Искусственная акселерация или одаренный ребенок

Елена Бабина
Искусственная акселерация или одаренный ребенок

Ситуация социального развития детей характеризуется рядом особенностей, составляющих социальные риски развития нового поколения российского общества.

Наблюдается поляризация психического развития детей – с одной стороны, это дети с ограниченными возможностями здоровья, с другой – дети, характеризующиеся ускоренным развитием. Воспитание детей по типу искусственной акселерации зачастую приводит к дисгармоничности познавательного и личностного развития.

Что же такое «искусственная акселерация»?

Это форсирование интеллектуального развития детей за счет вымывания типично дошкольных видов деятельности (игра, рисование) и замещение их псевдоучебной деятельностью. При искусственной акселерации реальной становится опасность переноса акцента на интеллектуальное развитие в ущерб личностному развитию. Это в свою очередь приводит к обеднению общения. А общение детей, сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности – основа морального развития, формирование компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.

В детском саду подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жизни – игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность. Даже если эти виды деятельности и остаются, они принимают форму обучения на занятиях, либо сами существенно изменяются в сторону «дидактирования».

Альтернативой должна стать амплификация детского развития – всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства, имеющая уникальное. Непреходящее значение для развития творческого воображения, любознательности, для мотивации познания в игре, изобразительной деятельности, восприятии художественной литературы и сказки. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста – актуальная задача дошкольного образования.

Стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. А также на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется в процессе реально совместной деятельности.

И не случайно «Программой развития образования Российской Федерации» перед системой образования ставится задача раннего развития одаренности, т. к. детский возраст – это период становления способностей и личности.

«Одаренный», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто можно слышать в последнее время. И это естественно, поскольку отражает характерную для сегодняшнего дня тенденцию – гуманизацию образования. Ведь развитие личности, ее достижения в жизни. Самореализация тесным образом связаны с ее способностями, одаренностью.

Так что же такое «одаренность» и можно ли говорить об одаренности детей в дошкольном возрасте?

Для начала давайте разберемся с понятиями.

«Способности» - такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.

«Одаренность» - качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности.

Когда этот дар проявляется у малыша, о нем говорят – «одаренный ребенок».

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Обратим внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок».

Можно ли говорить об одаренности, применительно к дошкольному возрасту?

Одаренность на этапе дошкольного детства должна раскрываться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

И способности, и одаренность как проявляются, так и развиваются в деятельности и общении. Но следует подчеркнуть, что деятельность должна быть эмоционально приятной и нацеленной на успех.

Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать «засохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в период, особо значимый для человечества – дошкольное детство. И, конечно же, правильно отнестись к детям, обладающим признаками одаренности, принять их. Это, к сожалению, удается далеко не всем родителям и педагогам. Неталантливых детей не бывает. Нужно создавать условия для их эффективного развития.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ (кружковая работа, и работа психолога – составная часть этой программы).

Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями.

Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы талантливых детей, т. к. они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Формы работы с родителями одаренных детей:

родительский клуб;

индивидуальные консультации психолога;

детско-родительские проекты.

анкетирование, тестирование,

беседы, консультации,

родительские собрания,

папки-передвижки,

день открытых дверей,

круглый стол,

дискуссионный клуб,

участие родителей в создании развивающей среды,

посещение на дому,

пропаганда лучшего опыта семейного воспитания,

родительская газета и др.

Рекомендации родителям одаренных детей и педагогам, работающим с такими детьми

1. К одаренному ребёнку необходим особый подход. Уважайте его индивидуальность. Уважайте его собственные интересы и увлечения.

2. Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.

3. В разговорах с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.

4. Во взаимодействии с ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.

5. Развивайте наблюдательность.

6. Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.

7. Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Поддерживайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.

8. В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».

9. Создайте для своего ребёнка предметную среду, она играет важную роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.

10. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

11. Развивайте в своих детях следующие качества:

- уверенность и адекватную самооценку (т. е. создавайте ситуацию успеха);

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Публикации по теме:

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Искусственная акселерация или одаренный ребенок
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 23:27
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...