Получи документы

Исследовательская работа «История моей школы»

Ирина Газизуллина
Исследовательская работа «История моей школы»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлибашевская коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

Исследовательская работа

«История школы – страничка истории моей малой Родины»

Выполнила: Исмагилова Гузель,

ученица 7 класса

Руководитель: Газизуллина

Ирина Заригатовна,

учитель

Стерлибашево– 2016

Оглавление

Введение…. 3

Глава I. Деятельность детских домов. ….5

Публикация «Исследовательская работа „История моей школы“» размещена в разделах

1.1. От истоков до Великой Отечественной войны…. …. 5

1.2. Второе рождение детского дома….…5

Глава II. Современное направление образовательного учреждения….. 6

2.1. Основание детского сада….…6

2.2. Основание школы-интернат….…. 7

Глава III. Экспериментальная часть…. 9

3.1. Выявление информированности учащихся…. 9

3.2. Результаты анкетирования…. 9

Заключение ….…. 11

Литература….…. ….12

Приложение ….…. 13

Введение

Актуальность: 2015 год ознаменовался тем, что повсеместно праздновалось 70-летие Великой Победы. Мы также активно участвовали во всех мероприятиях, посвященных этой дате. В школе прошла олимпиада «Что мы знаем о ВОВ», в которой принимала участие и я. По словам учителей после подведения итогов выяснилось, что ученики не ответили на вопросы, связанные с историей работы школы во время войны. Я задумалась и решила изучить историю школы под руководством учителя Газизуллиной И. З. Мы провели анкетирование среди учащихся школы. В результате проведенного анкетирования установили:

97 % опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы;

79% учащихся считают, что они не знают историю своей школы, потому что о ней просто некому рассказать.

Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история родной школы :

69 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа- это место, где они проводят большую часть своего времени;

65% учащихся, считают, что изучением истории школы необходимо заниматься и это должны делать сами ученики.

67% учеников с удовольствием бы занялись данной деятельностью.

Проблема: неизученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории образовательного учреждения.

Отсюда выдвинули гипотезу: если мы будем изучать, сохранять и преумножать школьные традиции, то сможем создать условия в школе для патриотического воспитания учащихся и, тогда школу будут заканчивать ученики с активной жизненной позицией, патриоты своей Родины, способные преобразовать не только историю школы, но и историю своей малой Родины.

Цель исследования : изучение истории школы.

Задачи исследования :

1. Выяснить роль школы в истории села;

3. Выделить основные периоды школы.

4. Собрать и оформить фотоматериалы.

Методы исследования : Исследование архивных документов, переодической печати, общение с очевидцами событий (устные воспоминания, записи, фотографии, анкетирование учащихся.

Научная новизна состоит в том, что до этого момента никто не занимался систематизацией данных по истории школы, хотя она сыграла большую роль в развитии с. Стерлибашево. И мы думаем, что результаты работы будут интересны всем нашим сверстникам и тем, кто жил в тяжелое военное время.

В ходе исследования нами были изучены труды краеведов. Книга М. Г. Махмудова «Стерлибаш, горжусь твоей судьбою!» посвящена истории села. Желая сохранить для потомков историческую точность, данная работа создана на основе широкого круга документов из архивов г. Уфы, Казани, Оренбурга, домашних архивов и т. д.

В работах М. Тукаева, Г. Мерзабекова, Х. Гайсина, опубликованные в республиканской периодической печати, описаны исторические факты, сведения, материалы о прошлом села Стерлибашево.

Работа частично устраняет накопленные ошибки истории, требующие «корректирования».

Глава I. Деятельность детских домов

1.1. От истоков до Великой Отечественной войны.

Село Стерлибашево издавна считалось образовательным центром. В XVIII-XIX вв. здесь действовало 3 медресе. В 1917 году была построена «Верхняя мечеть» по улице Пролетарская, при которой действовала медресе не только для мальчиков, но и для девочек [5].

