Исследовательская деятельность младших дошкольников на тему «Насекомые»

Оксана Васильевна Коковина
Исследовательская деятельность младших дошкольников на тему «Насекомые»

Исследовательская деятельность младших дошкольников на тему «Насекомые»

Наряду с традиционной практикой дошкольного обучения существует ряд инновационных технологий ("игровая", "деятельностный метод", "проблемно-поисковый подход" и так далее, одной из которых является образовательная практика в форме исследовательской деятельности.

Детское исследование - это комплекс мероприятий, включающий организацию поиска информации, её структурирования и представления в виде доклада. Все эти составляющие, являясь частью разных образовательных областей, дают воспитателю возможность, с одной стороны, создать почву для разнонаправленного развития ребёнка, а с другой - интегрировать разные виды деятельности и образовательные области в одну интереснейшую практику.

Представляю вашему вниманию первый шаг этой практики - знакомство детей с профессией учёного и его методами познания мира, а также проведение собственного исследования в рамках темы "Насекомые".

Конспект познавательной непосредственно-образовательной

исследовательской деятельности на тему «Насекомые»

Цели:

• воспитывать бережное отношение к природе через рассматривание насекомых и наблюдение за ними, а также чтение соответствующей познавательной литературы;

• развивать умение детей наблюдать за объектами живой природы, видеть причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщения;

• способствовать развитию элементарных исследовательских умений детей.

Задачи:

• познакомить ребят с внешним видом некоторых насекомых: божья коровка, жук, кузнечик, паук, муравей, бабочка; способствовать получению детьми элементарных представлений об особенностях жизни, обитания и питания одного из их представителей посредством элементарной исследовательской практики;

• раскрыть особенности профессии учёного в сочетании с её социальной значимостью;

• научить детей проводить элементарное исследование в рамках темы «Насекомые» и обобщить имеющиеся знания по теме «Профессии».

Оборудование: кукла в одежде учёного (мантия, шапочка, иллюстрации из серии «Насекомые», иллюстрации с изображением учёного, методов исследования, инструментов исследования (микроскоп, лупа, энциклопедия с текстами, посвящёнными указанным насекомым, инструменты для наблюдения и эксперимента (лупа, палочка, нитка, подложка, баночка с живыми насекомыми, «Папка юного исследователя», карандаши (по количеству детей, чистые листы бумаги, картон и клей-карандаш (для создания макета детского доклада, костюм учёного (шапочка и мантия).

Ход деятельности.

Подгруппа детей 8-9 человек располагается на стульчиках, поставленных полукругом, а воспитатель – так, чтобы видеть всех ребят.

Воспитатель вносит в группу куклу в мантии учёного и рассказывает о том, что в гости к ребятам пришёл мальчик по имени Серёжа. Он очень любит играть, слушать интересные сказки, но больше всего исследовать, как настоящий учёный. Затем воспитатель помещает на мольберте иллюстрацию с изображением учёного и организует повествование о его профессии в диалоговой форме.

- Ребята, как вы думаете, чем занимаются учёные?

Дети отвечают: «Учёные исследуют что-нибудь, читают книги…». Если ребята затрудняются с ответом, воспитатель сам отвечает на свой вопрос.

- Учёный – это очень важная и сложная профессия. Давайте вспомним, какие профессии вы уже знаете.

Дети отвечают: «Врач, водитель, воспитатель, продавец, строитель, швея, сапожник».

- Молодцы! Все профессии очень нужны людям: врачи лечат, сапожники ремонтируют обувь, воспитатель занимается с детьми… А учёные не только исследуют природу или изучают книги, но придумывают разные полезные вещи, например, лекарства. Для чего нужны лекарства? А что будет, если, вдруг, исчезнут все лекарства? Также учёные придумали телевизор, стиральную машину, утюг и другие электроприборы. Они занимаются разведением хороших семян растений и выведением полезных пород домашних животных. И это ещё не всё: учёные придумали самолёты, корабли, автомобили, трамваи и другие виды транспорта. Они читают много книг и знают много разных и интересных рассказов. А наш Серёжа ещё мал и ходит в детский сад, но уже мечтает, когда вырастет, стать настоящим учёным. И интересуется Серёжа вот этими странными существами.

Воспитатель переворачивает мольберт и представляет вниманию детей иллюстрации с изображением насекомых (жук, божья коровка, муравей, бабочка, кузнечик).

- Как же называются эти существа?

Дети называют насекомых.

- А как их можно назвать одним словом?

Дети: «Насекомые!».

- Правильно, это насекомые. А давайте, ребята, мы тоже превратимся в учёных и поможем Серёже исследовать насекомого, который вам больше всего понравится.

Дети соглашаются и встают около стульчиков.

Физминутка № 1

(движения – по тексту):

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись!

После окончания физминутки воспитатель говорит ребятам о том, что они стали настоящими учёными, и предлагает им сесть вокруг столов, поставленных одним большим квадратом. Воспитатель садит куклу на стул около себя. На столах положены карандаши и небольшие листы бумаги по количеству детей.

- Ребята, а теперь нам нужно выбрать, какого именно насекомого мы будем изучать. Давайте порассуждаем.

Идёт обсуждение темы исследования, направляемое воспитателем с помощью вопросов: где мы будем наблюдать за насекомым? За каким насекомым наблюдать труднее или легче и почему? И т. д. В процессе обсуждения воспитатель убирает с мольберта отвергнутые детьми «варианты» исследования, после окончательного выбора там остаётся только одна соответствующая иллюстрация.

- Итак, ребята, мы с вами превратились в учёных, выбрали тему своего исследования, а теперь нам нужно собрать всю информацию о том насекомом, которого мы будем изучать. А вы знаете, как учёные собирают информацию?

Воспитатель, по мере называния методов исследования, помещает на мольберте соответствующие иллюстрации. В результате, вокруг иллюстрации с выбранной темой исследования образуется целый коллаж методов исследования.

- Сначала учёные думают и вспоминают всё, что знают о теме своего исследования. Затем они читают книги, в которых написано о том, что изучают. Часто эти книги называются энциклопедиями. Посмотрите, какая у меня красочная энциклопедия (представляет вниманию детей энциклопедию о насекомых). Нередко учёные знакомятся с темами своих исследований в сети Интернет с помощью компьютера. Также учёные всегда задают вопросы умным и знающим людям, проводят самостоятельные эксперименты и наблюдения.

Попробуем собрать информацию о нашем насекомом так же, как настоящие учёные? И чтобы ничего не забыть, будем нашу информацию записывать на этих листочках.

Воспитатель предлагает ребятам взять листы бумаги и карандаши, а также выбирает одного ребёнка и говорит о том, что он записи в специальную «Папку юного исследователя», чтобы потом сделать можно было сделать доклад.

- Итак, учёные сначала думают. Давайте подумаем и вспомним, что мы с вами знаем об этом насекомом.

Дети обсуждают и зарисовывают ответы на листах бумаги.

Зарисовка ответов требует не только тренировки, но и образца, поэтому воспитатель первые «записи» делает сам, а детей просит «нарисовать так же», объясняя при этом, что значит данная «запись». Воспитатель направляет беседу с помощью вопросов: «Издаёт ли это насекомое какой-то звук? Способно ли оно летать? В чём его особенность? Чем данное насекомое отличается от остальных насекомых? Чем оно питается? Где живёт и т. д.». Если дети не знают ответы на вопросы, воспитатель говорит о том, что не нужно отчаиваться, есть другие методы исследования, которые помогут ребятам разобраться.

Затем воспитатель предлагает ребятам прочитать историю об исследуемом насекомом в энциклопедии. Он обращает их внимание на моменты, которые до сих пор не были отмечены. Эти знания также фиксируются в листочках. После этого кукла Серёжа предлагает ребятам поиграть в детскую весёлую игру «Друг за другом».

Физминутка № 2

. Воспитатель предлагает детям встать в круг, повернуться друг за другом и затем следовать за выбранным водящим или самим воспитателем. Водящий идёт не быстро, но и не медленно, периодически меняя темп ходьбы и направление движения. Дети следуют за ним, подражая темпу и направлению, образуя колонну. Затем водящий заводит ребят в круг. Основная задача детей – быть послушными темпу и направлению движения, следовать, не нарушая колонны. После окончания игры воспитатель предлагает ребятам снова сесть за столы и продолжить своё исследование.

- Ребята, мы с вами как настоящие учёные собрали столько информации о насекомом, что у нас получился очень хороший и полный рассказ. Но этого недостаточно без самых основных методов – наблюдения и эксперимента. Где мы с вами сможем увидеть насекомого в жизни?

Дети: «На участке».

- Правильно, но для занятия я принесла этого насекомого к нам в группу.

Воспитатель достаёт баночку с насекомым и предлагает ребятам посмотреть на него и что-то сказать о его внешнем виде и действиях.

- Посмотрите, какое маленькое насекомое, его почти не видно. И поэтому учёные, чтобы исследовать маленькие предметы, используют специальные инструменты: лупу и микроскоп.

Воспитатель помещает на мольберте иллюстрации с изображением указанных инструментов и рассказывает о том, что они могут увеличивать предмет, на который смотрит исследователь. Микроскоп позволяет увидеть даже маленькие бактерии. Затем воспитатель показывает ребятам настоящую лупу, позволяет посмотреть через неё на какой-нибудь предмет и предлагает рассмотреть через неё насекомого в баночке. Выводы также оформить на листе бумаги.

Затем воспитатель предлагает детям провести с насекомым эксперимент. Но при этом, предупреждает воспитатель, насекомое не должно пострадать.

- Давайте, например, опустим в баночку палочку и посмотрим, что будет. Если насекомое поползёт по палочке, то попробуем эту палочку перевернуть. Затем вместо палочки опустим в баночку ниточку и проделаем то же самое.

Дети наблюдают за экспериментальной деятельностью воспитателя, под его руководством делают выводы, заносят «записи» в свои листы.

Физминутка № 3.

Воспитатель предлагает ребятам снова остановиться в исследовании и поиграть в игру «Ровным кругом». Правила игры: дети образуют круг, воспитатель – водящий. Все берутся за руки и идут по кругу друг за другом, произнося слова: «Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг, а теперь остановились, сделали вот так». После этих слов воспитатель – водящий показывает движение, которое должны повторить все дети. Затем игра начинается сначала. Все движения могут соответствовать теме занятия – «полетаем как бабочки», «сплетём паутину как пауки», «поползаем как жуки», «поскачем как кузнечики»…

После окончания физминутки воспитатель предлагает ребятам вернуться на свои места, рассмотреть свои «записи» и выложить их в том порядке, в каком дети считают нужным. Воспитатель приклеивает эти листочки на общий лист и просит ребёнка, собирающего информацию в «Папку исследователя», выступить с докладом о рассматриваемом насекомом перед остальными детьми. Опорой его доклада будет служить склеенный коллаж «записей». Для большей торжественности выступления, воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики, предварительно поставленные полукругом, а на докладчика надевает мантию и шапочку учёного. Воспитатель предупреждает ребят, что учёные с помощью своих исследований делают открытия, а представление открытий – доклад – очень важный момент. Поэтому слушатели должны быть дисциплинированы, не мешать выступающему, они могут задавать вопросы в конце выступления и обязательно аплодировать.

После выступления докладчика, воспитатель хвалит детей, говорит о том, что Серёже очень понравилось их исследование, превращение в учёных, игры; он прощается с ребятами, но обязательно снова придёт к ним в гости. Воспитатель предлагает детям снова превратиться в детей и после этого пойти и поиграть. Руки вверх, руки вниз и на месте покружись,

Раз прихлоп, два притоп, снова сделай поворот,

Прыг – скок, улыбнись и в ребёнка превратись!

Дополнение к теме осуществляется посредством наблюдений за насекомыми в естественных условиях, чтения художественной литературы и работа с соответствующими тематике загадками, рисования, лепки и аппликации различных насекомых, подвижных игр, звуковой и двигательной имитации, слушания и пения соответствующих музыкальных произведений.

Прикреплённые файлы:

poznavat-deat_41oiq.pptx | 7899,14 Кб | Скачан: 189
 
Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Исследовательская деятельность младших дошкольников на тему «Насекомые»
Опубликовано: 2 июля 2013 в 08:31
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...