Интеллектуальное развлечение

Надежда Кожемякина
Интеллектуальное развлечение

Детство – неповторимая пора становления, роста умственных сил. Именно в эти годы активность и неугомонное желание пробовать себя в различных начинаниях, забавах проявляются очень ярко. В интеллектуальных развлечениях ; ребенок проявляет инициативу, испытывает желанную полноту нагрузки, наслаждается открытиями нового.

Еще не осознавая этого, каждый ваш потенциальный Александр Македонский мечтает об учителе, сопоставимом с Аристотелем. «Хотя наука к концу 20 века настолько преуспела в определении всего спектра человеческих способностей, что в принципе остается очень немного – подвести, подтолкнуть данного ребенка к тому самому источнику, который именно его наиболее полно напоит, из которого именно этот, данный ребенок впитает предназначенную ему живительную влагу».

По сей день не устарела мысль, высказанная Д. Дидро: «Гений падает с неба, и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо». И кому как не нам с вами важно не пропустить, не потерять талант, данный природой! Нам нужно вводить детей уже в начале жизни в мир идей, книг, научных лабораторий, научить радости учения, вести дорогой трудной интеллектуальной активности.

Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использование интеллектуальных развлечений, относится к таким методам. Успехи детей в интеллектуальных развлечениях – наиболее достоверные показатели их достижений. Являясь одной из форм поиска и выявления одаренных детей, интеллектуальное развлечение дает комплексную оценку уровня достижений ее участников – по объему и содержанию предметных и общих знаний, умению мыслить ситуационно, вести дискуссию, находить оптимальное решение задач; учит общаться, быть критичным к себе, уважать чужое мнение.

Интеллектуальное развлечение по сказкам А. С. Пушкина в подготовительной к школе группе.

Тема: «У лукоморья»

Программное содержание:

Развлечение рассчитано на 2-4 команды. Оптимальное количество членов команды – 5-7 человек. Помещение, где проводится игра, украшено детскими работами – лепкой, рисунками, мозаикой – на мотивы сказок Пушкина. Здесь же большой дуб (декорация) с висящими на нем атрибутами, о которых будет сказано ниже. Участники игры, разделенные на команды, сидят на стульчиках, образуя полукруг. Перед каждой командой небольшой столик, на котором лежат карандаши, ластики.

Звучит музыка.

Ведущий: У Лукоморья дуб зеленый;

                   Златая цепь на дубе том:

                   И днем и ночью кот ученый

                    Все ходит по цепи кругом…

Много сказок знает кот: волшебных, загадочных и поучительных. Эти сказки он рассказал А. С. Пушкину, а Пушкин – нам. Вы их слушали внимательно, и теперь все-все знаете о героях пушкинских сказок. А сегодня мы выясним, что вам больше всего запомнилось и что понравилось. Наши судьи определят команду, которая лучше всех справится со всеми заданиями.

Первое задание.

«Узнай сказку по ее концу».

- глядь: опять перед ним землянка;

  На пороге сидит его старуха,

  А пред нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.   («Сказка о Золотом Петушке»)

- я там был; мед, пиво пил –

  И усы лишь обмочил. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о Мертвой царевне»)

- не гонялся бы ты, за дешевизною. («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Второе задание.

«Угадай героя».

Команды получают комплект рисунков с персонажами сказок, раскладывают их на столе. Рисунки раздают таким образом, чтобы впоследствии их можно было объединить по темам, например:

1 команда (Поп, Балда, Мудрец, Петушок)

2 команда (Старик, Старуха, Салтан, Бабариха)

Затем ведущий задает вопросы, а дети находят ответ на своих рисунках и показывают жюри.

1. Кто сказал?

- Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого? (Поп)

- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему? (Царевна – Лебедь)

- Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли… (Гвидон)

- Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство. (старик)

- Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне. (Черница)

- Помири на как-нибудь:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою,

Что ж качаешь головою?

Аль отказываешь нам? (Богатырь)

- Помнишь, за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою? (Мудрец)

2. О ком здесь говорится?

- Днем свет божий затмевает;

Ночью землю освещает,

Месяц над косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна-Лебедь)

- За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она пряником печатным. (Старуха)

- И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась … (Царица-мачеха)

- Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел… (Дадон)

- Коли только жив я буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу. (Салтан)

- Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась, чуть дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила. (Царевна)

- Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До свела все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит.

Яичко испечет да сам и облупит. (Балда)

- Тут во всем они признались.

Повинились, разрыдались;

Царь для радости такой

Отпустил их всех домой. (Ткачиха, Повариха, Бабариха)

- Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Там за стол его сажала,

Всяким яством угощала,

Уложила отдыхать

На парчовую кровать. (Шамаханская царица)

- Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно… (Петушок)

3. Найди пару.

Ведущий предлагает детям объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героях

Третье задание.

«Сказочная геометрия»

Ведущий выставляет стенд, на котором прикреплены прямоугольники, треугольники, овалы и круги (большие, средние, маленькие). От каждой команды к стенду выходят по одному представителю.

Ведущий:

- Вы знаете, что многие предметы напоминают нам какую-нибудь геометрическую фигуру. Я буду вам зачитывать характеристику предмета, а вы по очереди находите эту фигуру на стенде и показываете ее жюри.

- зеркало царицы  (овальное, средней величины);

- яблоко черницы  (круглое, маленькое);

- корыто старухи (прямоугольное, большое);

- домик белки  (треугольный, маленький);

- письмо к Салтану (прямоугольное, средней величины);

- парус на корабле  (треугольный, большой);

- бочка Гвидона  (овальная, большая);

- щит богатыря (круглый, большой).

Четвертое задание.

«Живой, неживой».

Ведущий предлагает ребятам вспомнить, что такое живые и неживые предметы. Далее он называет предметы и персонажей сказок, а дети должны хлопать в ладоши, если предмет живой, и топать ногами, если неживой.

Например: дуб, цепь, петушок, орехи, белка, зеркало, яблоко, конь, невод, шатер и т. д.

Команды выполняют задания по очереди.

Пятое задание.

«Сундук Кощея»

От каждой команды приглашается 1 человек. Дети подходят к «дубу», на котором, как было сказано выше, висят нарисованные атрибуты: сундук, связка ключей, орешки (5 штук, яблоки (3штуки, зеркало, цепь, лук, стрела.

- Из связки ключей найти тот, который подходит к замку от сундука Кощея. (Это можно определить по рисунку бороздки ключа и скважины замка). После того как ключ подобран, дети получают по 10 «золотых» монет.

- На каждом предмете, находящемся на дубе, висит ценник:

Орех – 1 золотой, лук – 6 золотых, зеркало – 4 золотых, яблоко – 4 золотых,

Стрела – 4 золотых, цепь – 5 золотых.

Каждый из детей должен «купить» 3 предмета (не больше и не меньше) на всю сумму – 10 золотых.

Шестое задание.

«Золотая рыбка».

К столу приглашается 2 участника от каждой команды. На столе – «аквариум» (ящик, оклеенный рисунками, изображающими морское дно, удочки с веревкой и магнитом на конце; в «аквариуме» - вырезанные из картона рыбки, на каждую из которых прикреплена скрепка. Дети по очереди (3 раза) забрасывают удочку. Они должны поймать рыбок и затем подсчитать свой улов. Тот, кому попадется «золотая» рыбка, должен ответить на дополнительный вопрос и получить за это приз.

Дополнительные вопросы:

1. Кто из персонажей пушкинских сказок летал на небесах? (Гвидон, Руслан, Царевна-Лебедь, коршун, колдун)

2. Сколько сыновей было у царя Дадона? (2 сына)

3. В кого превращался Гвидон? (Комар, шмель, муха)

4. Сколько лет прожили вместе старик со своею старухой? (30 лет и 3 года)

5. За что рыбка наказала старуху? (За жадность)

6. Где растет сказочный зеленый дуб? (У Лукоморья)

7. Что такое Лукоморье? (Излучина)

Седьмое задание.

«Подвижные игры»

1. Орешки.

На полу рассыпаны «орешки», вырезанные из картона. Все члены команды собирают орешки и считают, сколько орехов собрала их команда. У каждой команды должно быть 10 орехов. Если их оказалось больше, дети должны лишние выбросить.

2. «Балда и черти».

В игре принимают участие мальчики (по 2 человека от команды). Перетягивание каната. Сначала играют 2 команды, потом 2 другие. Победители играют между собой.

3. «Старуха и корыто»

Игра для девочек (3-4 человека от команды). У каждой команды «корыто» (тазик или коробка, в «корыте» - «белье» (3-4 лоскута). Первая девочка берет лоскуток, бежит к стулу и «развешивает белье», затем бежит за вторым лоскутком, за третьим и т. д. Вторая участница конкурса должна по одной вещице вернуть все в «корыто». Дальше все повторяется. Побеждает команда, успевшая раньше других выполнить задание.

В заключение подводятся итоги конкурса знатоков и оцениваются работы художников.

Публикации по теме:

Контроль в ДОУ Схемы: «Анализ проведения развлечения (досуга)», «Организация игровой деятельности»,«Анализ музыкального занятия». СХЕМА № 29 «Анализ проведения.

Критерии гипперактивности КРИТЕРИИ ГИППЕРАКТИВНОСТИ (схема наблюдений за ребенком) ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ 1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Интеллектуальное развлечение
Опубликовано: 27 октября 2011 в 16:00
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...