Из источников, предоставленных заведующим музея В. Л. Галеевым, удалось установить, что осенью 1921 года в здании медресе по улице Пролетарской открывается первый детский дом (Приложение 1). Тогда по всей стране царил голод. Заведующей первым детским домом назначили Баширову ГайшуГумеровну. Рядом с ней в те годы трудились учителя и воспитатели Мария Илларионовна Тихонова, МархабаФаизовнаНасырова. Благодаря стараниям этих людей от смерти были спасены десятки детей. Воспитанники могли учиться в школах с. Стерлибашево (Приложение 2). Их готовили к самостоятельной жизни: учили стирать, готовить, вести хозяйство.

К сожалению, деятельность детского дома нашего села не была освещена в периодической печати и в документах того времени. Несмотря на то, что в стране была тяжелая ситуация, государство все же тратило немалые деньги на содержание детских домов. В 1935 году была ликвидирована детская беспризорность, чему способствовала активная борьба с ней не только государства, но и общества в целом[2].Последним директором Стерлибашевского детского дома был ГумеровНасырГирфанович (1935-1936 гг).

В 1937 году, разобрав минарет мечети и соорудив пристрой, в это здание переходит массовая начальная школа. Директором назначается А. А. Алпаров (Приложение 3).

1.2. Второе рождение детского дома.

Но новые катаклизмы, связанные с Великой Отечественной войной вновь обострили положение детей, лишившихся родителей. Поэтому детские дома открываются вновь [10].

В 1943 году в нашем селена прежнем месте вновь открывается детский дом. Срочно, с помощью самих работников, построили баню, спортивную площадку. В детские дома привезли детей-сирот, детей, родители которых погибли или воевали на фронте. Привезли детей-ленинградцев.

По словам очевидцев, на первых порах не хватало кроватей, постельных принадлежностей, продуктов питания. Но стерлибашевцы поддерживали сирот всем, чем могли: кто дровами, кто мукой, кто молоком, кто картошкой. Но даже в эти очень трудные годы государство смогло создать для детей приемлемые условия для жизни и учебы[9]. Из воспоминаний воспитанника детского дома Р. Фахриева «Государство заботилось о детях-сиротах. За нами отлично ухаживали воспитатели. Я не знал голода, не одевал рваную или штопаную одежду, не носил лаптей. Но все же я завидовал деревенским мальчишкам в лаптях и оборванной одежде, так как у них были родители и родственники. А они завидовали нам, так как мы ни в чем не нуждались. Мы росли дружной семьей» (Приложение 4).

Заведующая детским домом, опытный педагог СалихаХасановнаАхметова (заведующая с 1943 по 1952 год) выступала активным организатором работы с эвакуированными детьми в годы Великой Отечественной войны. Трудности, пришедшие с войной, закалили коллектив. На собрании педагогического и обслуживающего персонала единодушно постановили, работать по 12 часов в сутки. Детский дом стремился оказать посильную помощь фронту: старшеклассницы под руководством воспитательницГазимыСабитовой и МагинурГалеевой вязали теплые вещи: шерстяные носки и варежки, пуховые косынки.

До закрытия Стерлибашевского детского дома в 1956 году заведующими были опытные педагоги МархабаХабировнаЮсупова, ШакирГубаевичМахмудов, ЗайниГиззатовичВильданов (Приложение 5).

Много лет в Стерлибашевскомдетдоме, которому присвоили имя Александра Матросова,трудились Гайша Хасанова, МагыФархшатова, Рашида Махмудова, Бары Мухамедьяров, СагадатРемеева, Анвара Сайфуллина, ЗайнабСайфуллина, Асия Насырова, МархабаРафикова и многие другие.

После 1956 года здесь разместился интернат средней школы №2. Директором назначен А. Махмудов.

Глава II. Современное направление образовательного учреждения

2.1. Основание детского сада.

Шли годы, деревянные строения ветшали и уже не вписывались в современную жизнь. В середине 1970-х годах начинается каменное строительство двухэтажного здания детского сада №3 (Приложение 6). Первой заведующей детским садом была назначена Файзуллина Фатима Шакировна - проработавшая в период с 1980 по 1983 год. Эти годы ознаменовались трудным экономическим положением страны: царил дефицит, талонная система[10]. Но, несмотря на все трудности, Фатиме Шакировне удалось приобрести необходимый инвентарь, мебель, посуду, методические пособия для детского сада. После ее ухода на заслуженный отдых была назначена ГибадуллинаЗульфираБаяновна - 1983 – 1999 года.

Теплоту и щедрость души отдавали детям педагог Крыжановская Мария Петровна, воспитатели АрдашироваЗульхияХарисовна, БайгильдинаМуршидаХайбрахмановна, Школьникова Валентина Николаевна, ИскандароваМинзияФаритовна, ГибадуллинаФагиляСаббаховна и другие. Их способность активно мыслить, усердие, неутомимость и, конечно же, любовь к своей профессии делали жизнь детей интересной и радостной. (Приложение 7)

Детский сад № 3 являлся базовым детским садом, где проводились районные мероприятия, семинары, конференции. Крыжановская Мария Петровна была руководителем районного методического объединения дошкольных работников. Воспитателям Ардашировой З. Х. и Байгильдиной М. Х. по результатам аттестации было присвоено звание «Воспитатель – методист», они оказывали методическую и консультативную помощь молодым воспитателям, делились своим опытом работы.

До закрытия детский сад №3 имел 20-летний опыт успешной работы команды профессионалов дошкольной педагогики, с авторскими наработками в области воспитательных технологий, регулярными развивающими занятиями, познавательными выездными мероприятиями, сопровождением логопеда.

Но в конце 90-х годов 20 века детский сад был закрыт из-за резкого уменьшения численности детей в райцентре.

2.2. Основание школы-интернат.

1 сентября 1999 года по инициативе Сагитдиновой Л. М., инспектора РУНО, и Фаизовой Т. Б., специалиста ПМПК г. Салават, в этом здании открылась специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида (Приложение 8). Сюда съехались 41 учащийся из разных деревень Стерлибашевского района. Их встретил педагогический коллектив во главе с директором З. Б. Габидуллиной. В стенах школы начали свою педагогическую деятельность А. А. Рамазанова, С. Ф. Мансурова, Л. С. Мавлютова.

Из личных воспоминанийпервого директораЗ. Б. ГабидуллинойШкола была открыта на базе детского сада №3, одной из последних в Республике Башкортостан. Здесь учились дети с нашего района. Для обучения и воспитания детей начальник РУНО Н. М. Багаутдиновоказывал всяческую поддержку нашей школе,смог подобрать столь замечательный во всех отношениях педагогический коллектив, в котором продолжили свою деятельность и воспитатели детского сада №3».

Из личных воспоминанийЛ. М. Сагитдиновой,заместителя директора по учебно-воспитательной работе с 1999 по 2006 год : «Чтобы начать учебный год, за летний период была проделана огромная работа. Полностью реконструировано здание: подготовлены класс-кабинеты, спальные комнаты, зал для ЛФК, столовая, раздевалка. Разработаны учебные программы по предметам, изучен опыт работы старейших школ г. Салавата №5, Воскресенской школы. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по данному направлению».

Из года в год численность обучающихся увеличивалось. В школу съезжались ребята уже из соседних районов и городов.

В 2006 году школа получила статус государственного образовательного учреждения. В 2012 году нашу школу включили в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» (Свидетельство №1311 выдано 22 мая 2012 года).

Проходят года, меняются руководители, а школа только хорошеет (Приложение 9). В данный момент трудится 58 сотрудников, из них 31 педагог, обучается 88 детей из городов Стерлитамак, с. Мясогутово, Стерлибашевского, Миякинского, Ишимбайского, Стерлитамакского районов.

В нашей школе очень хорошо. Под руководством воспитателей функционируют кружки по интересам «Умелые руки», «Юные волшебники», «Светофор», «Юный художник», «Оригами», «Декор», «Лепка и аппликация», «Театральный», «Фольклорный». (Приложение 10)Также мы посещаем объединения Дома детского творчества, музеи, pазличныe выставки, концерты, участвуем в районных творческих конкурсах, где занимаем призовые места.

Наша школа сильна традициями. Ежегодно проводятся и имеют большой успех, вызывают интерес y обучающихся мероприятия: День знаний, Праздник урожая, День инвалидов, Новогодний праздник, Дни здоровья, День Святого Валентина, Масленица, День защитника Отечества, 8-е Марта, Юморины, День Победы, Последний звонок (Приложение 11).

B школе осуществляется допрофессиональная подготовка учеников на уроках трудового обучения. Осваиваются азы таких профессий, как швеи, столяра, строителя и маляра. Со старшеклассниками проводятся беседы, тестирования, анкетирования, посещение предприятий, занятия по профориентации, экскурсии.

Параллельно c учебно-воспитательным процессом ведется лечебно-профилактическая работа. B школе осуществляется контроль за санитарно—гигиеническими условиями. Полноценное и качественное питание имеет немаловажное значение для здоровья обучающихся. Поэтому проводятся иммунопрофилактика, диспансеризация, медицинские осмотры обучающихся, контроль за состоянием питания и анализ качества питания.

Особое внимание уделяется спортивно-оздоровительной деятельности учащихся. Мы увлеченно занимаемся в спортивных секциях по настольному теннису, легкой атлетике, лыжному спорту, шашкам. Каждое утро наши воспитанники начинают c утренней зарядки и пробежки на свежем воздухе. Осенью, зимой и весной проводятся Дни здоровья, на которых организуются соревнования по различным видам спортивных и народных игр, эстафеты, где выявляются самые быстрые, ловкие, меткие, сильные (Приложение 12). Воспитанники с удовольствием посещают бассейн спортивного оздоровительного комплекса «Стерля», лыжную базу. По инициативе Министерства образования РБ для воспитанников коррекционных школ проводятся культурно-споpтивный фестиваль и соревнования по программе Специальной олимпиады, в которых мы принимаем активное участие и занимаем призовые места. Например, в 2008 году Баширова M. заняла 1 место по легкой атлетике (бег на 30 метров) и 2 место по прыжкам в длину, в 2009 году Аглетдинов И. занял I место по дартсу, в 2010 г. Ишкулов Д. занял II место в беге на 30 м., Шарафутдинов Р. – II место по плаванью. Участвуя в районных соревнованиях по лыжам, гиревому спорту Сайфутдинов И. занял III место.

Итак, коррекционная школа находится в процессе своего развития. Родители уверенно доверяют своих детей педагогам школы. Здесьмы в тепле, уюте, сыты, получаем соответствующее образование и воспитание.

Глава III. Экспериментальная часть

3.1. Выявление информированности учащихся

Для того чтобы узнать знают ли учащиеся историю школы, мы решили их опросить. Для этого составили анкету и провели анкетирование.

Анкета №1.

1. Знаете ли Вы историю школы?

2. Назовите основные причины Вашей неинформированности.

Анкета №2.

1. Нужно ли знать историю школы?

2. Кто должен заниматься изучением истории школы?

3. Хотите ли Вы изучить историю школы?

3.2. Результаты анкетирования

Результаты анкетирования таковы:

83 % опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы;

17% воспитанников знают историю существования садика;

79% учащихся считают, что они не знают историю своей школы, потому что о ней просто некому рассказать.

Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история родной школы :

69 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа- это место, где они проводят большую часть своего времени;

65% учащихся, считают, что изучением истории школы необходимо заниматься и это должны делать сами ученики.

67% учеников с удовольствием бы занялись данной деятельностью.

После полученных результатов анкетирования в школе провели мероприятие по краеведению, где я рассказала историю школы, просмотрели театрализованный пролог «1943 год» З. З. Гиззетдиновой. Многие учащиеся были удивлены тем, что на месте школы был и детдом, и интернат, и начальная школа.

Заключение

Во время работы над исследовательской работой были проведены беседы с воспитанником стерлибашевскогодетскогодома, очевидцами событий, воспитателями детского сада, изучены архивные документы, фотоматериалы, проведено анкетирование учащихся.

Значимость работы состоит в том, что она даёт очередную возможность глубже познакомиться с историей школы.

В результате этой работы писатель З. З. Гиззетдинова написала театрализованный пролог «1943 год», который педагогический коллектив поставил на сцене районного дома культурыи завоевал 3 место на фестивале «Салют Победы» (Приложение 13).

Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута. Нам удалось выделить периоды истории образовательного учреждения и показать её значимость в воспитании подрастающего поколения (Приложение 14). Гипотеза подтверждена.

Школа всегда будет играть огромную роль в жизни людей, независимо от их социальногостатуса. Надеемся, что наша работа будет интересна не только для учеников и учителей, но и для всех жителей района.

Литература

1. Гайсин Х. Стэрлебашмэзрэсэхе. Тарихы. Мозэристэре. Шэкерттэре. //Омет. -2000.-№86, с. 7.

2. Зуев М. Н. История России : Учебник для вузов [Текст] / М. Н. Зуев. - М. : «Юрайт», 2013.- с. 206.

3. Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса / С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, Л. Н. Попова. - Уфа: Китап, 2003.- 264 с. : ил.

4. Культура народов Башкортостана: Словарь-справочник для учащихся средних и специальных учебных заведений / Автор-сост. С. Г. Синенко; Под общ. ред. проф. М. В. Зайнуллина. -Уфа: ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2003.-176 с.

5. Махмудов М. Г. Стерлибаш, горжусь твоей суьбою! -Уфа: «Белая река», 2000.- 308 с.

6. Мерзабеков Г. Стерлибашево- знаменитое село // Стерлибашевскиеродники. -2006.- №72, с. 2.

7. Тукаев М. История Стерлибашево. -с. Стерлибашево. : Стерлибашевская типография, 1996.-12 с.

8. https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-i-razvitie-sterlibashevskogo-medreseВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТЕРЛИБАШЕВСКОГО МЕДРЕСЕБасырова Г. Г. Казанский педагогический журнал№ 2 / 2015

9. https://edu.znate.ru/docs/353/index-563049.html

10. https://coolreferat.com/Становление_и_развитие_социального_обеспече-ния_во_время_ВОВ.

Приложение 1. Здание медресе по улице Пролетарской

Приложение 2. Воспитанники детского дома

Приложение 3. А. А. Алпаров вместе с учащимися, 1939 год.

Приложение 4. Воспоминания Р. Фахриева

Приложение 5. Воспитанники детского дома, 1956 год, накануне закрытия.

( средний ряд: ТайгуноваНурия, Файзуллина Ф. Ш., Галиева М. З. ,

заведующая Вахитова М. Б.)

Приложение 6. Новое кирпичное здание, 1979 год

Приложение 7. Воспитанники детского сада №3

Приложение 8. Выписка из приказа об открытии специальной

(коррекционной)школы-интернат

Приложение 9. Администрация школы.

Год ФИО

Директора

1999-2005 З. Б. Габидуллина

2005-2009 Н. М. Багаутдинов

2009-2013 М. А. Каримов

2013 и по ныне А. А. Афанасьев

Заместители директора по учебной работе

1999-2006 Л. М. Сагитдинова

2006-2011 Р. Г. Гиззатуллина

2011-2013 А. А. Афанасьев

2013 и по ныне Д. Р. Гайнуллина

Заместители директора по воспитательной работе

1999-2006 М. Х. Байгильдина

2006-2010 И. З. Газизуллина

2010-2014 Э. Р. Галеева

2014 и по ныне С. В. Сидорова

Приложение 10. На занятии кружка “Светофор.

Приложение 11. Новогодний утренник

Приложение 12. День Здоровья

Публикации по теме:

«Наши имена». Исследовательская работа Введение Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. (Дейл Карнеги). Как и когда возникла идея этого.

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Исследовательская работа «Люди и дельфины» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных.

Исследовательская работа «Небесные странники»Исследовательская работа «Небесные странники» Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь 2017» Исследовательская.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

Исследовательская работа «Сладкая жизнь» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№8»ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ.

Исследовательская работа «Свойства магнита» «Свойства магнита»Образовательная область «Познание» Исследовательская работа детей Руководитель: Захарова Н. Н. Цели исследования: 1. Найти.

Исследовательская работа «Люди и свет» Люди и свет Исследовательская работа Выполнил: Мячин Никита 7 лет Руководитель: Кокухина А. А. МКОУ Жерлыкская СОШ №20, дошкольная ступень.

Проект «История моей семьи, моя родословная» Проект «История моей семьи, моя родословная» Цель: формирование познавательного интереса к своей семье через составление генеалогического.

Проект «История моей семьи в истории страны!»Проект «История моей семьи в истории страны!» Здравствуйте! Меня зовут Филитов Тимофей, мне 6 лет, я хожу в детский садик "Теремок". Я вам хочу рассказать "Историю моей семьи в истории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «История моей школы»
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 08:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД