МААМ-картинки

Исследовательская работа на тему «Обряды и обычаи в марийском селе»

Зоя Сенькина
Исследовательская работа на тему «Обряды и обычаи в марийском селе»

Аннотация

Данная исследовательская работа раскрывает старинные обряды и обычаи родного села, особенности марийских праздников, развивает интерес подрастающего поколения к народной культуре, призывает уважительно относиться к своим духовным корням, учит сохранять их. Народные обычаи и праздники имеют многовековую историю, они сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе лучшие традиции. Народная культура обладает высоким воспитательным потенциалом, открывает детям нравственные ценности: трудолюбие, милосердие, любовь к родине. В наше время люди все чаще обращаются к прошлому: к опыту, мастерству веков, ибо это основное богатство, которое оставили нам наши предки. Но не все дети и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их. Обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпела значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы должны ее сохранить, развивать и передавать подрастающему поколению.

Публикация «Исследовательская работа на тему „Обряды и обычаи в марийском селе“» размещена в разделах

1. Тезис

«Обряды и обычаи в моем селе»

Введение

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Бережно передаваемые из рода в род традиции осуществляли связь поколений. Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

Если народ не хочет затеряться в многонациональной стране, он должен иметь свой язык, свои традиции, свою культуру, которую он должен сохранять, постоянно развивать и преумножать.

Любое время имеет свою особенность, для сегодняшнего времени очевиден повышенный интерес к прошлому, к его культурным ценностям. Современные этнические процессы, происходящие в стране и республике, сопровождаются возрождением культурных традиций народов, делают особенно актуальными исследования исторических корней и проблем функционирования календарно-праздничной обрядности, занимающей важное место в духовной жизни марийцев.

Праздничный календарь марийцев складывался на протяжении

длительного периода времени. Первоначальной основой его была трудовая деятельность наших предков, прежде всего земледельческая практика, связанная с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ. Формируясь в течение многих веков, развиваясь в различных исторических условиях, народные праздники сыграли важную роль

в сохранении самобытности народа. Воплотив в себе все ценное, народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определенное место в жизни марийцев.

В современном обществе растет интерес к истории возникновения праздников, многие хотят знать о том, как проводились народные праздники.

Тема выступления «Обряды и обычаи в моем селе»

Гипотеза исследования : поисково-исследовательская, краеведческая работа способствует систематизации наших знаний об этнографии народов, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине.

Актуальность исследования. На всех этапах своего развития человек был тесно связан обычаями и традициями своего народа. Человек – часть общества, он не может существовать вне общества и без общения, потому должен подчиняться ее законам. При этом теряются основы воспитания молодого поколения на народных традициях, культуре. А это, мы считаем очень важным. Наша исследовательская работа посвящена изучению прошлого и настоящего марийского народа, проживающего на территории Калтасинского района. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма, формировании любви к малой Родине, родителям, гражданских чувств, представляет знакомство с традициями, обычаями, бытом, фольклором,

Цель: Сохранение и изучение народных традиций и обычаев.

Перед нами стояли задачи:

1. Исследовать обычаи и обряды марийцев Калтасинского района.

2. Развивать интерес к народной культуре, уважительно относиться к своим духовным корням.

3. Укрепление дружбы между народностями, проживающими в районе.

Объект исследования : Обряды и обычаи марийского народа.

Предмет исследования : краеведение

Нами использовались методы: Поиск и сбор материала, работа с литературными источниками, собеседование с пожилыми людьми, наблюдение, фотографирование, аудио и видеозаписи, анализ и систематизация собранного материала.

Практическая значимость: Изучение особенностей народных игр и праздников ведет к освоению ценностей народной игровой и традиционной культуры.

Форма применения:

*выступление на научно – практических конференциях;

*использование в учебной и внеучебной деятельности;

*участие в народных праздниках, проводимых в школе и деревне.

Вступление.

Когда мы видим наши полные энергии танцы, слышим родные напевы, мы испытываем гордость за наш народ, сумевший, несмотря на невзгоды, сохранить традиции, в которых воплощено то, чем испокон веков дорожили народы - это вдохновенный труд, радость созидания, глубокое чувcтво солидарности. (Р. С. Акчурин)

У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Ибо праздники — это праздники сердца, души народа.

Марийские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.

Мы провели анкетированный опрос среди 38 человек марийского происхождения : 25 женщин,13 мужчин разного возраста. Среди них 8 пенсионеров, 10 учащихся, 13 работающих, 7 безработных. Абсолютно не знают свои национальные традиции трое из опрошенных, придерживаются традиции 30 человек. Знают традиции, но придерживаются их 30 человек.

70-летняя жительница деревни Кельтей Сайранова Елизаветта, хорошо знает марийские обряды и обычаи. Именно к ней люди идут за советом и помощью, приглашают на семейные события, связанные с рождением ребенка, свадьбой и похоронами. Елизавета Сайрановна рассказала нам о народных обычаях, традициях и праздниках марийцев.

Проблема: Отсутствие систематизации и недостаточность знаний об этнографии марийского народа, проживающих на территории Калтасинского района.

Противоречие: Богатая культура народов, проживающих в Калтасинском районе – низкая информированность и заинтересованность нашего поколения.

Мы хотим понять, каким образом происходит сохранение самобытной культуры в нашем селе? Очевидно то, что одним из основных способов является передача информации от поколения в поколение обычаев, обрядов, культуры своего народа. В наше время лишь некоторые молодые люди интересуются культурой своих предков, многие просто не хотят говорить на родном языке, предпочитая русский, понятный, как они считают, всем, и престижный в современном обществе. Но вместе с забытым языком уходит и нечто большее, что связывает человека с его корнями – это и уверенность в себе.

Составные части проекта

Для изучения обычаев и обрядов потребовалось исследование литературы, встречи со старожилами, системный анализ особенностей и взаимодействия традиций народов, населяющих деревню Кельтей.

На наш взгляд, любовь к родному краю начинается с любви и уважения родителей, друзей, родного языка, обычаев своих предков.

Сами обыграли подвижные игры праздников Уярня, Шорыкйол, Семык, Аза лумдымо пайрем.

Исследование.

На жизненный уклад, народные традиции и культуру марийского народа оказало влияние языческой веры. Она учит тому, чтобы человек жил хорошей, бережливой жизнью, не забывал о своих обязанностях перед родными и друзьями, и всеми людьми. Мы уже внуки и правнуки наших бабушек и дедушек марийцев стараемся узнать и сохранить традиции, культуру марийского народа. По рассказам сторожилов деревни мы узнали, какие проводились праздники и обычаи в нашем селе. Праздники делились на религиозные и народные. В число религиозных праздников относятся такие праздники, как Куэче (пасха, Семык (троица, Агавайрем.

Кугече (Великий день)– Пасха, главный праздник весеннего календарного цикла. Его отмечали через семь недель после праздника Уярня. Кугече – праздник весны, момент наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Главным в древнем языческом празднике был обряд поминовения предков. В избе накрывали стол, расставляли угощения и для каждого родственника зажигали самодельные свечи. Хозяйки с вечера красили яйца — чаще всего в отваре луковой шелухи. Яйца получались разноцветными — от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета. Марийская пасхальная неделя насыщена различными обрядами, запретами. В этот день старались встать до восхода солнца. Бытовало поверье, что от этого человек становится легким, будет успевать во все делах. Нельзя мести комнату, двор или расчесывать волосы – будет буря. Нельзя перебирать яйца – будет град. Рано утром топят баню, моются, приглашая предков. Магическое свойство приписывалось крашеным яйцам. Яйцами угощали родственников, соседей. Яйца также были предметом пасхальных игр. Играли в игру «Муным пордыктен модмаш» (Катание яйца). Люди ходят, друг к другу в гости и, поминая предков, поют любимые песни умерших родственников.

Семык (Семик) - главный праздник марийцев. Семык – праздник марийцев, открывающий летний цикл праздников, знаменовавший собой конец весны и начало лета. Семык отмечался через 7 недель от Пасхи. Основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения наудачу в хозяйственных делах и в быту. Первый день праздника был связан со многими поверьями предохранительного характера и был тяжелым днем. С утра, кроме приготовления еды, прекращали все виды работы, Приготовив необходимые ритуальные кушанья, начинали поминать. Старший член семьи зажигал свечки, просил их содействия на благополучную жизнь живым. Затем угощались едой, откладывая кусочки еды в отдельное блюдо для покойников. Ночь со среды на четверг считалась самой опасной - временем выхода нечистых сил (осал вий). Люди верили, что ночью оживает деятельность нечистых сил, колдунов, которые напускают порчу. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки: парни могли завалить бревнами ворота; забравшись на крышу дома или бани, заткнуть дымоход; опрокинуть в бане котлы с водой. В эту ночь, под утро топили баню, купание в ней входило в обрядовый комплекс праздника Семык. В период праздника соблюдались разные запреты - не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган

Народные праздники

Весна — время пробуждения природы, время обновления и ожиданий. Хорошая весна — быть хорошему урожаю, а значит и благополучной жизни.

Хозяйки в день наступления Шорыкйол готовили праздничныe ритуальные блюда. Почти во всех домах готовили суп из баранины, стряпали блины, пироги, пельмени из баранины. Расставив на белоснежныe скатерти готовые блюда, молились божествам овец: Шорык шочын (Производителю овец, Шорык шочын ава (Матери - производительнице овец). В Шорыкйльскую неделю овцы становились также объектом гадания о будущем супружестве, для этого ночью ловили овец за ноги.

В Шорыкйльские вечера некоторые жители села надевали различные маски и группой ходили по домам. Ряженых называли "Васлий кува, кугыза" (Старик Василий со старухой) со свитой. Ряженые одевались в маски Ия (чертей, разыгрывали злых духов и "страшили" людей. В каждом доме ряженыe проверяли пряжу и ведение хозяйства в целом, а нерадивых хозяев и ленивых девушек и женщин высмеивали, мазали их сажей, наказывали кнутом или палкой. "Васлий кува, кугыза" били подушкой молодушек, чтобы те рано просыпались утром и были трудолюбивы. Дети показывали ряженым свое рукоделие: мальчики - новые лапти с веревками, а девочки - свою пряжу. Они служили доказательством, что долгие зимние вечера не проходили без дела. Ряженыe дергали за ноги хозяина и хозяйку дома, а также всех членов семьи, приговаривая: "йыгырым-йыгырым, шорыкашым тагашым" ( пусть овцы принесут весною по два ягненка: овцу и барана).

Во всех домах к приходу посещения мчр или Васлий кува, кугыза на столах были готовы для угощения чаши с блинами. К соблюдению этого обычая относились очень строго. Каждый хозяин ждал посещения Васлий кува, кугыза и готовился к нему. Если грyппа ряженых обходила дом стороной, то это воспринималось как знак грядущего несчастья, так как новогодние маски, по верованиям марийцев, приносили счастье, удачу в хозяйстве и в жизни отдельного человека. Принимать Васлий кува, кугыза в каждом доме готовились заранее: наводили чистоту, стряпали разные блюда, сушили горох, семечки, орешки. Ряженые обходили все дома, величали каждого хозяина в песнях, желали ему и его семье благополучия, предрекали будущий урожай и требовали за это вознаграждения. По улице ходили всегда с шумом: пели, плясали, ударяли палкой по углам домов, как бы пугая злых духов. Они должны были остаться неузнанными, старались петь и говорить измененными голосами или общались друг с другом разными знаками, шепотом.

Масленица – древнейший народный праздник провода зимы и встречи весны.

Праздник Уярня справлялся в период весеннего равноденствия через

семь недель после праздника Шорыкйол в конце февраля – начале марта. Обычай его празднования ведет свое начало с древнейших времен. Марийцы и их предки в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы холодной зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. Масленица справлялась в течение одной недели. Символически началом праздника считалось исполнение песни-заклинания «Уярня йор-йор, ой йор-йор!».

В праздновании Уярня участвовало все сельское население, но главная роль принадлежала молодежи, которая веселилась в течение всей масленичной недели. Праздник Уярня начинался в понедельник. Перед праздником топили баню, мылись, надевали чистое белье, утром надевали праздничный костюм. Готовили много угощения, пекли блины, слоеные блины, обильно смазывая маслом, варили квас. Почти всей деревней ходили кататься на горку. Во время Уярня всю неделю на улице звон, шум, веселье С нее скатывались на санках (издер,дровнях (пу тер, ледяных санках (ийвол). Женщины приспосабливали для этого предметы быта и труда – начевки (уржа тагына, прялки (кунчылавондо, а также ржаные снопы (уржа кылта, веря в то, что таким образом смогут повлиять на урожайность зерновы. Молодежь каталась парами на специально сооруженной из жердейгорке уярня кашта, йолкурык. Особое место на празднике занимало катание на лошадях, запряженных в лучшую сбрую с колокольчиками и бубенцами. Молодожены в нарядной одежде сидели в санях парами, неженатая молодежь – группами из нескольких человеХарактерной чертой марийской Масленицы было праздное времяпровождение с приемом гостей и хождением в гости. В последний день праздника, в воскресенье, совершался обряд прощания с Масленицей. Молодежь, собрав накопившийся за праздничные дни мусор и закрепив пучок соломы или ржаной сноп на шесте, сжигала, воображаемое изображение праздника с криком «Уярня каен! Вес ийлан адак тол!» (Масленица ушла! Приходи на следующий год).

В праздник Уярня в марийских деревнях устраивались разные игры:

«Курык гыч мунчалтымаш» («Катания с горки», «Вара дене мунчалтымаш» («Катания на жердях», «Кандра гоч торштылмаш» («Прыгание через канат»). Популярной была народная игра «Карта модыш»или «Йыдал пазар» («Базар лаптей», «Олым мешак ден кучедалмаш» але «Сокыр тага» («Борьба с завязанными глазами с мешками соломы» или «Игра с завязанными глазами», «Тулото умбач торштылмаш» («Прыжки через костер», подвижная игра со спортивным бегом «Паренгым пого» («Собери картошку»).

В старину марийский народ проводил праздник «Маска пайрем» («Медвежий праздник»). Но он на долгое время затерялся. И в прошлом году в нашей деревне возобновили этот праздник. В последний день масленицы провели этот праздник. По народному календарю 22 марта – в день весеннего равноденствия - просыпается медведь и наступает весна. В начале праздника вспоминают усопших, которые прилетают как птицы и их кормят пшеницей. Дед Мороз и Снегурочка прощаются с народом. Они обещают прийти на следующий год щедрыми подарками, если народ их проводит по чести. Ряженые не хотят прощаться, они требуют разных выкупов в форме народных игр, танцев, плясок, хоровода. Для того, чтобы усмирить ряженых, надо разбудить медведя. Они боятся только его. Но медведя может разбудить только Весна своей горячей рукой. Народ дружно зазывает весну.

Весна приходит, будит медведя. Медведь удивляется, что все еще царствует зима. Весна объясняет, почему это происходит. Медведь провожает их, усадив их в сани, вместе с дедом Морозом и Снегурочкой. Праздник продолжается играми. Играли в народную игру «Плетение косы», «Ручеек», «Пар кычалын». Эти игры сопровождаются игрой на баяне и песнями.

Имянаречение - это праздник, проводимый в честь новорожденного. Рождение ребенка для каждой семьи - это важное событие. Роды проходили в «чистой» половине дома. Повитуха не только принимала роды, выполняла послеродовые процедуры над ребенком и роженицей, но и оставалась необходимой помощницей в первое время после родов, а затем особо чтимым человеком на долгие годы. Она обрезала пуповину, купала новорожденного. В воду для купания добавляла соль и серебряную монету. Именно в этот день повитухе дарили отрез на платье. После первого купания ребенка заворачивали в рубашку отца, чтобы ребенок был близким ему и любимым или в подол бабушкиного платья, чтобы младенец дожил до ее лет. В тот же день топили баню, которая называлась баней новорожденного. В баню приглашали родственниц, соседок, мылись всей семьей. После бани их угощали чаем. Почетной гостьей в день родов была мать роженицы, для первенца она приносила детское приданое, состоящее из одеяла, подушки и пеленок, а так же угощения. Бывало поверье что, чем больше придет женщин с угощением, тем молочнее будет мать. Новорожденного всегда клали в колыбель (шепка).

В этот день ему давали имя и высказывались разного рода благопожелания. Выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности. Обряд имянаречения у марийцев являлся своеобразным праздником, на который приглашались все родные. В марийских семьях имя ребенку давали иногда сразу же после рождения или, как утверждают некоторые исследователи, через полгода - год со дня рождения. Было много способов наречения имени ребенку:

-Ребенку давали имя первого вошедшего в дом в этот день;

-Ребенку имя давал карт. Он брал плачущего ребенка на руки и перебирал разные имена, при котором имени ребенок переставал плакать, то и имя ему давали.

- Ребенка могли назвать в зависимости от дня недели, если ребенок родился в пятницу, то его имя обязательно начиналось со слова «кугу» - большой: Кугерге, Кугудыр.

-.При выпечке хлеба каждому караваю давали имя – по имени лучше испекшегося каравая и нарекали ребенка.

-В случае большой смертности в семье новорожденного называли именем, составной частью которого было слово тимер- «железо» (например Тимерша, Тимербай, Тимергале).

марийцев встречается много женских имен, со словом саска – «цветок» (например Саскалче, Саскавий, Саскай, с пожеланием, чтобы девочка росла красивой, как цветок.

-Сказывается влияние татарской лексики. Например, имена с сочетанием бай (богатый) :Изибай, Кугубай, Эшымбай, Элтыбай, Умырбай.

