Проект-исследование для детей старшего дошкольного возраста «Где прячется энергия»

Наталья Саратовская
Проект-исследование для детей старшего дошкольного возраста «Где прячется энергия»

Содержание:

1. Введение…. 3

2. Этапы проекта…. ….4-7

3. Заключение…. 8

4. Список литературы…. 9

5. Приложение…. 10-31

1. Введение.

Учитывая региональный компонент, мы знакомим детей с градообразующим предприятием КАЭС, рассказываем о труде энергетиков. Многие дети знают, что их родители работают на атомной станции, они знают, что атомная станция производит электричество, но удивлены, что работники станции называются не электриками, а энергетиками.

Цель исследования:

Расширить знания детей об энергии.

Задачи исследования:

Исследовать виды энергии в природе.

Объект исследования: энергия в природе.

Актуальность:

Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

Этапы проекта.

Проблемная ситуация.

Город Полярные Зори это город энергетиков. Мы часто слышим от наших родителей такие слова, как энергия, электричество, какой энергичный ребенок. Вообще, что же такое энергия? Откуда она взялась? Где живёт? Вот это нам и предстоит выяснить в своей исследовательской работе.

Выдвижение гипотезы.

… «Я думаю, что энергия есть внутри меня, но я её никогда не видел», «Энергия у каждого человека своя и отдать её другому нельзя, так как её нельзя потрогать», «Энергия это электрический ток, поэтому она есть только в электрических приборах» - так думают дети.

Обсуждение условий эксперимента.

Мы спросили у воспитателя, что означает слова: энергия, электричество, энергичный ребенок. Вообще, что же такое энергия? Откуда она взялась? Где живёт? Воспитатель нам сказал, что энергию он никогда не видел, но там где она есть, всегда появляются свет, тепло или движение. Мы стали искать вокруг себя предметы обладающие энергией.

Проведение экспериментов.

И мы решили проверить… Энергия это движение, свет и тепло. Живое существо двигается, излучает тепло. Для живых существ это жизнь. Откуда они получают энергию?

1. Энергия солнца дает нам тепло и свет. Благодаря солнечной энергии возникла жизнь на нашей планете Земля.

Исследование 1.

В солнечную погоду мы под стекло положили деревянный брусок. Брусок нагрелся. Значит, солнечное тепло нагревает предмет.

2. Энергия огня. Человек научился с помощью огня плавить металл, делать стекло. Огонь помог человеку заставить двигаться пароходы и другие машины. Огню поклонялись как божеству, о нем рассказывали легенды.

Исследование 2

(Домашнее творческое задание)

Нагрели на огне кастрюлю с водой. Когда вода закипела, мы обнаружил, что окружающий воздух тоже нагрелся. Это и есть энергия тепла, она переместилась из кастрюли с водой в воздух.

Из листа бумаги вырезали змейку. Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку. Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх. Значит, тепловая энергия помогает предметам двигаться.

3. Энергия ветра используется очень давно. При помощи ветра плавали корабли, работали мельницы. Сейчас ветряные станции вырабатывают электричество.

Исследование 3.

В ветреную погоду мы вынести на улицу вертушку. Вертушка вращается. Значит, сила ветра может приводить в движение вертушку.

Над батареями прикрепили тонкие полоски бумаги и открыли форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки стал опускаться вниз, и полоски бумаги стали двигаться. Мы предположили – это и есть энергия ветра!

4. Сейчас на больших реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают энергию, энергию воды.

Исследование 4.

Мы поставили в тазик колесо для животных и стали лить воду из лейки на лопасти колеса.

Лопасти колеса вращаются. Значит, вода может приводить предметы в движение.

5. Электрическую энергию вырабатывают турбины. Сейчас электричество есть в каждом доме.

Исследование 5.

Рассматривая лампочку в настольной лампе, мы увидели нить. Воспитатель включила лампу, нить мгновенно раскалилась, и свет заполнил всю комнату. Воспитатель сказал: трогать лампочку опасно, она стала горячей – её нагрела нить. Она объяснила что, лампа несет тепловую энергию, но она дает и свет. Значит, существует световая энергия.

В нашей квартире есть электрические провода, по ним бежит электрический ток и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Мы знаем, что электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Поэтому с электричеством никаких исследований не рискнули проводить. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть.

Мы взяли шарик, потерли его о волосы и приложили к стене той стороной, которой натирали. Вот шарик и повис. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его «поймали», когда стали шарик тереть о волосы. Он наэлектризовался, поэтому и притянулся к стенке. Значит, электричество живет не только в проводах, но и в волосах. Это электрическая энергия.

Мы взяли обычную маленькую пластиковую расческу и интенсивно потерли ее о волосы, а потом поднести к маленьким кусочкам бумаги и бумага притянется к расческе. Значит, электричество живет в расческе.

6. Энергия питания.

Рома постоянно не ест утром кашу. Плохо кушает суп и не любит пить молоко. Мы заметили, что Рома медленно бегает на физкультурном занятии и часто устает. Значит, принимая в пищу: овощи, фрукты, хлеб, молоко мы приобретаем энергию. Она нам помогает двигаться: бегать, ходить, дышать, жить.

7. Энергия живет и в не живых предметах.

Исследование 7.

Мы взяли два шарика, один легкий, другой тяжелый и пустили их по наклонной доске. В конце доски положили деревянный кирпичик. Шарик, который был легче не смог сдвинуть его, а шарик, который был тяжелее, легко это сделал. Тяжелый шарик скатился быстрее, чем легкий. Значит, у шариков есть энергия движения. Чем тяжелее предмет, тем он быстрее двигается. Когда мы двигаемся, то у нас есть энергия движений, которую мы можем передавать другим предметам.

Выводы.

«Энергия – это сила, способная выполнять какую-нибудь работу. Энергия приводит в движение и машины, и наше тело».

«Энергия никуда не исчезает и не возникает из ничего, она постоянно переходит из одного вида в другой».

Наше знакомство с различными видами энергии, помогло узнать, какая она бывает и где живёт.

Список литературы.

1. Доусвелл Пауль. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЭН, 2001

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык. 1999, с. 911

3. Короткова Н. А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение» 2002. – 52 с.

4. Нищева Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 118 с.

4. Интернет. Сайт «Идеи для вас»

5. Энциклопедия «Неизвестное рядом» - М.: РОСМЭН, 2001

6. Энциклопедия «Я открываю мир» - М.: АСТЕЛЬ, 2002

7. Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши исследования.

Энергия движения.

Энергия ветра.

Электричество во мне, тебе, везде.

Энергия огня.

Энергия электричества.

Энергия воды.

Энергия питания.

Нам помогают родители.

Энергия тепла.

Энергия ветра.

«Мой мирный атом»

Творческие работы участников конкурсов

Чудо вещи вокруг нас.

Дети, будьте бдительны! Очень заняты ваши родители.

Помните о своей безопасности – вокруг много опасностей!

Внимание! Внимание!

Соблюдайте правила,

чтоб не было возгорания!

Памятка для родителей и детей.

1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему? - Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может убить.

2. Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему? - По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может быть смертелен.

3. Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему? - Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.

4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Почему? - Потому что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и т. д.

5. Не перегружать работой электроприборы! Почему? – Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

6. Не пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Почему? – Это приведёт к пожару.

Главное правило пользования электроприборами для дошкольников

Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А чтобы вы не забывали эти правила, я вам даю памятки. Смотрите их и не забывайте, что нельзя делать.

Использование энергии солнца.

Использование энергии ветра.

Использование энергии воды.

Благодарим Вас за внимание.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Требования к оформлению методической разработки Рекомендации по оформлению методической разработки 1. Структура методической разработки Методическая разработка обязательно должна иметь.

Автор публикации:
Проект-исследование для детей старшего дошкольного возраста «Где прячется энергия»
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 16:17
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...