Лучший педагог года

Исследовательская работа «Мои знаменитые земляки»

Лариса Михайлова
Исследовательская работа «Мои знаменитые земляки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Инзенская начальная общеобразовательная школа

Ульяновской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Мои знаменитые земляки»

Выполнила:

Михайлова Лариса Викторовна

учитель начальных классов

МОУ Инзенская НОШ

Содержание

Вступление….

Глава I. Роль патриотического воспитании младших школьников….

Глава II. Мои знаменитые земляки….….

§ 2.1. Родом из героического прошлого. Герой неба - Ю. Т. Алашеев

Публикация «Исследовательская работа „Мои знаменитые земляки“» размещена в разделах

. ….….

§ 2.2. Учась на героических примерах. Кянжин Пантелей Кузьмич

….

§ 2.3. Высокий титул благородства. Ознобишин Дмитрий Петрович. ….

Заключение…. ….

Список использованной литературы…. ….

Приложение….

ВСТУПЛЕНИЕ.

Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – любви к тому месту, где ты живешь.

Л. Леонов.

Место, где родился и вырос человек, впервые в детстве переступил через порог родного дома и вышел на широкую жизненную стезю, принято называть «отчим краем». Для нас, инзенцев, в это ё мкое понятие входит: река Инза, поселение с его многовековыми традициями, история, культура, знатные люди. Всё это является составной частью нашей великой Родины – России. Край этот является той базой, где рождается и закрепляется большое чувство гражданина – патриотизм, то есть стремление к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам и приумножать его славу.

О формировании этого чувства убедительно сказано академиком Д. С. Лихачевым: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Слова эти для нас являются методологической основой, так как дают возможность строить учебно-воспитательную работу, опираясь на культурное наследие, на историю семьи, её родословие, летопись того населённого пункта, в котором живёт и трудится школьник. Под руководством учителя, постигая формы ушедшей жизни, выбирая из прошлого всё лучшее, приумножая их, ученик становится духовно богаче, приучается анализировать жизнь, видеть её в динамике, приобретает жизненный опыт.

Всем нам очень важно знать свое прошлое. Знания рождают любовь. А при ней и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже станет земля, и легче будет чувствовать человек назначение и смысл своей жизни.

Из чувства привязанности к земле отцов выражается большое и ёмкое понятие Родины. И всё, что мы делаем, прибавляет силы ей. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела. Это славные имена героев, боровшихся за счастье своей страны.

И я решила заняться исследовательской работой, чтобы не забыть о своих корнях, истоках, чтобы быть подлинным патриотом и гражданином общества, чтобы быть Человеком с большой буквы.

Тема моей исследовательской работы «Мои знаменитые земляки».

Цель данной работы : представить исторические лица и современников разных профессий, чей труд и подвиг получили заслуженное признание государственных и общественных органов.

Задачи: 1) формирование преемственности поколений, сохранение и развитие культуры;

2) воспитание патриотов России;

3) развитие духовности школьников.

Глава I. Роль патриотического воспитании младших школьников

Всем нам очень важно знать свое прошлое. Знания рождают любовь. А при ней и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже станет взрастившая нас земля, и легче будет чувствовать человек назначение и смысл своей жизни.

Из чувства привязанности к земле отцов выражает большое и емкое понятие Родины. И все, что мы делаем, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращур. Это их дела. Это славные имена героев, боровшихся за счастье своей страны. Занимаясь исследовательской работой, мы посетили музей Героя Советского Союза, летчика - испытателя Ю. Т. Алашеева, чьё имя носит МОУ Инзенская СОШ №1 На занятиях мы с учащимися поделились своими впечатлениями о наших героях-земляках. Нас настолько заинтересовали судьбы этих людей, чтомы решили побольше узнать о них.

Преданности делу у таких людей надо поучиться. Ведь, мы считаем, что во все времена нужны умные и героические люди!

Глава II. Мои знаменитые земляки.

§ 2.1. Родом из героического прошлого.

Герой неба - Ю. Т. Алашеев.

