Исследовательская работа «Край родной-ты свет души моей» номинация «Народный костюм»

Гульсара Исламгалиева
Исследовательская работа «Край родной-ты свет души моей» номинация «Народный костюм»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Исследовательская работа

по теме

«Край родной – ты свет души моей»

Номинация

Народные традиции

родного края.

Подготовили

ученики 4 класса

Ротачкова Юлия

Комарова Любовь

Лунгу Савелий

Руководитель:

учитель начальных классов

Исламгалиева Гульсара Жакотовна

2017 год

" Одежда - одно из выражений красоты,

а, как известно, подлинная красота всегда

эстетически воспитывает людей.

В этом её непреходящее значение "

М Горький

Исследовательская работа проведена в 4 классе (брали костюмы национальностей, имеющихся в классе)

Народные костюмы

Содержание

1. Цель.

2. Задачи.

3. Этапы работы над проектом.

4. Содержание истории костюма.

5. Вывод.

6. Список литературы.

Актуальность выбранной темы: история всегда вызывает интерес общества. Люди хотят знать прошлое своего народа. И мы решили начать свое изучение с народной национальной одежды. У национальной одежды многовековые традиции. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представления о прекрасном. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Таким образом, изучая эту тему, мы познаем традиции народа, его быт, культуру. Желание знать историю своих предков и привело к данной теме проекта. Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Мы считаем, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам. Данной проектной работой хотим познакомить учащихся школы с некоторыми образцами народных костюмов и заинтересовать историей русской культуры.

Цель:

Изучить историю национального народного костюма.

Познакомить ребят нашей школы с национальным народным костюмом

и заинтересовать созданием собственной модели.

Задачи:

1. Изучить литературу, связанную с историей национальной культуры (взяли национальности нашей школы).

2. Вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с детьми (создание модели русского народного костюма с помощью родителей).

3. Реализовать свои способности.

4. Создать презентацию для защиты проекта в интересной для ребят форме.

5. Подготовить речь для презентации проекта.

6. Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

Этапы работы проекта:

1. Выбор темы.

2. Работы в классах (участники 4 класс).

3. Сбор материалов по теме проекта (в каждом классе своя группа и свое задание).

4. Обсуждение отобранного материала.

5. Изготовление моделей, рисунков костюмов с помощью родителей.

6. Создание презентации по теме.

7. Защита проекта (основная группа создателей проекта)

Содержание

Русский национальный костюм.

Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму.

Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых. Фабричные ткани широко использовались на русском севере, в центральных губерниях Европейской России и с конца XVIII века местами в Сибири. Наибольшее же распространение в народном быту они получили с конца XIX века.

Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк. Таким образом, русский традиционный костюм представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры.

В крестьянских семьях одежда была простая.

У белорусов и украинцев костюмы похожие.

Длинные сарафаны. Рубахи с длинным, широким рукавом. Традиционный женский костюм некогда состоял из длинной, доходившей до щиколотки, рубашки-платья туникообразного покроя; его боковины и рукава слегка раскашивались, а квадратные ластовицы (кирпичик) создавались из материи другого цвета, что имело магическое значение (обеспечивало плодовитость).

Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность - траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П. С. Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: "С половины июня до половины

июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой.

Казахский национальный костюм

Древнейшими традиционными материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры кожа, шерсть домашних животных, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз и жеребят. Для бедных слоев населения была характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей. Обеспеченные люди шили одежду из привозных материалов - шелка, парчи, бархата. Широко в одежде использовались хлопчатобумажные ткани

Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления использовалась преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

Широкое распространение в казахской одежде получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Шелковые материи покупали в основном феодалы, так как только знатные богатые люди имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространенными были шелка красного и желтого цвета.

Молдавский национальный костюм

Традиционный молдавский костюм у мужчин состоит из белой рубахи, суконного жилета или меховой безрукавки, белых штанов. Неотъемлемой его частью является тканый шерстяной пояс брыу красного, зеленого или синего цвета, длиной до 3 м. Женщины носят платок, белую орнаментированную рубаху, многоклинную юбку, шерстяной или полотняный фартук. Поверх рубахи надевают еще несшитую шерстяную юбку катрицэ. Мужской головной убор зимой - барашковая шапка, летом - соломенная шляпа; женский - полотенцеобразный убор, платок. Обувь и у мужчин и у женщин - так называемые опинчь (типа постол) из кожи. В некоторых сёлах на севере республики и в Приднестровье в праздничные дни женщины носят традиционный костюм или его отдельные части. Молдавский национальный костюм можно легко отличить по ярким вышивкам, которые обычно украшают женские рубашки и передники (фартуки). Наиболее интересными и необычными считаются костюмы с самыми многочисленными вышивками.

Участники проекта.

5. Выводы:

Работать над проектом детям понравилось. Они много времени проводили с пользой, вместе узнавая новое, что способствовало сплочению классного коллектива. Почти все дети проявили интерес к теме проекта, многим увлеченно помогали родители. Узнавая о костюмах, которые носили их прабабушки и прадедушки, дети с удовольствием делились своими мнениями, мыслями. Учащиеся сделали вывод, что в современной одежде сохраняются традиции русского народного костюма, элементы которого вдохновляют сегодняшних художников-модельеров на создание настоящих шедевров современной моды. Работая над проектом, дети узнавали обычаи своего народа.

6. Список использованной литературы:

1. Буткевич Л. М. «История орнамента» М., «Владос», 2004

2. Гордеева В. И. «Русская народная одежда» М., «Изобразительно искусство», 1974

3. Шпикалова Т. Я. «В мире народного творчества» М., 1998

4. Костюмы народов мира, Екатеринбург, «Литур», 2004

5. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Конспект занятия в подготовительной группе «Русский народный костюм» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ» ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛАНОВА Л. С. – высшая квалификационная.

Лэпбук «Русский народный костюм»Лэпбук «Русский народный костюм» В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что многие ребята.

Фотоотчёт о проекте «Русский народный костюм»Фотоотчёт о проекте «Русский народный костюм» Проект " Русский народный костюм"Проект проходил три месяца - сентябрь, октябрь, ноябрь. Была проведена работа с родителями, детьми, педагогами,.

Исследовательская работа «История моей школы» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлибашевская коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными.

Проект «Наш край родной» Однажды папа одного из наших воспитанников предложил воспитателю: "Анжела Викторовна, давайте по выходным будем ходить с детьми по музеям.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Новый год
  • ПДД
Автор публикации:
Исследовательская работа «Край родной-ты свет души моей» номинация «Народный костюм»
Опубликовано: 19 августа 2017 в 20:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: «Самая любимая, мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)
Проект: "Самая любимая, мамочка моя! " Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта :...
Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… » ( Б....
«Краски осени». Конспект ООД в средней группе
Цель: Формирование музыкальных - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи: Образовательные: Формировать умение детей...
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город»
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город». Детей встречает Незнайка: Привет вам, ребятишки, Девчонки и...
Детский мастер-класс по изготовлению букета цветов ко Дню матери (старшая группа)
Детский мастер-класс по изготовлению букета цветов ко Дню матери ( старшая группа. В ноябре ежегодно отмечается замечательный праздник День Матери. В этот...