Лучший педагог года

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Мария Гаврикова
Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Введение:

Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга. Структуру этой сложной умственной деятельности изучил Павлов И. П. [45]. Он предположил, что грамматика — своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Физиологически процесс усвоения грамматики связан с генерализацией грамматических отношений, выработкой динамического стереотипа. Так, например, ребенок исследует реальные отношения между предметами, используют их в своей речи, и сделает выводы, суждения, обобщения. После этого происходит интуитивное усвоение этих правил и норм употребления. Учеными установлена условно-рефлекторная база усвоения грамматической стороны речи. У детей в процессе усвоения вырабатывается динамический стереотип при изменении грамматических форм речи. Малыш понимает, что для выражения мыслей нужно употреблять разные грамматические речевые структуры.

Публикация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Со временем динамический стереотип становится устойчивым. Ребёнок усваивает падежные окончания, употребляет их без ошибок. Но иногда проявляется недостаточная гибкость динамического стереотипа. Ведь бывают такие ситуации, в которых нужно отходить от определенной системы построение грамматических форм, необходим альтернативный способ. В таких ситуациях ребенок допускает ошибки, следуя устойчивому стереотипу.

Изучением данной проблемы занимались такие исследователи как: Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев [67, 68, 17]. Они подробно исследовали процесс становления речи у детей.

Изучением проблемы формирования грамматического строя речи у детей занимались такие ученые как: Т. Н. Ушакова [58]. Грамматическая сторона речи необходима для социализации в обществе, поэтому очень важно, чтобы ее развитие происходило правильно. По этой причине наша работа является насущной и актуальной.

На формирование грамматического строя речи имеют влияние нормативные процессы, имеют непосредственное отношение многие стороны мыслительной и познавательной деятельности. При нормальном течении речевого развития грамматика усваивается ребенком самостоятельно, с помощью подражания речи взрослого. Но усвоение грамматических структур речи невозможно без достаточно высокого уровня овладения процессами аналитико-синтетической деятельности, процессами обобщения, дифференциации и классификации, абстрактно-логического типа мышления (Гвоздев А. Н., Леонтьев А. Н. [16, 31]). Несформированность одного из этих навыков влечет за собой нарушение всей речевой системы. (Выготский Л. С., Левина Р. Е., Лурия А. Р. [12, 30, 37])

В настоящее время сложилось противоречие – многие методики не включают в себя работу по устранению проблем грамматического строя, что снижает эффективность этих методик, хотя учеными давно доказано, что грамматический строй ребенка – одна из основополагающих структур речи.

Этот факт негативно повлиял на коррекцию детей с ОНР – в настоящее время растет количество детей с нарушениями речи, что делает тему нашей работы «Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи» важной и современной.

Из выше упомянутого можно выделить основную проблему исследования: «Какие методы и способы коррекции нарушений грамматического строя будут наиболее эффективными в работы с детьми при ОНР?»

С учетом необходимости усвоения детьми грамматическими правилами построения речевого высказывания проблема нашего исследования является насущной и актуальной.

Цель исследования — выявление нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.

Объект исследования — дошкольники с нарушениями грамматического строя речи при ОНР (5 —6 лет).

Предмет исследования — нарушения грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.

Задачи нашего исследования:

Изучить соответствующую литературу по проблеме исследования;

Отобрать наиболее эффективные методики исследования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР;

Обнаружить нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР;

Составить рекомендации по предупреждению и преодолению специфических нарушений грамматического строя речи при ОНР у дошкольников.

Гипотеза исследования: Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР станет эффективнее при условии развития таких структур, как словообразование, синтаксис, словоизменение. Реализации развития этих структур способствуют наглядно-игровые средства и приемы, комплексный подход, включающий в себя развитие всех необходимых структур и поэтапное формирование определенных грамматических знаний, умений и навыков.

Основные методы исследования: сравнительный анализ, изучение актуальной психолого-педагогической и логопедической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный, наблюдение, обработка и интерпретация статистических данных, обобщение результатов.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что изложенные в работе исследования, их результаты и методические рекомендации могут быть полезны воспитателям речевых групп, родителям детей с ОНР и логопедам.

Организация экспериментального исследования

Проведенное нами теоретическое изучение проблемы особенностей грамматического строя речи детей с ОНР позволило найти наиболее эффективные методики для экспериментального исследования данной проблемы, подобрать методы логопедического воздействия и на их основе определить содержание коррекционной работы. После этого был определен план экспериментального исследования, его структурное содержание и сроки.

Коррекционная работа была условно разделена на несколько этапов:

Первый этап. Констатирующий эксперимент.

На втором этапе был разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование грамматического строя, исправлению определенных нарушений грамматических структур у дошкольников с ОНР.

Основой для создания эффективной методики коррекции послужил материал работы А. Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей». В ее методике обобщен опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими. Методика Арушановой опирается на опыт и идеи таких выдающихся исследователей, как Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия.

На третьем этапе был проведен контрольное обследование для выявления эффективности выбранной методики коррекционного воздействия. Было проведено аналогичное обследование состояния развития грамматического строя у детей с ОНР, после которого были сравнены результаты первичного и заключительного обследования, сделаны определенные выводы, составлен анализ эффективности коррекционной методики.

Характеристика методов и методик исследования

Грамматический строй речи включает в себя такие компоненты:

Синтаксис

Морфология

Словообразование и словоизменение

Диалог

Методики обследования были составлены на основе положений Г. В. Бабиной, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой.

Методика №1 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.)

«Обследование синтаксиса (умение построения структуры предложений)».

Для обследования используются картинки из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», или другие картинки на выбор. Образцы речи ребенка записываются и анализируются.

Методика №2 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.)

«Обследование морфологических структур»

Методика №3 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.)

«Обследование словообразования»

Методика №4 (Бабина Г. В.)

«Обследование диалогической речи»

Методика №5 (Арушанова А. Г.)

«Коррекция грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Анализ и интерпретация результатов:

В ходе обследования грамматического строя речи детей по методикам Г. В. Бабиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [62] была отобрана выборка из 15 детей с ОНР, которые имели преимущественно нарушения грамматического строя и соответствовали возрасту (5-6 лет).

Результаты начального обследования по каждой методике.

«Обследование синтаксиса».

В результате обследования синтаксической стороны речи было выявлено, что высоким уровнем овладений синтаксических правил построения предложений обладали 3 испытуемых (2 девочки, 1 мальчик). Средним уровнем обладали 8 детей (4 девочки, 4 мальчика). Низкий уровень – 4 ребенка (2 девочки, 2 мальчика).

Большинство детей не умели строить предложения даже элементарного типа (подлежащие +сказуемое +дополнение). Слова не согласовывались ни с помощью окончаний, ни с помощью предлогов или союзов. Поэтому большинство детей в речи пользовались фразами, отрывистыми предложениями, либо однословными нераспространенными предложениями.

В процентном соотношении данные подсчеты выглядели так:

Высокий уровень овладения синтаксисом – 20%;

Средний уровень овладения синтаксисом – 53%;

Низкий уровень овладения синтаксисом – 27%.

Результаты обследования морфологического строя речи выглядели таким образом:

«Обследование морфологического строя речи».

Высоким уровнем овладения морфологическими структурами обладали 2 испытуемых (1 мальчик, 1 девочка, средним уровнем овладения морфологическими структурами обладали 7 детей, из них 4 девочки и 3 мальчика. Низким уровнем обладали 5 испытуемых (3 девочки, 3 мальчика). Лишь данные одного ребенка соответствовали крайне низкому уровню овладения морфологическими знаниями, умениями и навыками (1 мальчик).

Большинство детей затруднялись изменять существительные по падежам, что для нормы в их возрасте – элементарное дело. Если в слове менялась приставка или же суффикс, многие дети теряли смысл слова. Слова не изменялись ни по родам, ни по числам.

В процентном соотношении эти данные составили:

Высокий уровень – 13%;

Средний уровень – 47%;

Низкий уровень – 33%;

Крайне низкий уровень – 7%.

Результаты по обследованию навыка словоизменения и словообразования были представлены в следующем виде:

Высоким уровнем овладения навыками словообразования и словоизменения не обладал ни один из испытуемых, что составило в процентном соотношении 0%. Средним уровнем овладения словотворчества и словоизменения обладали в общей сложности 9 человек (5 девочек, 4 мальчика). Переведя данные результаты в проценты, мы получили 60%. Низкий уровень овладения процессами словоизменения преобладал у 27% испытуемых, этот процент составили 4 ребенка (3 девочки, 1 мальчик). Крайне низкий уровень развития наблюдался у двух испытуемых, оба из них являлись мальчиками (13%).

Детям трудно составлять новые слова даже из предложенных конструкций, затруднения встречались и после показа примера составления. После тщательной тренировки многие дети могли по образу и подобию составлять слова, но если существовало малейшее отклонение от шаблона – это вводило детей в ступор.

Результаты обследования диалогической речи дошкольников на момент первичного среза выглядели таким образом:

Высокий уровень овладения диалогической речью – 0 детей.

Средний уровень овладения диалогической речью – 9 детей (5 девочек, 4 мальчика).

Низкий уровень овладения диалогической речью – 6 детей (3 девочки, 3 мальчика).

Крайне низкий уровень овладения диалогической речью – 0 детей.

Так как нарушены многие важные структуры в речи детей, это отражалось и на диалогической речи. Речь контекстна, смазана, отрывками. Скудна по сложности и наполняемости предложений. Но понимание сохранно, в норме. Понимали больше, чем говорили, но выразить своими словами могли минимум информации. Но шаблонные фразы и просьбы произносили в нужном месте, и без нарушений. Многие испытуемые не могли поддержать тему диалога, постоянно соскальзывали на разные другие темы.

В процентном соотношении эти данные составляли 60% по среднему уровню развития и 40% по низкому уровню.

После проведения долгой и кропотливой работы по выбранной коррекционной методике был проведен контрольный срез по тем же четырем методикам обследования. Данные результатов обследования предъявлены в виде таблицы с подробными баллами ниже.

Результаты финального среза кардинально отличались от результатов обследования на начальном этапе.

Обследование синтаксиса

В результате контрольного обследования синтаксиса у дошкольников было выявлено, что количество испытуемых, умело владеющих знаниями синтаксических структур речи, возросло, а именно составило 7 человек (5 девочек, 2 мальчика). Средний уровень овладения синтаксическими умениями – 6 испытуемых (3 девочки, 3 мальчика). Низкий уровень наблюдался у двоих детей (2 мальчика).

Дети научились составлять более сложные предложения, распространять их разными словами, речь стала более сложноорганизованной. Многие дети составляли тексты-описания, повествования, не делая ни единой ошибки в согласовании слов между предложениями.

В процентном соотношении эти данные выглядели так:

Высокий уровень – 47%.

Средний уровень - 40%

Низкий уровень – 13%.

Обследование морфологического строя речи

Результаты обследования выявили, что высокий уровень развития морфологических структур преобладал у 5 детей (2 девочки, 3 мальчика). Средний уровень – 7 испытуемых (5 девочек, 2 мальчика, низкий уровень – у трех детей (1 девочка, 2 мальчика, низкий уровень не наблюдался ни у одного испытуемого.

Дети научились делать элементарный разбор слова по составу, научились вычленять корень у однокоренных слов. Дети стали видеть схожие и различные части в словах, определять слова в группы по какому-либо частному признаку. В предложении дети правильно изменяли окончания слов. Конечно, наблюдались ошибки в согласовании сложных слов, но дети пользовались отработанными образцами, пытаясь найти верный вариант.

В процентах:

Высокий уровень – 33%;

Средний уровень – 47%;

Низкий уровень – 20%;

Крайне низкий уровень – 0%.

Обследование навыка словообразования и словоизменения

Высокий уровень наблюдался у 6 детей (40%, 3 девочки, 3 мальчика). Средний уровень наблюдался у 7 испытуемых (3 девочки, 4 мальчика, что составило 47%. Низкий уровень наблюдался всего у двоих девочек (13%).

Большинство детей после коррекционной работы научились составлять прилагательные из существительных и наоборот. Там, где возникали сложности, детям задавался наводящий вопрос (какой, данный вопрос помогал детям вспомнить примерное звучание окончания. После составления нового слова, детям предлагалось рассказать, что же означает составленная конструкция. Большинство детей выделяли корень слова, чтобы понять смысл, а значит, задействовали мышление и предыдущий накопленный опыт словоизменения и словообразования.

«Обследование диалогической речи»

Результаты выглядели таким образом:

Высокий уровень – 6 испытуемых (3 девочки, 3 мальчика);

Средний уровень – 9 испытуемых (5 девочек, 4 мальчика);

Низкий уровень – 0 испытуемых.

Дети очень умело пользовались диалогической речью, могли поддержать диалог на любую бытовую тему не только со сверстниками, но и с воспитателями, логопедом. Было видно, что дети стали строить высказывания более правильно, грамотно, умело. Иногда встречались трудности в незнакомых темах, при употреблении незнакомых фраз и оборотов. Но такие явления происходили крайне редко.

В экспериментальной части нашего исследования было доказано, что дети с общим недоразвитием речи III уровня имели отличия в развитии речи, по сравнению с нормальными детьми. Наибольшее количество ошибок наблюдалось при согласовании прилагательных с существительными, в согласовании предложений высказывания между собой, составления связного текста. Наблюдались ошибки в изменении глаголов движения, существительных по падежам и числам. Констатируемые результаты помогли определить наиболее эффективный способ коррекции нарушений, который также был проверен в практической части выпускной квалификационной работы. Применение коррекционной логопедической работы в течение 6 недель положительно повлияло на развитие грамматического строя дошкольников с общим недоразвитием речи, исправило недостатки, но не в значительной мере, ведь для полной коррекции нарушения и достижения оптимального уровня развития требуется больше времени.

Анализ медицинских карт испытуемых с общим недоразвитием речи выявил различные отклонения от нормального течения беременности (токсикозы, родовые травмы, кесарево сечение, недоношенность плода, незначительные заболевания матери в период беременности).

Исследование различных сторон грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи выявило наличие нарушений звукопроизношения, нарушения в определении слоговой структуры слов, дефекты в фонематическом восприятии, ошибки в программировании связной речи, несогласование частей речи в предложении между собой.

Активный словарь испытуемых также не соответствовал норме, дошкольники не владели обобщающими понятиями, словарь почти не включает в себя предикаты, общаются больше существительными.

На основании полученных результатов обследования была выбрана методика коррекционной работы Арушановой, которая включала в себя следующие типы работы:

Формирование структуры предложений;

Развитие морфологии;

Развитие навыка словообразования и словоизменения;

Работа над диалогической речью (связность высказывания и т. д.).

Таким образом, коррекция нарушений в формировании грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялась со всеми детьми экспериментальной выборки. Специфика работы заключалась в организации определенной системы занятий и упражнений по работе над дефектными сторонами в развитии речи детей, в подборе упражнений, направленных на конкретные навыки. Такими навыками являлись умение анализировать и составлять высказывание, согласование частей речи между собой, изменение частей речи по числам, падежам, родам и т. д. На этой основе у дошкольников формировались представления о разных грамматических конструкциях, различные необходимые знания, умения и навыки.

Проведенная работа дала следующие результаты:

Испытуемые показали улучшения в развитии лексико-грамматических структур речи, почти половина экспериментальной группы достигла высокого уровня развития грамматического строя речи. Такой результат, безусловно, можно объяснить верным подбором и хорошей систематизацией подобранных методов коррекционной работы.

В общем итоге, процентное соотношение испытуемых с высоким уровнем по всем методикам на момент первичного обследования составляло лишь 10% от общей выборки детей. Но уже после коррекционного воздействия эта цифра выросла в 4 раза и составила 40%. Эти цифры наглядно доказывают, что выбранная методика работы эффективна, и, при условии увеличенного срока работы, эффективность может увеличиться. Результаты исследования позволяют считать цель нашего исследования достигнутой, гипотезу – подтвержденной.

Заключение:

Общее недоразвитие речи представляет собой комплексное речевое нарушение у детей с сохранным слухом и интеллектом, при котором являются нарушенными важные речевые системы, такие как грамматика, лексика, синтаксис, морфология, что отражается на внешней речи ребенка и смысловом аспекте понимания речи.

Изучением данной проблемы занимались такие исследователи как: Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев. Они подробно исследовали процесс становления речи у детей.

Изучением проблемы формирования грамматического строя речи у детей занимались такие ученые, как Т. Н. Ушакова, Т. Б. Филичева, и другие.

Теоретическое обоснование выделения этого нарушения, как самостоятельного было сформулировано Р. Е. Левиной в 1961 году. Она выделила три уровня речевого недоразвития.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения в звукопроизношении, фонематического восприятия, грамматики, лексики, активного и пассивного словаря.

Такие дети не входят в контакт с окружающими, часто замкнуты, потому что наблюдаются трудности в общении. Но если же складывается общение, то дети тщательно обходят те слова и выражения, которые трудны или невозможны в употреблении, стараются меньше пользоваться прилагательными, наречиями, глаголами.

Проблема формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выделяется как одна из значимых в наше время. Ведь усвоение грамматического строя – сложный, комплексный, многоуровневый процесс, который характеризуется аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Этот процесс имеет рефлекторную основу, что описано многими физиологами.

Рекомендации для родителей детей с общим недоразвитием речи:

Комплексный подход. Чем тяжелее степень дефекта, тем больше срок коррекционной работы. Именно комплексный подход подразумевает не только работу логопеда, но и работу родителей, которые должны закреплять дома с детьми те навыки, умения и знания, которые формировал специалист на занятиях;

Рефлексия. Никакая работа не будет эффективной, если на достижения будет обращать внимание только логопед. Родители являются для ребенка авторитетными, любимыми людьми, и дома ребенку необходимо получать похвалу и отклик;

Собственная речь. Окружение ребенка играет огромную роль в преодолении дефекта. Родители обязаны обращать внимание на собственную речь, говорить грамотно, без ошибок.

Адекватная оценка возможностей детей. Если ребенок только начал овладевать активным и пассивным словарем, не стоит требовать от него развернутых ответов. Требованиями можно вызвать речевой негативизм, что отяготит логопедическое воздействие;

Вне логопедических занятий ребенку необходима речевая практика, которую должны обеспечивать родители. Необходимо мотивировать ребенка к высказыванию, побуждать, моделируя различные ситуации, провоцирующие высказывания. Такая практика может проводить в форме обычного устного опроса (Как дела? Как прошло занятие? Что было в садике, и в более сложной форме – кукольный театр, разного рода игры.

Забота о психоэмоциональном состоянии ребенка. Если ребенок не идет с родителями на контакт, не нужно насильно его побуждать к речи, возможно, немного позже он сам пойдет на контакт, а сейчас у него просто нет настроения;

Родители могут участвовать в процессе автоматизации звуков, закреплять поставленный логопедом звук, но при этом необходима консультация логопеда о способах и методах такого способа контроля. Не нужно заниматься самостоятельной работой, лучше спросить у грамотного специалиста;

Любопытство ребенка должно быть вознаграждено. Если ребенок озадачен вопросами (их может быть очень много, родители обязаны отвечать на них достоверно и грамотно. Ведь в дошкольном возрасте именно от родителей зависит качество знаний, также это помогает выявить интересы ребенка, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте;

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Это не побуждает его к новым достижениям, а, наоборот, угнетает, ребенок должен знать, что у него есть несомненные достоинства;

Практическое усвоение детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности, так как при формировании должны быть задействованы сложные мыслительные процессы, такие как анализ, синтез, абстракция, обобщение. Овладение грамматическим строем речи должно происходить в комплексе с обогащением активного и пассивного словаря, освоения структуры предложений, согласования частей речи, словоизменения, словообразования, развития диалогической речи. Все эти виды воздействия должны происходить в форме беседы, игры, любой другой деятельности, увлекательной и интересной для ребенка. Материал для занятий должен быть красочно оформлен и грамотно подобран.

Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и обобщены разные виды и аспекты воздействия на грамматический строй речи дошкольников с общим недоразвитием речи, выявлена специфика данного нарушения, его структура и особенности, определены основные методологические направления работы.

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи у дошкольниковДидактические игры для формирования грамматического строя речи у дошкольников Игра «Мебель» Цель: согласование числительных два и пять с существительными. Игровой материал: предметные картинки мебели, два игровых поля.

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок Интонация в словах –это красок море Ею можно выражать радость, трепет, горе Без нее слова пусты, знают даже дети Без нее мы видим все в.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНРДидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в различных.

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности Одной из важнейших проблем в логопедии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Хорошая.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста. Актуальность. Русский язык считается одним.

Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи Шмоткина А. И. воспитатель, МБДОУ ДС №67 «Аистенок», г. Старый Оскол.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 20:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД