Исследовательская работа «Куклы из бабушкиного сундука»

Светлана Бузанова
Исследовательская работа «Куклы из бабушкиного сундука»

«Куклы из бабушкиного сундука»

ВВЕДЕНИЕ:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то в душе людей образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Актуальность моей работы состоит в том, что:

во-первых, кукла является отражением жизни русского народа.

Во-вторых, тряпичная кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. И сегодня интерес к кукле не угас, но сохранилось прежнее назначение куклы или нет, нам предстоит узнать в ходе нашего исследования.

Проводя свое исследование, мне хотелось бы выяснить, знают ли о таких куклах мои сверстники, установить какую пользу может принести кукла детям и взрослым.

ГЛАВА 1.

1.1 ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «КУКЛА»?

Начиная свою работу, я в первую очередь задала себе вопрос: что же такое кукла? Определение слова «кукла» я стала искать в словаре.

В словаре Ожегова несколько значений этого слова:

Кукла – 1. детская игрушка в виде фигурки человека. 2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). 3. фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

В словаре Даля:

Кукла — игрушка сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного.

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

Для начала я решила заглянуть вглубь истории и выяснить, откуда появилась кукла на Руси?

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённые функции.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые куклы. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Наши предки жили довольно весело, их жизнь сопровождалась обрядами и праздниками, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась игровой кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой.

ГЛАВА 2

2.1 ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

ГЛАВА 3

3.1 ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА В НАШЕ ВРЕМЯ

1. Результаты анкетирования, проводившегося среди моих сверстников.

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих сверстников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте тряпичной куклы в жизни современного человека.

Для анкетирования мы взяли 7 вопросов. Всего в опросе участвовало 25 человек.

(См. приложение № 1)

Выводы из анкетирования можно следующие:

• Большинство детей знает про народные тряпичные куклы, но вот такая кукла дома есть не у всех.

• Если дома у ребят есть такая кукла, то это в большинстве случаев просто игрушка.

• Тряпичная кукла нравятся не всем детям, некоторые из них считают, что в такой кукле нет ничего особенного.

• Тряпичная кукла нравится за то, что она мягкая самодельная, красивая, смешная, интересная и с ней можно поиграть.

• На вопрос «Какую пользу приносит кукла, дети ответили, что кукла оберегает ребенка, охраняет и защищает от нечистых сил, развивает маленьких детей: учит их украшать, шить, беречь игрушки. Куклы-зернушки развивают мелкую моторику ребенка.

2. Опрос людей старшего возраста.

В ходе своего исследования я задала себе вопрос: «А какие куклы были у наших бабушек

Мною было опрошено 15 человек в возрасте 65-80 лет. (См. приложение №2)

В большинстве случаев я опрашивала старых бабушек и они мне отвечали, что им игрушки делали старшие сестры и мамы. Когда они подрастали, то начинали делать кукол сами. Бабушки 70-80 лет рассказали мне, что у них были куклы сделанные из соломы и с помощью полешка. Бабушки 65 лет отвечали, что игрушки делали им мамы. Рассказывали, какие они были мастерицы, и каких красивых кукол они делали. Лишь у 15% бабушек были дома куклы обереги.

Хотелось бы отметить, что даже у наших бабушек и прабабушек уже больше было игровых кукол, чем обереговых.

Сейчас, в наше время, люди снова возвращаются к оберегам, покупая современные игрушки-обереги. Верят в то, что эти обереги будут охранять и оберегать семью и дом. Некоторые мамы, у которых маленькие детки плохо спят, много плачут, делают своим детям кукол – бессонниц. На свадьбу дарят молодым, сделанных своими руками, неразлучников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я задала себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа, «Чему она научила?».

Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.

Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности.

Я узнала, что кукла - знак человека, его игровой образ-символ. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

В итоге в ходе моей работы было достигнуто следующее:

• была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

• освоена технология выполнения;

• изготовлены образцы;

• проведен мастер-класс;

Практическое применение моей работе можно найти на уроках труда в младших классах, на внеклассных занятиях в школе; рассказать о тряпичных куклах в дошкольных учреждениях. Я могла бы также познакомить и интересующихся тряпичной куклой, взрослых.

Я хочу продолжать изготовление кукол, узнать больше о них. Хочу провести творческое занятие в младших классах, посвященное тряпичной кукле и научить ребят изготавливать некоторые из них.

Я считаю, что разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них имена. А куклы из нашего прошлого будут актуальны всегда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.

2. Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

4. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина.

5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.

6. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.

7. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

8. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

9. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .

Публикации по теме:

Мастерами славится Россия Проект "мастерами славится Россия" стал итогом работы по теме самообразования "Народные промыслы, как средство воспитания любви к Родине".

Проект «Путешествие в прошлое куклы» Краткая аннотацияПроект «Путешествие в прошлое куклы» - творческий проект, позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет педагогов,.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Исследовательская работа «Куклы из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 19:57
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...