Алашеев Юрий Тимофеевич 17.10.1923 - 21.12.1959

Герой Советского Союза

Написана интересная книга В. Н. Бендеровой «След на земле», в которой есть такие строки о нем: «Мальчишка, измеривший босыми пятками чащи инзенских лесов, влажные от утренних рос берега Сюксюмки, страстный футболист, книголюб, музыкант, в тревожный военный август 1941 года, затянув солдатский ремень, обнял отца и мать и вскочил на подножку уходившего на запад воинского эшелона.»

Алашеев Юрий Тимофеевич – лётчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева, подполковник.

Родился 17 октября 1923 года в городе Инза Симбирской губернии (ныне Ульяновской области). Русский. В 1941 году работал литературным сотрудником редакции газеты.

Участник Великой Отечественной войны: в октябре-декабре 1944 года проходил боевую стажировку в 111-м гвардейском истребительном авиационном полку (4-й Украинский фронт). Участвовал в Восточно-Карпатской операции освобождении Чехословакии. Совершил 12 боевых вылетов на истребителе Ла-5.

В 1946-1948 – лётчик-инструктор Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков. В 1950 году окончил Школу лётчиков-испытателей.

Поднял в небо и провёл испытания первого в стране реактивного пассажирского самолёта Ту-104 в 1955 году

Установил 11 мировых авиационных рекордов: в 1957 году – 6 рекордов скорости, дальности и грузоподъёмности на самолёте Ту-104А, в 1959 году – 5 рекордов грузоподъёмности на самолёте Ту-104Б.

Юрий Алашеев с семьей. Снимок сделан накануне катастрофы

В течение месяца шли наземные испытания и доработки. 8 августа 1 959 г. самолет совершил первую рулежку. 7 сентября того же года самолет «105А» совершил первый полет.

На седьмом испытательном полете, 21 декабря 1959 г, самолет «105А» потерпел катастрофу.

Выйдя в зону выполнения задания, экипаж на 7000 м включил форсаж и поднялся на 10000 м, выполнил первую пробную площадку, затем спуск на 7000 м, при этом вышли за М = 1, затем повторный выход на 10000 м с форсажом, повторная площадка на истинной скорости 950 км/ч, с фотографированием с помощью кабинной фотоустановки индикаторов штатных приборов и экспериментального оборудования.

Вдруг раздался какой-то хлопок, самолет весь задрожал, с частотой 4-5 колебаний в секунду. Машина начала заваливаться на нос с одновременным кренением вправо. «Юра, что это – помпаж?», – три раза повторил штурман Гавриленко. Алашеев молчал. «Юра, крен, Юра, крен», – повторил он. Самолет шел к земле, медленно поворачиваясь вокруг своей оси и набирая скорость на пикировании.

«Приготовиться к катапультированию», – приказал Алашеев. Щербаков сбросил аварийный люк и начал ждать приказа на покидание самолета. Через минуту, когда он увидел, что из под него уходит земля, а самолет идет к земле почти вертикально, Щербаков катапультировался (затем было установлено что он покинул самолет на скорости 1380 км/ч). Воздушным потоком сильно пригнуло его голову, сорвало защитное стекло со шлема. Кресло падало спиной вниз. Сработал автомат отделения кресла, привязные ремни расстегнулись, но кресло не отделилось. Щербаков пытался оттолкнуть его ногой, сиденье как приклеилось, а высоты до земли оставалось все меньше и меньше. Он со всей силы толкнул его плечом, сиденье мгновенно отделилось и ушло. Шербаков дернул за вытяжное кольцо парашюта – купол парашюта наполнился, через какое-то время он опустился на землю. Приземлился на дерево, при этом сильно ударившись о него. Но все обошлось.

С помощью местного жителя (молодого деревенского парня) снял с дерева парашют. Щербаков спросил у парня: «Не видел-ли ты еще кого?» Тот ответил: «Нет. Был сильный взрыв». Щербаков, когда опускался, взрыва не слышал, но видел, как в воздухе летят какие -то лепестки, поблескивая на воздухе (это были вдребезги разбитые части самолета «105А», а из леса поднимается сизый дым.

Алашеев остался на борту и до конца пытался спасти опытный самолет, не покинув его до трагической развязки.

Катастрофа произошла в лесном массиве в стороне от участка дороги Рязань-Сасово. На месте катастрофы они увидели воронку от взрыва глубиной 7-8 м и диаметром 25-26 м

Погиб 21 декабря 1959 года при выполнении испытательного полёта на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой военной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1960 года подполковнику Алашееву Юрию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)

Его именем названы улицы в городах Ульяновск и Инза, посёлке Кратово Раменского района Московской области. В Инзе на здании школы №1 установлена мемориальная доска.

Улица Алашеева

МОУ Инзенская СОШ №1

Ю. Т. Алашеев (первый справа)

В г. Инза, на улице Красных Бойцов,№ 8 находится дом, в котором родился и провел свои детские школьные годы Юрий Тимофеевич.

В Инзе установлен бюст Герою Советского Союза лётчику-испытателю Алашееву Ю. Т.

§ 2.2. Учась на героических примерах. Кянжин Пантелей Кузьмич

Прошли вы немало,

всего повидали,

Но честь не роняли свою

никогда,

Пример молодежи

всегда подавали

В бою за Отчизну…

З. Я. Дружинина.

Немало подвигов совершили, чтобы фашистов разгромить, сделали для Победы все, что смогли, потому что Родину ставили превыше всего. Занимаясь поисковой работой, я узнала много интересного об участниках Великой Отечественной войны, об их боевых подвигах. И мне есть что рассказать своим детям.

Пантелей Кузьмич Кянжин (1915—1991) — капитан Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Пантелей Кянжин родился 15 июля 1915 года в селе Черёмушки (ныне — Инзенский район Ульяновской области). После окончания пяти классов школы работал в колхозе.

В 1936—1938 годах проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Демобилизовавшись, работал в органах милиции. В сентябре 1942 года Кянжин повторно был призван в армию.

В 1943 году он окончил курсы политсостава. С марта того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. В боях четыре раза был ранен.

К ноябрю 1944 года старший лейтенант Пантелей Кянжин был заместителем командира батальона 703-го стрелкового полка 233-й стрелковой дивизии 57-й армии 3-го Украинского фронта. Отличился во время освобождения Югославии. 10-12 ноября 1944 года Кянжин принимал активное участие в боях за расширение плацдарма на правом берегу Дуная в районе населённого пункта Батина (ныне — территория Хорватии). Возглавляя роту, он отразил несколько немецких контратак, уничтожил 16 огневых точек и более роты вражеской пехоты, был ранен, но продолжал сражаться. В результате тех сражений в плен попало около 460 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Пантелей Кянжин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза (24.03.45 г.) с вручением ордена

Ленина и медали «Золотая Звезда».

В декабре 1945 года в звании капитана Кянжин был уволен в запас. Проживал и работал в Инзе. Скончался в 1991 году, похоронен в Инзе.

Почётный гражданин Инзы. Был также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и рядом медалей

Считаю, что да, потому что, прикоснувшись к великому и красивому, мне хочется стать лучше, чище, строже к себе, сильнее и отважнее в жизни. Во имя их!

Родная земля! Сколько крови и пота пролито на тебе моими предками! Я буду помнить всегда, какую высокую цену заплатил за Победу наш народ. И среди них были лучшие люди России - учителя.

Мы должны помнить о прошлом - это наш долг, перед мужеством защитников войны. Пусть во всех наших делах стократно повторяются подвиги героев. Склоним голову перед величием их подвига.

§ 2.3. Высокий титул благородства. Ознобишин Дмитрий Петрович

(21 сентября (3 октября) 1804 г. – 2 (14) августа 1877 г.)

Дмитрий Петрович Ознобишин (село Троицкое Карсунского уезда Симбирской губернии —Кисловодск) — русский поэт, писатель, краевед, переводчик.

Говорят, что нет ни одного человека, который бы сказал в его адрес недобрые слова. Он многих удивлял и покорял своим терпением и до сих пор остаётся примером учительской мудрости, интеллигентности. Сотни ребячьих душ были очарованы обаянием его душевной доброты и любили этого прекрасного человека. Его и по сей день боготворят и слагают в его честь стихи, восхищаясь благородством, профессионализмом и образованностью. Мне хочется сказать об Ознобишине Дмитрии Петровиче.

Дмитрий Ознобишин родился в поместье отца — селе Троицком; семья Ознобишиных известна с XIV века. Отец писателя, Пётр Никанорович Ознобишин, во время службы в Астрахани, женился на Александре Ивановне Варваци, дочери состоятельного грека И. А. Варваци. Ещё в детстве Дмитрий лишился отца и матери и воспитывался в Петербурге у дальних родственников. С 1819 года учился в Москве в Университетском благородном пансионе. В 1820 году в альманахе «Каллиопа», который издавали воспитанники пансиона, Ознобишин поместил одно из первых литературных произведений — перевод с французского стихотворения «Трубадур»; в 1821 году в «Вестнике Европы» было опубликовано его стихотворение «Старец». В 1823 году Ознобишин закончил пансион с серебряной медалью.

В 1825 году, «за литературные труды», он получил благоволение от императрицы Елизаветы Алексеевны, а в 1827 году — от императрицы Александры Феодоровны.

Дмитрий Петрович Ознобишин — автор стихотворения «Чудная бандура», которое легло в основу известной песни «По Дону гуляет казак молодой». Стилизованная казачья песня Ознобишина является вольным переводом шведской народной баллады.

В 1833 году Ознобишин стал почётным попечителем Карсунского уездного училища, в 1838—1841 и в 1844—1847 — Симбирской гимназии. Являлся членом Симбирского Губернского Статистического комитета, членом Симбирского губернского по крестьянским делам присутствия, членом Симбирского губернского училищного совета, почетным мировым судьей по Карсунскому уезду и гласным Симбирского губернского собрания от того же уезда. В 1875 году получил чин действительного статского советника. Много путешествовал по России, интересовался фольклором поволжских народов, владел чувашским и мордовским языками. Ознобишин был знатоком не только русского и европейского фольклора. Он первым обратил внимание на творчество народов Поволжья и первым стал собирать народные песни чувашей и мордвы, не имевших ещё тогда своей письменности, но обладавших богатым и интересным песенным творчеством. Им были записаны заговоры, сказки, обряды, свадебные и народные песни.

Современники ценили поэтическое дарование Ознобишина очень высоко, порой сравнивая его с А. С. Пушкиным. Н. Державин писал: «…Поэзия его представляет прямой отголосок лиры Пушкина. Правда, поэзия Ознобишина в своём внутреннем содержании не представляет нам и десятой доли того роскошного богатства и пленительного разнообразия красок, какое наблюдается в поэзии великого певца гуманной красоты, но зато внешняя сторона её – стих, полный неподдельной красоты, во многих стихотворениях Ознобишина по своей гармонии, силе, музыке и образности не уступает пушкинскому стиху.»

Есть чудный край, – там с утра дышит зной,

Край снежных гор и кущей винограда,

Где воды бьют кипящею струёй,

Где Эльборус, скалы и зелень сада.

По скату гор, меж виноградных лоз,

Бегут стези. Прохлада в гротах веет;

Но грустные цветут там купы роз

И соловей их песнью не лелеет.

Когда чело томит палящий жар

И трепетно с предгория Машуки

Роняет ветер, неся тлетворный пар,

Воздушных арф потерянные звуки,

Невольно скорбь в мою теснится грудь

Всё вновь скользит на памяти безумной,

И дальний край, и одинокий путь,

И родина, и берег Волги шумной.

О, дайте ж зреть мне блеск родных небес!

Увижу ль вновь моё уединенье,

Плеск светлых волн, живую сень древес,

И свежее, как утро, вдохновенье!

Имя Дмитрия Петровича Ознобишина, русского поэта и переводчика ХIХ века, на протяжении почти целого столетия было незаслуженно забыто. А в ХIХ веке стихи его имели успех. Имя его ставилось в ряду талантливейших русских поэтов. Необычайно лиричная, тонкая, затрагивающая самые нежные струны души, его поэзия восхищала и очаровывала читателей. Не случайно, Н. М. Языков в поэтическом послании к Ознобишину восклицал: «Да золотую Лиру вновь увидит свет!» и называл своего земляка «мой поэт и полиглот». Д. П. Ознобишин в совершенстве владел арабским и персидским языками и многими европейскими: французским, немецким, шведским, английским, итальянским, а также знал языки древности – греческий и латинский. Он едва ли не единственный и первый из русских поэтов начал переводить таджикско-персидских классиков – Фирдоуси, Низами, Хафиза – и распахнул перед русским читателем двери в таинственный и прекрасный мир далёкого и легендарного Востока. Свои многочисленные переводы из восточной поэзии Дмитрий Ознобишин подписывал очень символичным псевдонимом – Делибюрадер, что в переводе с персидского означает «сердце брата». Своим чутким сердцем поэта он стремился через поэзию сблизить или, по крайней мере, лучше ознакомить русское общество со странами Востока, их историей и культурой.

Интересные факты.

В июле 2010 года в Ульяновской области стартовал проект «Начни с себя», посвящённый восстановлению дворянских усадеб региона. В число восьми объектов, подлежащих восстановлению, входит усадьба Д. П. Ознобишина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях современной действительности, потока информации важно не забывать об истоках, о корнях, в том числе исторических. В наши дни необходимо формировать стойкую любовь к Родине как большой, так и малой.

Материал, представленный мною в данной исследовательской работе, можно использовать в общеобразовательных учреждениях.

На основе краеведческого материала я старалась показать, что изучение прошлого родного края - путь к породнению с ним. Отмечаю важность целенаправленной и систематической работы по патриотическому воспитанию школьников.

В работе собран и обобщен опыт изучения истории, литературы с краеведческой направленностью.

г. Инза Ульяновской области располагает действительно богатым историческим материалом, что позволяет вести краеведческую работу на подлинно богатой основе. Знание истории родного края, жизни и деятельности замечательных людей, которые жили и живут на нашей земле, пробуждают у учащихся чувство гордости за свой родной край, патриотические и гражданские ценности, заложенные в каждом школьнике.

Благодаря поисковой работе мы знакомимся с героическими страницами истории России. А только «через приобретенные знания, анализ и поиск истины - так решается вопрос воспитания патриота и гражданина России.

Предлагаемая исследовательская работа познакомит школьников с местом нашего поселения в структуре Российской Федерации, укажет на вклад знаменитых людей региона в его процветание.

В Инзе есть кем гордиться. Много славных имен можно написать на её исторической карте.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло?» Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома Липнишковский детский сад-средняя школа БАБА ЯГА: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?.

Исследовательская работа «Сказка ложь, да в ней намек!» 1. Здравствуйте уважаемые члены жюри! Я, Шевцова Екатерина 2 Воспитанница подготовительной группы, детского сада № 27 «Радуга»с. Хороль.

Исследовательская работа «По дороге с облаками» Исследовательская работа По дороге с облаками Исполнитель: Фармагей Антон Николаевич Руководитель: Бабичева Елена Леонидовна МАДОУ «Волшебница»,.

Исследовательская работа: «Полезная ягода — арбуз» Исследовательская работа. Тема: " Полезная ягода - арбуз" Цель: определить возможность выращивания полезной ягоды арбуз в условиях Ракитянского.

Исследовательская работа «Стражи времени» Саратовская область г. Аткарск МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Исследовательская работа «Стражи времени» Воспитанник.

Исследовательская работа «Загадки воздушных шаров» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН. Исследовательская.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Научно-исследовательская работа «Уход за черепахой» (1 слайд)Здравствуйте! Меня зовут Батраченко Артём. Мне 6 лет. Я посещаю Каменский детский сад, подготовительную группу. Сегодня я хотел.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

Исследовательская работа «Жизнь морских свинок» Комитет по образованию Администрации Поспелихинского «Я – исследователь» Направление: естественнонаучное Жизнь Морских свинок района Алтайского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Мои знаменитые земляки»
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 16:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД