчеством новосибирских поэтов и писателей: Ирины Токмаковой, Нелли Закусиной, Евгения Мельникова, Ивана Краснова, Юрия Магалифа.

Образовательная область «Художественное творчество» включает следующие содержательные линии:

- народное декоративно-прикладное искусство, промыслы народов Сибири: Урало-Сибирская и Ордынская росписи, Купинская глиняная игрушка, изделия из сибирской берёсты;

- национальная одежда, элементы орнамента;

- творчество новосибирских художников;

- памятники скульптуры и архитектуры родного города.

Для организации образовательной деятельности с детьми по краеведению в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:

иллюстративный материал;

подборку художественной литературы;

карту природных зон Новосибирской области;

макеты детского сада, микрорайона, города и деревни, природных зон Новосибирской области, макеты военной тематики;

фотоэкспозицию о Новосибирске;

выставку «Дары сибирского леса»;

разнообразные гербарии, коллекции;

подборку дидактических игр;

атрибуты и оборудование для творческих игр;

оборудование для экспериментальной и исследовательской деятельности.

В ДОУ имеются экологическая комната, «русская изба», «картинная галерея». В старших и подготовительных группах оборудованы центры по патриотическому воспитанию, в том числе и краеведению.

Все это помогает детям познавать окружающий мир, расширять кругозор и жизненный опыт, что является необходимым условием социальной адаптации ребенка и успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса. Именно семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Взаимодействие с семьями детей в краеведческой работе предусматривает

- организацию «Встреч с интересными людьми», когда мамы, папы, бабушки, дедушки знакомят детей со своей профессией, интересными фактами из жизни;

- семейные посещения Новосибирского краеведческого и художественного музеев, выставок, театров, ботанического сада, цирка, зоопарка, контактного зоопарка «Дворик» на нашем Затулинском жилмассиве;

- семейные прогулки по памятным местам города;

- участие в праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках совместного творчества;

- составление «семейного древа»;

- совместное создание альбомов, самодельных книг;

- выпуск фотогазет, оформление фотовыставок;

- семейные чтения произведений устного народного творчества и художественной литературы по рекомендации воспитателей;

- совместное словотворчество: сочинение маленьких стихотворений, составление рассказов о семье, профессиях близких, семейном отдыхе, детском садике, родной улице, городе, родной природе.

Публикации по теме:

Электронное пособие для детей старшей группы «Наша область — Еврейская Автономия» Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей малой Родине. Особую актуальность приобретает.

Воспитание у ребёнка основ любви к Родине.Воспитание у ребёнка основ любви к Родине. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • ПДД
Автор публикации:
Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 07:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Настольная игра по сенсорному развитию «Конфеты для кукол» для детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю еще одну настольную игру по сенсорному развитию для детей раннего возраста, сделанную своими руками....
Календарно-тематическое планирование «Знакомство со свойствами материалов»
Понедельник 15 января 2018 Утро Игровая ситуация: «Что тяжелее? » ( Подуть на снежинку и на кусочек ваты. Цель: учить определять, что тяжелее бумага или...
Методическая разработка «Формы работы с родителями в детском саду».
В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским...
Фотоотчет «В детский сад театр приехал с удивительными героями!»
Наш детский сад часто посещает театр из разных городов. И всегда радует детей новыми героями и сказочными приключениями. А потом с веселым настроением...
Конспект занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию методом тычка...
Цель: Создание условий для реализации индивидуально-творческих способностей детей. Задачи: - Познакомить детей с рисованием гуашью тычком. - Вызвать...