МААМ-картинки

Интеллектуальная игра для педагогов «Россия: дела давно минувших дней»

Татьяна Алекберова
Интеллектуальная игра для педагогов «Россия: дела давно минувших дней»

МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка»

общеразвивающего вида г. Улан-Удэ

Интеллектуальная мультимедийная игра

для педагогов ДОО.

«Россия : дела давно минувших дней» -

путешествие в прошлое России.

Выполнила: старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Алекберова Татьяна Ивановна

Март 2018 года

Г. Улан-Удэ

Интеллектуальная мультимедийная игра для педагогов ДОО.

«Россия : дела давно минувших дней» - путешествие в прошлое России.

Публикация «Интеллектуальная игра для педагогов „Россия: дела давно минувших дней“» размещена в разделах

Цель:

систематизировать и закрепить знания педагогов об истории России по разделам : наши предки – славяне (их жизнь, быт, труд, одежда, жилище); предметы старины; народные праздники, промыслы; мифология, фольклор русского народа.

Формировать чувство причастности педагогов к наследию прошлого России.

Способствовать развитию интереса в к работе по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Актуальность:

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является художественно - эстетическое с учетом регионального компонента. Одним из блоков приоритетного направления является – приобщение детей дошкольного возраста и педагогов к истокам русской народной культуры. Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые им помогут стать достойными гражданами своей страны, настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями русского народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос».

Сегодня, как никогда, стало актуальным патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие детям нравственных качеств и моральных принципов. На современном этапе идет переоценка ценностей, сейчас на многое смотрим по-иному, делаем открытия. Это относится и к прошлому нашего народа. Где черпать знания, на что опираться при воспитании детей – конечно на опыт прошлого, на историю народа. А изучение истории немыслимо без знаний культуры, быта, фольклора.

С уверенностью можно сказать, что большинство педагогов нашего ДОО, к сожалению, недостаточно глубоко знакомо с народной русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие традиции и обычаи соблюдали? Как вели домашнее хозяйство? Чему учили детей? Как проводили праздники, в какие игры играли? Чем украшали жилище? Какую одежду носили? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времен, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к родной земле, на которой родился и живет ребенок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов.

Для полноценной и эффективной работы по данному направлению, педагоги ДОО должны обладать достаточным запасом необходимых знаний. Для повышения компетенций педагогов в области приобщения дошкольников к культуре русского народа и проводится мультимедийная викторина «Россия : дела давно минувших дней» - путешествие в прошлое России.

Правила игры:

Для участия в игре приглашаются все педагоги ДОУ. Педагоги делятся на 4-5 команд по цветам: красная, синяя, зеленая, желтая и фиолетовая. Выбираются капитаны команд. Игра проводится в виде викторины.

Для удобства оценивания участникам раздаются бейджики с соответственным цветом.

Листы оценки для жюри – Приложение №1.

Итак, игра состоит из 3-ёх туров и конкурса капитанов.

1 тур. – «Анаграммы»,

2 тур - Вопросы о развитии различных направлений культуры России.

3 тур - Фольклор.

4 тур – Конкурс капитанов.

Iтур «Анаграммы». (слайд 1)

Правила игры: Всем участникам игры - командам предлагается задание: из предложенных букв составить слово, которое употреблялось в разговорной речи в Древней Руси. Командам раздаются карточки с набором букв (Приложение №2, на них надо написать слово-ответ. На одно задание дается 1 минута времени. Балл зарабатывает команда, за правильный ответ. После 1 минуты ответы не принимаются.

В этом туре будет 7 заданий, следовательно правильно ответив за 1 минуту - можно заработать 7 баллов.

1. Старинная мера длины (Слайд 2).

и, р, а, н, ш

Ответ: АРШИН (слайд 3)

2. Старинная мера веса (слайд 4)

о, т, о, з, к, и, л, н

Ответ: ЗОЛОТНИК (слайд 5)

3. Часть прялки – дощечка, на которой сидит пряха (слайд 6)

е, н, д, о, ц

Ответ: ДОНЦЕ (слайд 7)

4. Простая бумажная ткань желтоватого цвета

а, к, т, й, а, к, и.

Ответ: КИТАЙКА.

5. Самая мелкая монета, четверть копейки

к, ш, а, л, п, у, о.

Ответ: ПОЛУШКА.

6. Берестяной кузов, лукошко.

м, н, у, ч, а.

Ответ: ЧУМАН

Чуман - берестяный кузов, лукошко, в котором держат мелочи; оно служит и черпаком, для воды.

7. Перерыв в работе для еды и отдыха.

о, д, у, о, п, в.

Ответ: УПОВОД

УПОВОД Время работы в один прием, от выти до выти, до еды и роздыху. Зимний рабочий день делится на два уповода, летний на три, иногда на четыре, особ. у ленивых, у которых и самые уповоды короче. Первый уповод, от восхода и завтрака до обеда (8 или 9 часов); второй, от обеда до паужина (2-3 часа); третий, до заката; Уповодничать есть и отдыхать после работы

II ТУР. Вопросы о развитии различных направлений культуры России.

Правила игры: во втором туре участникам предлагается ответить на вопросы о развитии различных направлений культуры Руси. К каждому вопросу предлагаются 4 варианта ответа. Необходимо выбрать единственно правильный ответ и записать его в карточку с соответственным порядковым номером (Приложение №3). Время для ответа – 30 секунд. После того, как все команды ответили – сдали свои листочки, ведущий комментирует правильный ответ. Всего 14 заданий в этом туре будет, поэтому каждая команда может заработать 14 баллов.

1 В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома?

1) зимой, 2) летом, 3) весной, 4) осенью.

Комментарий. В крещенские морозы дерево сухое, в нем практически нет сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения с окружающей средой, и дерево лучше и дольше сохранялось.

2. Какой день Масленой недели назывался «широким»

1) вторник, 2) среда, 3) четверг, 4) пятница.

Комментарий. С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье. Именно этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. На санях по улицам возили соломенное чучело, олицетворяющее собой зиму.

3. Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «Божьей ладонью»?

1) печь, 2) стол, 3) лавку, 4) сундук.

Комментарий. «Божьей ладонью» называли стол, поэтому нельзя было бить по столу, садиться на стол.

4. Как называлась хозяйственная постройка крестьянского двора, которая строилась на сваях?

1) хлев, 2) амбар, 3) рига, 4) гумно.

(РИГА — постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна).

Комментарий. Амбар иногда строили на сваях. Тесали такие столбы-сваи по-особенному: верх делали наподобие шляпки гриба. Поэтому грызуны не могли добраться до амбара. Иногда в качестве столбов использовались выкорчеванные деревья. Их врывали корнями вверх. Корни также служили препятствием для крыс и мышей.

5. Какое дерево крестьянин сажал в середине места, выбранного для строительства избы?

1) ель, 2) березу, 3) дуб, 4) иву.

Комментарий. Березу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и добро, а также защищает дом от молнии.

6. Как называлось основание печи в крестьянской избе?

1) устье, 2) шесток, 3) опечек, 4) конек.

Комментарий. Основанием печи служило печное место, или опечек. Это деревянный сруб из толстых бревен, разделенный пополам. В верхней части хранится вся утварь: ухваты, горшки, чугунки, в нижней части зимой держали кур.

7. Как называлось родовое имение боярина, передававшееся по наследству?

1) вотчина, 2)усадьба, 3) поместье, 4) посад.

Комментарий. Правильный ответ – вотчина. Поместье было у дворян, у князей – усадьба. Посадом называлось любое поселение вне городских стен.

8. Назовите художника – автора картин на мотивы русских народных былин и сказок, среди которых «Баба Яга» и «Кощей Бессмертный».

1) И. Е. Репин, 2) А. П. Рябушкин, 3) И. Н. Крамской, 4) В. М. Васнецов.

Комментарий. Виктор Михайлович Васнецов очень хорошо знал русскую историю и, как никто другой, восхищался песнями, былинами, сказками русского народа. Создал на их мотивы многие свои полотна.

9. Как в русской рубахе называлась специальная пройма под мышками на рукаве для большего удобства в работе?

1) подоплека, 2) ластовица, 3) понева, 4) епанечка.

Комментарий. Для большего удобства в рукава вшивалась ластовица: она вбирала в себя пот, а когда изнашивалась, её выпарывали и заменяли другой, продлевая таким образом срок службы рубахи.

10. Что из перечисленных не является головным убором?

1) ферязь, 2) кика, 3) боярка, 4) кокошник.

Комментарии: Ферязь – это старинная распашная одежда с накладными петлями-застежками посередине груди. Долгое время она бытовала в народной одежде и одежде стрельцов.

11. Назовите непременный атрибут женской и мужской одежды на Руси.

1) телогрея, 2) кафтан, 3) кушак, 4) портки.

Комментарии: Непременным атрибутом женской и мужской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например, было десять таких поясов, а у Дмитрия Донского – восемь. Однако пояс – не только украшение, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы.

12. Как назывались простые туфли, которые изготавливались из мягкой кожи?

1) онучи, 2) сабо, 3) чуни, 4) поршни.

Комментарии: Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли – поршни. Их делали из цельного куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнем, который обматывал ногу, чтобы поршни не спадали.

13. Как назывались бродячие актеры на Руси?

1) трубадуры, 2) пилигримы, 3) скоморохи, 4) сказители.

Комментарии: Непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актеры - скоморохи. Их ещё называли «шутами», «глумцами», «смехотворцами». Группами по 15-20 человек они странствовали из города в город, из села в село. Одни играли на музыкальных инструментах, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей. Группа скоморохов обязательно включала жонглеров, кукольников и особых шутников-потешников, умевших складно говорить всякие шутки-прибаутки.

14. Как называли в крестьянском доме правый от печки угол?

1) бабий кут, 2) красный угол, 3) гостевой угол, 4) иконостас.

Комментарии: Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка дома, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печки угол, назывался красным, т. е. красивым. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место предназначалось для дорогих гостей.

III ТУР. Фольклор.

Рекомендации: Условие проведения 3 тура – фольклора. Будут заданы вопросы по народному русскому фольклору. Кто первым поднимет руку – тот получает балл. Задано будет 10 вопросов, следовательно, можно заработать 10 баллов.

1. Какие литературные произведения в древности было принято не рассказывать, а петь? (Былины)

2. Няня, которая ходит за ребенком и поет ему песни? (Пестунья).

3. Протяжная ласковая песня для маленьких детей? (Колыбельная).

4. Короткие, состоящие из двух или четырех строчек, песенки, исполняемые подряд на одну мелодию? (Частушки).

5. Ритмичная песенка-приговор, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками? (Потешка).

6. Праздничные поздравительные зимние песни с пожеланиями хозяевам дома хорошего урожая, богатства, счастья? (Колядки).

7. Как называется последняя неделя перед Великим постом? (Масленица)

8. Назовите главный атрибут праздника Троицы? (Береза).

9. Что помещали в красном углу дома? (Икону).

10. Что в старину называли «распахнутые руки» дома? (Крыльцо).

IV. Конкурс капитанов.

Капитаны выходят на сцену, каждый выбирает путем слепого выбора – карточку по темам: «Мифология», «Предметы старины», «Русские народные промыслы», «Жилище», «Русский народный костюм» (Приложение №4, таким образом, выбирают тему вопросов. Капитанам раздаются карточки с соответственными выбранной теме вопросами (Приложение №5). Капитаны в течение 1 минуты отвечают письменно на заданные вопросы. По количеству правильных ответов – начисляется соответственное количество баллов (по 1 баллу за правильный ответ). У каждого капитана по 8 вопросов, значит можно заработать по 8 баллов.

«Мифология» :

1. Как наши предки называли духа дома, живущего за печкой? (Домовой)

2. Злая ленная старуха – волшебница и ведьма? (Баба Яга).

3. Как в славянской мифологии зовут хозяина леса и зверей? (Леший).

4. Кто в представлении славян был хозяином воды, чаще жил у мельницы или в омуте? (Водяной).

5. Как назывался главный славянский бог- громовержец? (Перун) .

6. Как назывался мифический дух, который мог менять свой облик, превращаясь в кого угодно? (Оборотень).

7. Какое имя было у кота Бабы Яги – главного помощника её злодеяний? (Баюн).

8. Как назывались мелкие предметы, которые носили на шее на шнурках? (Обереги).

«Русский народный костюм» :

1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиной ниже колена? (Рубаха).

2. Что служило на одежде украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка).

3. Как называлась короткая верхняя одежда на лямках без рукавов, похожая на маленький сарафанчик, с застежкой спереди? (Душегрея).

4. Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий корону вокруг головы? (Кокошник).

5. Как называлось широкое и длинное одеяние монаха или священника? (Ряса).

6. Как называлась мужская рубаха, разрез ворота которой располагался не посередине груди? (Косоворотка).

7. Как называлась одежда замужней женщины типа юбки, полотнища которой не сшиты по бокам? (Понева)

8. Обувь на Руси, сплетенная из ракиты или из лыка? (Лапти).

«Русские народные промыслы» :

1. Что в переводе с греческого языка означает слово «керамика»? (Глина).

2. Как называются вятские глиняные игрушки? (Дымковские).

3. Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме? (Гжель).

4. Искусство росписи по дереву, особенность которого – украшение предметов такими узорами, как «травка», «кудрины»? (Хохлома).

5. Как называется промысел, прославившийся изготовлением жестяных подносов? (Жестово).

6. Русская народная игрушка, символ России у иностранцев? (Матрешка).

7. Что в России называли «даром Валдая»? (Колокольчики).

8. Лаковая миниатюра, возникшая в 1924 г. в Ивановской области на основе иконописного промысла? (Палех).

«Предметы старины» :

1. Широкая медная чаша для еды с носиком? (Ендова).

2. Деревянный брус с рукоятью, которым колотили, валяли белье при стирке? (Валек).

3. Головной женский убор, связанная крючком сетка для волос, надеваемая под платок или шаль? (Волосник).

4. Расчищенный, часто огороженный, утрамбованный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита, проводили его обмолот, а также веяние зерна? (Гумно).

5. Точеная палочка для наматывания ниток и плетения кружев? (Коклюшка).

6. Холодная половина крестьянской избы, в которой хранилось крестьянское имущество? (Клеть).

7. Предмет кухонной утвари, изготовленный из красной или зеленой меди, томпака, а в основном из латуни? (Самовар)

8. Полотенце, полотнище, кусок ткани во всю ширину? (Ширинка).

«Жилище» :

1. Как у древних славян называлась деревянная изба без окон из цельных неошкуренных бревен? (Сруб).

2. Как называлась оправа окон, украшенная искусной резьбой? (Наличники).

3. Как называлась верхняя часть крыши – оберег дома от злых сил? (Конек).

4. Чем снаружи закрывали окна в крестьянском доме? (Ставнями).

5. Как назывался передний угол в доме, украшенный иконами? (Божница).

6. Что располагалось в углу дома, противоположном красному углу? (Печь).

7. Как назывался тонкий зеленоватый материал, который в старину использовали вместо стекла, вставляя в оконные рамы? (Слюда).

8. Как называлась крепкая изгородь вокруг поселений, сделанная из обтесанных, заостренных и обожженных на огне бревен? (Частокол).

В конце игры – викторины жюри подводит итоги. Пока жюри подводит итоги, педагогам предлагается подвижная русская народная игра «Плетень».

Команды – победители, занявшие 1, 2, 3 места, награждается ценными призами - тортами, участники памятными подарками - шоколадками, все участники награждаются грамотами.

Если у команд одинаковое количество баллов, то предлагаются дополнительные вопросы:

1. Вычесанный и перевязанный пучок льна или пеньки, изготавливаемый для получения пряжи? (Кудель).

2. Крестьянская похлебка из горохового толокна с салом? (Кулеш).

3. Как назывался родник, из которого брал своё начало ручей? (Иордань).

4. Как называется Масленица в церковном календаре? (Сырная неделя).

5. Какую народную зимнюю забаву изобразил на своей картине художник В. И. Суриков? (Взятие снежного городка).

6. Какой русский царь выпустил указ, согласно которому Новый год нужно было отмечать, как во всей Европе, 1 января? (Петр Первый).

7. Как называлась грубая, толстая будничная одежда? (Рубище).

8. В каком году в России впервые появилась первая новогодняя ёлка? (В 1700 году).

9. Как называлось старинное зрелище с плясками, хороводами, театрализованными обрядами, играми? (Игрище).

10. Как крестьяне называли крестную мать ребенка? (Божатка, богатка).

11. Назовите все дни Масленичной недели?

(Понедельник – Встреча, вторник – Заигрыши, среда - Лакомка, четверг – Разгуляй (Широкий четверг, или Чистый четверг, пятница – Тещины посиделки, к теще на блины, суббота – Золовкины посиделки, воскресенье – Прощеный день, Прощеное воскресенье).

12. В какие дни на масленичной неделе пекут блины? (Каждый день масленицы).

13. Что символизирует масленичный блин? (Блин – симвло солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь, придет весна, все начнет расти).

14. Чем венчаются купола православных храмов? (Крестом).

15. Сколько глав у собора Василия Блаженного? (Девять).

16. Как называется столовая в монастыре, западная пристройка к храму? (Трапезная).

17. Как называется часть храма для совершения священнодействий, отделенная от глаз верующих иконостасом? (Алтарь).

18. Место для песнопения в храме? (Клирис).

19. Как называются главные, художественно оформленные двери в иконостасе?

20. Как называется площадка перед входом в храм? (Паперть).

Публикации по теме:

Занятие по расширению представления об исторических ценностях «Дела давно минувших лет» Цель: -расширять у детей представления об истории нашего поселка; Задачи: -пробуждать интерес к прошлому родного поселка, образу жизни.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по математике для детей с 6 до 7 лет Цель: Развивать познавательные и творческие способности детей. Активизировать интерес родителей, привлечь к участию в игре. Задачи: Образовательные.

Интеллектуальная игра для детей 5–7 лет «Знатоки космоса» 1 тур За каждый правильный ответ дети получают фишки. В конце игры дети подсчитывают количество фишек. 1 вопрос: ка звали человека, который.

«Экология Таймыра». Интеллектуальная игра для детей 6–7 лет «Слабое звено» Интеллектуальная игра для детей 6-7 лет «Слабое звено» ТЕМА: Экология Таймыра ЗАДАЧИ: уточнить знание детей о климатических особенностях.

Интеллектуальная игра для педагогов ДОУ «Где логика?» Интеллектуальная игра «ГДЕ ЛОГИКА» Цель игры: Привлечь внимание педагогов к групповым играм с воспитанниками, которые способствуют формированию.

Интеллектуальная игра для педагогов «Колесо знаний» «Колесо знаний» Цель: - привлечь внимание педагогов к вопросам интеллектуального развития; - активизировать мыслительную деятельность.

Интеллектуальная игра для подготовительной группы «Брейн-ринг» МКДОУ детский сад № 3 Воспитатель: Волкова Т. Г., 1 КК Интеллектуальная игра БРЕЙН - РИНГ Место проведения: музыкальный зал. Продолжительность:.

Интеллектуальная игра для подготовительной группы «Что? Где? Когда?»Интеллектуальная игра для подготовительной группы «Что? Где? Когда?» ЦЕЛЬ: Развивать познавательные способности учащихся, развития зрительного восприятия, внимания, интерес к познанию окружающего мира.

Интеллектуальная игра для учащихся «Умники и умницы» .

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальная игра для педагогов «Россия: дела давно минувших дней»
Опубликовано: 17 июля 2018 в 10:09
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД