Исследовательская деятельность «Воздух и его свойства»

Любовь Казаченко
Исследовательская деятельность «Воздух и его свойства»

Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять понятия о том, что воздух состоит из разных газов. Закреплять и уточнять знания детей об элементарных свойствах воздуха.

2. Развивающие: развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям; развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные: формировать природоохранительные знания и умения.

Материал: диаграмма состава воздуха, фото братьев Монгольфье, воздушные шары, сундук, лейка, открытки, стаканы с водой, игрушечные весы, картошка, трубочки.

Ход занятия.

Вос-ль: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да.

Вос-ль: Тогда отправляемся искать клад. Вы будите ходить по группе, а я буду говорить слова горячо и холодно. Если горячо, то значит вы близко от клада, а если холодно, то вы от клада далеко. Согласны?

Игра: «Горячо - холодно».

Вос-ль: Молодцы, вы нашли клад. Интересно, что в этом сундуке есть?

(Открывают сундук, находят письмо).

Вос-ль: Отгадайте, что я,

Узнайте, какой я,

Расскажите, для чего я.

Вос-ль: Ребята, что это может быть?

(Ответы детей).

Вос-ль: В сундуке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы?

Дети: Мы тоже.

Вос-ль: Дети, а давайте понюхаем?

(Дети нюхают и приходят к выводу, что сундук ничем не пахнет).

Вос-ль: Я ничего не понимаю. Загляните еще раз, что вы видите внутри сундука? Может кто-то догадался, что это может быть?

Дети: Это воздух.

Вос-ль: Послушайте загадку:

Ты без него не сможешь жить,

Ни есть, ни пить, ни говорить,

И даже, честно говоря,

Разжечь не можешь ты огня.

Дети: Это воздух.

Вос-ль: Правильно. На первый вопрос вы ответили, в сундуке находится воздух. Ребята, еще в письме говорится, что вы должны узнать, какой воздух? А где можно исследовать воздух?

Дети: В лаборатории.

Вос-ль: Надевайте халаты, мы идем в лабораторию. Кстати, а что такое лаборатория?

Дети: Место, где проводят опыты, наблюдения, эксперименты.

Вос-ль: А что мы будем исследовать?

Дети: Свойства воздуха.

Вос-ль: И так приступаем к исследованию.

Опыт 1. Опустите в воду лейку с надетым на нее воздушным шаром. Что произошло с шаром.

Вывод: Воздух заполняет все пустые предметы, вода вытеснила его из лейки в воздушный шар.

Опыт 2. Несколько человек надувают шары разной формы.

Вывод: Воздух принимает форму предмета.

Вос-ль: Выпустите из надутого шара воздух. Внимательно наблюдайте и скажите, имеет воздух цвет и запах.

Вывод: воздух бесцветен и не имеет запаха.

Опыт 3. Взять трубочку и воткнуть ее в картошку, что произошло с трубочкой?

После этого пальцем заткнуть отверстие в трубочке и снова воткнуть ее в картошку. Почему трубочка не поломалась?

Вывод: Во втором случае воздух, который был в трубочке не дал ей сломаться.

Опыт 4. Почему не выливается.

Предложить детям перевернуть стакан, не пролив из него воды.

(Дети высказывают предположения).

Вос-ль: Почему вода не выливается, когда под стаканом открытка.

Вывод: На открытку давит воздух, он прижимает ее к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина- воздушное давление.

Вос-ль: Давайте взвесим на весах надутый шарик.

Вывод: Воздух имеет вес.

Вос-ль: Давайте подведем итог наших опытов, что мы узнали.

Дети: Воздух бесцветен, без запаха, имеет вес, занимает все пространство, принимает форму предмета, который заполняет.

Физминутка:

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю,

Выдохну, вдохну

И произнесу ф-ф-ф.

Вос-ль: Хотели бы вы узнать больше про этого невидимку, который окружает нас со всех сторон и заполняет все предметы.

Вос-ль: Положите ладонь на живот, сделайте глубокий вдох и выдох, повторите это несколько раз. Что вы чувствуете?

Дети: Живот как бы надувается, когда мы делаем вдох.

Вос-ль: Человек дышит и не может жить без воздуха. Проверьте это. Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Можете так долго находиться человек без доступа воздуха?

Вос-ль: Хотелось ли вам вдохнуть?

(Ответы детей).

Вос-ль: Действительно человек может только недолго находиться без воздуха. Но не только человеку нужен воздух, он еще нужен и животным, и растениям, и всему живому на земле.

Вос-ль: А что такое воздух, из чего он состоит? Если бы мы сняли «шапку-невидимку» и раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину.

(Показать диаграмму свойств воздуха).

Вос-ль: Воздух состоит из разных газов. Большая часть это азот, он зеленый, поменьше часть газ- кислород – голубой, маленькие частицы – углекислый газ, водород и другие газы. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород необходим для дыхания всему живому.

Вос-ль: Что же получается, всем нужен кислород, мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться? Кто же нас выручает?

Дети: Лес, трава, цветы.

Вос-ль: К счастью углекислый газ необходим растениям. И дуб великан и маленькая травка, и комнатные растения жадно ловят углекислый газ и возвращают кислород.

Вос-ль: Скажите мне, как человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист.

Дети: Сажать больше деревьев, цветов.

Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли. На заводах ставить очистительные фильтры.

Вос-ль: Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете воздушный шар?

(Ответы детей)

Вос-ль: А хотите, я вам покажу, как можно по-другому надуть шар. Достаю из сумки холодильника пустую, открытую пластиковую бутылку, надеваю на горлышко воздушный шар, затем ставлю ее в миску с горячей водой. Что происходит? Почему шар надувается?

Дети: Воздух при нагревании расширяется и воздушный шар надувается.

Вос-ль: Как можно теперь сдуть шар?

Дети: Снять его с бутылки.

Вос-ль: Молодцы ребята, все вы знаете. Ребята, а вы знаете, кто первым сделал воздушный шар?

Дети: Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет длился 8 минут. После стали летать и люди. Первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха, эти полеты стали сейчас популярными и экстремальным видам спорта.

Вос-ль: Дети, вы ответили на 2 и 3 вопрос. Какой воздух? Для чего он нужен. Давайте соберем все выводы, которые вы сделали после опытов исследования воздуха, какой он?

Дети: Воздух не видим, без запаха, без вкуса, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, воздух необходим всему живому. А еще воздух состоит из газов: азот, кислород, углекислый газ, водород.

Вос-ль: Дети скажите, вы ответили на все вопросы, которые были заданы в письме? А теперь подумайте и скажите, можно ли воздух назвать кладом? Почему?

Дети: Воздух нужен всему живому, без воздуха не было бы жизни.

Вос-ль: Дети берите шарики с собой, а нам пора возвращаться в группу.

Вос-ль: Ребята вам понравилось сегодняшнее путешествие в лабораторию. Что вам было интересно делать? Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на занятии? Кому нужна помощь в усвоении свойств воздуха?

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух - три ее основы,

Какая бы не грянула беда – целы они,

Все возвратиться снова.

Сергей Вакулов.

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательская деятельность «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....