В народе довольно стойко бытовала вера в то, что первые 40 дней жизни младенца особо опасны. И поэтому ребенка нельзя оставлять одного, чтобы не навлечь беду. Если ребенка оставляли одного, то под подушку клали ножницы или горбушку хлеба. С этой же целью к шапочке пришивали ракушку, яркую пуговицу. Ребенка мазали сажей, к ручке привязывали яркую нитку. (Нельзя качать пустую колыбель – качая, растишь чертенка. Нельзя целовать ребенка в губы – забираешь молодость. Нельзя переходить через ребенка – будет маленьким. Нельзя хвастаться своим ребенком – сглазишь. Нельзя любоваться чужим ребенком – сглазишь. Нельзя ребенка показывать в зеркало – станет похожим на дьявола.

Лингвистический анализ марийских народных обрядов показал, что заметно влияние татарской лексики. На основе соприкосновения с культурой соседних народов веками складывалось своеобразное неповторимое устно- поэтическое творчество народа мари, проживающей в Калтасинском районе.

Выводы: Проведя исследовательскую работу, анкетирование и беседы с жителями деревни мы пришли к выводу:

Марийцы деревни Кельтей не потеряли свой язык, культуру, традиции. И не потеряли связь со своим народом и не отошли от своих традиций. Проживая продолжительное время на одной территории с русскими, татарами эти народы оказывали друг на друга большое влияние, постепенно стирая национальные грани. Также марийцы нашей деревни сохранили национальное верование, отмечая некоторые религиозные праздники

Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что марийский народ имеет богатое культурное наследие. Нами проделан определенный объем работы. Как выяснилось, молодые жители деревни устраивают жизнь в доме так же, как их матери, отцы и деды. Они убеждены, что без знания обычаев и без соблюдения традиционных правил можно нажить беду. Эти знания помогают быть уверенным в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Но не все школьники и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их. Поэтому в школе ведётся работа по изучению культуры марийского народа, проводятся экскурсии в музей, встречи со старожилами деревни. Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила нас по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом, на окружающую природу и на себя. Мы ощутили себя представителями малочисленного, но богатого уникальным наследием марийского народа. Миссия молодых людей — воспринять родные традиции и бережно передать их своим детям. Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги. Выражаем благодарность жителям деревни Кельтей Калтасинского района за беседу и ценную информацию. А также за предоставление материалов школьному краеведческому музею, сельской библиотеке за оказанную помощь в подборке материалов.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Чудесные кристаллы»Исследовательская работа «Чудесные кристаллы» Работа было подготовлена на конкурс "Я- исследователь". Представляю вашему вниманию выступление по этой теме. Юным исследователем был мой.

Исследовательская работа «Чудо-йогурт» Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, умным и правильно развивался. Для этого уже в детстве у мальчиков и.

Исследовательская работа «Моя родословная» Изучение истории своей семьи не только актуально в современном мире, но и очень интересно. Поэтому данный вопрос заинтересовал меня. Цель.

Исследовательская работа на тему: «Путешествие в мир старого сказочника» (По творчеству К. И. Чуковского) Исследовательская работа Тема: «Путешествие в мир старого сказочника» (По творчеству К. И. Чуковского) «Для ребенка отвратительны сказки.

Исследовательская работа «Загадочные панды» Исследовательская работа на тему: «Загадочные панды» Актуальность работы: В ходе просмотра мультсериала «Кунг фу Панда» дети часто.

Исследовательская работа по краеведению Исследовательская работа школьников по краеведению Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов.

Исследовательская работа «Шоколад» Здравствуйте, меня зовут Матушкин Артур, я воспитанник детского сада «Алтынсай». Я очень люблю сладости, особенно шоколадные конфеты..

Исследовательская работа «Русская матрёшка» Исследовательская работа «Русская матрёшка» План. 1. Введение. 2. Появление матрешки на Руси. 3. Разнообразие матрешек.

Исследовательская работа «Свойства песка» Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развитие исследовательских способностей. Задачи: 1. Познакомить со строением песка и его особенностями;.

Презентация «Кроссворд «Птицы на букву Ш» (на марийском языке) В продолжение темы о птицах предлагаю вашему вниманию кроссворд. Ребятам предлагается вспомнить названия птиц на марийском языке на букву.

Автор публикации:
Исследовательская работа на тему «Обряды и обычаи в марийском селе»
Опубликовано: 20 января 2018 в 22:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД