Папки-передвижки

Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук»

Елена Асташкина
Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук»

Аннотация

Данная работа – попытка рассмотреть особенности засеянного сленгом речевого поля героев сериала «Физрук».

Введение

Молодое поколение 21 века стремится в повседневной жизни к экономии речевых средств, к игре с речевыми ресурсами, к созданию упрощенного языка. Огромное количество школьников, студентов в своей речи употребляет сленг, таким образом отстраняясь от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Носителями сленга являются, как правило, люди 14–30 лет.

Публикация «Исследовательская работа „Особенности речи героев сериала „Физрук“» размещена в разделах

Какие слова наполняют речь героев фильма? Какова природа их словообразования? Эти вопросы легли в основу нашего исследования, предполагая решение следующих лингвистических задач:

- Ознакомиться с литературой по заявленной теме;

- Выработать приемы классификации и распределить языковые единицы на группы, исходя из языковых особенностей речи героев сериала «Физрук»;

- Проанализировать способы образования сленговых слов и жаргона;

- Описать характер и назначение допущенных киногероями речевых ошибок;

- Обобщить полученные сведения.

Считаем данную проблему актуальной по нескольким причинам:

1. Молодые люди, поклонники телесериала должны знать происхождение, точное значение этих слов.

2. Результаты проделанной работы расширяют наше представление о словообразовательных возможностях языка, будут способствовать совершенствованию знаний о нормах русского литературного языка.

Объект исследования : жаргоны и сленг героев сериала «Физрук».

Предмет исследования : способы образования сленговых слов и выражений в речи героев сериала «Физрук»; виды нарушений норм литературного языка.

Методы исследования : описательный; метод контекстуального анализа.

1. Понятие сленга. Лексико-семантический способ образования сленговых слов.

По мнению одного из ведущих зарубежных сленгологов Э. Партриджа, для носителей языка сленг привлекателен. Он выделяет 15 случаев, когда люди прибегают к сленгу:

- в весёлом расположении духа, ради забавы или ради удовольствия;

-желающий поупражняться в остроумии, оригинальности, продемонстрировать необычное чувство юмора;

-чтобы быть непохожим на других, поразить новизной выражения;

-живописно, красочно, сочно высказаться, дать положительную либо отрицательную оценку, избежав скучных, надоевших шаблонов;

-безошибочно привлечь к себе внимание, даже поразить;

-уйти от клише, выразить свои мысли в сжатой, концентрированной энергичной форме;

-обогатить язык;

-придать весомость, основательность, конкретность абстрактной мысли;

-приглушить остроту либо подчеркнуть эффектность отказа, отклонения, неприятия; снизить пафосность.

-найти нужный тон с подчинёнными или польстить начальнику, установить непринуждённый контакт с аудиторией;

-создать более лёгкую атмосферу общения;

-стимулировать установление долгосрочных других отношений;

-обозначить, что говорящий «свой» и таким образом установить контакт».

1. Лексико-семантический способ образования

2. Метод контекстуального анализа позволил представить языковые единицы таким образом:

Слово Значение в толковом словаре русского языка Значение на языке жаргона

Базар (базарить) О беспорядочном крике, шуме где-либо Разговор

Бабки Ед. ч. то же, что и бабушка Деньги

Башня Высокое и узкое архитектурное сооружение Голова

Ботва Стебли и листья корнеплодов (свёклы, репы, моркови и т. п. ,

а также картофеля. Ненужные, второстепенные вещи

Борзый (воровской жаргон) Наглый, нахальный, самоуверенный (неодобрительно). Возможно, произошло от борзой – быстрый в беге (об охотничьих собаках) Наглый человек, пользующийся

поддеpжкой со стоpоны осужденных

Булки Общее название пшеничного хлеба Ягодицы, жировые отложения в

виде складок в поясной области по бокам

Вилы Сельскохозяйственное орудие в виде длинной рукоятки с металлическими зубьями для подъёма и переноса, разбрасывания сена плохо идущее

дело

Грузить Наполнять грузом; Складывать груз куда-либо, помещать в качестве груза Словесно убеждать человека

сделать что-то, чего он делать

не хочет

Косарь Человек, который косит (траву, колосья) Тысяча рублей

Косяк Брус дверной или оконной рамы Ошибка, неверный поступок;

(Сфера наркотиков – самокрутка с анашой).

Не парься Не прогреваться в закрытом сосуде на пару. Не находиться в очень тёплом, жарком помещении или быть слишком тепло одетым (разг.) Не беспокоиться, не волноваться

Отжать Сжимая, сдавливая ч. -л. мокрое, влажное, удалить воду, влагу. Отобрать что-либо.

Отслюнить Взять деньги с кого-то получило новое значение Дать деньги

Перетереть Трением размельчить, истереть Обсудить какой-либо вопрос;

обмозговать, обдумать, придти к какому-то решению.

Рулить Управлять Контролировать.

Слить Отлить, чтобы отделить что-нибудь от чего-нибудь. Перелить, вылить, чтобы опорожнить сосуд. Намеренно сделать информацию известной.

Тётки Сестра отца или матери В современной речи так называют девушек.

2. Морфологический способ образования сленговых слов

Морфологический способ – очередной способ образования сленговых слов, один из самых продуктивных.

Самый частотный из них – 2.1. аффиксация.

А) – УГ- (-ЮГ-) (а) : производит модификационные существительные, т. е. слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой.

Б) –Л- (о) суффикс производит от глагольных основ грубовато-уничижительные наименования лиц по действию: ПОДСТАВЛЯЛО (от глагола «подставлять»);

В) –АК- (-ЯК-). Аффикс образует не только существительные, но и специфический класс слов – оценочные наречные предикативы: ТОЧНЯК (от слова «точность»,

Г) –К- (а) суффикс, служащий для производства существительных, обозначающих действие, результат действия. Например, ОТВЕТКА (криминальный жаргон в 90-е годы) в значении «агрессивные действия в ответ на словесную или физическую угрозу

Д) –ОВ-(-о) : суффикс, который используют для образования существительных среднего рода со значением деятельности от глаголов несовершенного вида: КИДАЛОВО – ‘обман’,

Е)–ЕЦ– (ФИЛЬМЕЦ, КОМПРОМАТЕЦ) - ОК- (ФРАЕРОК) Суффиксы, наполняющие слова пренебрежительным оттенком;

Ж) -ОС- (-АС-) : Стремясь сэкономить время, стало привычным экономить и речевые средства, безжалостно обрывая, например, культурное «до свидания» до грубого и пренебрежительного «досвидос».

З) «Активный процесс «новой сентиментальности» находит свое отражение в «мимишной лексике» киногероев». Слова с уменьшительными суффиксами использованы в целях придания высказыванию экспрессии: «ПРИСТАВАШКИ» - в значении «докучать кому-то

И) –УЛ- суффикс, придающий слову фамильярный оттенок. Например, ДЕВЧУЛИ.

2.2. В ходе анализа способов образования сленга мы обратили внимание на явление универбации.

Универбация представляет собой способ образования слов на базе словосочетаний, при котором в производное слово входит основа лишь одного из членов словосочетания

А) имен существительных с суффиксом –К-, в которые свернуты «причастие +существительное» : ЗАПУТКА (запутанное дело);

Б) имен существительных с суффиксом –К- и –ЮХ-, в которые свернуты «прилагательное +существительное» : СЕРЬЁЗКА (серьезные отношения) в значении «девушки, с которыми парни имеют серьёзные, продолжительные отношения»; «существительное + существительное» : ДНЮХА – в значении «день рождения».

В) имен существительных с суффиксом –К-, в которые свернуты «числительное +существительное» : ПЯТЁРА – в значении «пять тысяч рублей»;

2.3. Усечение основы (образование новых слов посредством усечения производящей основы); ПЕРЕДОЗ – в значении «передозировка»; ИНФА – в значении «информация»; КРАСАВА - значении «красавец»; «ОТМАЗ» - в значении «оправдание»; ОБЛОМ – в значении «неудачное завершение ситуации, которая могла завершиться удачно. 2. Нежелание что-либо делать».

2.4. Усечение основы и суффиксация: НОРМАЛЬДЫ (наречие) - в значении «все хорошо»;

2.5. Усечение корней: ТАБЛЫ (в жаргоне наркоманов – в значении «таблетки», ИГНОРИТ – в значении «игнорирует».

2.6. Усечение корней и суффиксация: КОРЕШ – в значении «главарь шайки», «друг, приятель» (в уголовном жаргоне) – от слова «корень» + - ш-.

3. Речевые ошибки

Сленговые слова – это не только окказионализмы, но и игра со словом. 3.1. Ошибки в склонении имё н собственных: с ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ – литературная норма - с ОЛЕГОМ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ;

3.2. Несоблюдение чередования х/ ш при образовании множественного числа существительных: УХИ - правильно: УШИ;

3.3. Нарушение в образовании слов, обозначающих лицо по профессии: ПСИХОЛОГИНЯ – нормативный вариант: ПСИХОЛОГ.

3.4. Ошибки в склонении личных местоимений: ЕВОЙНАЯ – литературная норма: ЕГО; ЕЙНАЯ – правильно: ЕЁ;

3.4. Неправильное образование форм глагола: а) повелительного наклонения: ЕЗДИ; ЗАХОДЬТЕ; б) не соблюдено чередование согласных у глаголов 3 л. ед. ч. наст. вр. : Г/Ж – слово «ЖГЁТ; у глаголов 3 л. ед. ч. пр. вр. : Г/Ж – слово в) ошибка в образовании формы наст. вр. : ОТЗЫВЧИВЕЕТ

3.5. Неправильное образование деепричастия несовершенного вида: ОЖИДАЮЧИ – суффикс –ючи- (-учи) указывает на просторечие.

4. Грубые нарушения орфоэпической и акцентологической нормы дают право отнести такие нарушения к специальным приёмам сниженности.

Речевые ошибки:

4.1. Ненормированное произношение мягких/твё рдых согласных в словах: ПРЕ[Т’Э]НЗИЯ – справочно-информационный портал «Грамота. ру» рекомендует ПРЕ[ТЭ]НЗИЯ; КА[Ф’Э]ШКА – нормативно: КА[ФЭ]ШКА;

4.2. Ошибка в произношении [ЧН] и [ШН] : [ИИЧ’Н’ИЦА] – согласно словарям: [JАИШН’ИЦА].

4.3. Ненормированная постановка ударения в словах: пАртер, вклЮчите, сИротам, звОнит, перезвОнит, подбОдришь

4.4. Просторечное произношение слов: [СЁННЯ] – в значении «сегодня»; [КАБУТО] – в значении «как будто»; [ЧЁ] – в значении «что»; [ШОП] – в значении «чтобы»;

4.5. Несоблюдение оглушения и смягчения конечного согласного: ОБУ[В] – правильно: [ОБУФ’]

4.6. Фрикативное произношение [г] в слове «педа [h]ог», а следует произносить взрывное [г].

4.7. Просторечное произношение возвратного суффикса: [фт’ан’эсс’а] в значении «втянешься».

5. В предложении: «Пойдем, пацаны, покушаем!» просматривается нарушение лексической нормы русского литературного языка.

5.2. Словосочетания «вернуться взад», «тупо тупеешь», употреблённые киногероями, являются ярким примером речевой избыточности, плеоназма и тавтологии.

6. Предложение свидетельствует о нарушении синтаксической нормы: ошибка в употреблении предлога «Думаю ОБ нас с тобой».

Выводы

1. Речь героев сериала «Физрук» насыщена молодежным сленгом.

2. Преобладающими способами образования сленгизмов, употребляемых в речи актёрами молодёжного сериала «Физрук», является морфологический словообразовательный способ и лексико-семантический способ.

3. Сленговые слова не являются индивидуально-авторскими неологизмами актёров. Страницы словарей молодёжного сленга и жаргона указывают на известность и распространенность анализируемых слов.

4. Популярность и харизматичность, мастерская игра актёра, сыгравшего главного героя, приближают события сериала к жизни молодёжи.

5. Сленг не является застывшим, в нем происходят временные изменения. Он используется современной молодежью как средство самовыражения и эпатирования окружающих, как способ зашифровки собственной речи.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «А + в + с = Здоровье»Исследовательская работа «А + в + с = Здоровье» Исследовательская работа "А+В+С=ЗДОРОВЬЕ"Выполнили воспитанники старшей группы д\с "Золотой петушок" Руководитель воспитатель Шолина Лариса.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа «Что означает мое имя?»Исследовательская работа «Что означает мое имя?» Исследовательская работа «Что означает мое имя?» Выполнил: Кирилл Корчагин, старшая группа. Руководитель: Горобцова Н. А., воспитатель..

Исследовательская работа «Его величество уголь» Исследовательская работа «Его величество уголь». Наш детский сад расположен на мысу Астафьева, где недавно открыли «Угольный терминал».

Исследовательская работа «Правда о пыли» Моя мама, очень любит чистоту, она часто наводит порядок в квартире. Почему- то, как только она начинает протирать пыль, я начинаю чихать,.

Исследовательская работа с детьми старшей группыИсследовательская работа с детьми старшей группы Тема работы: "Посадили мы дубок!" Цель работы: Выяснить, можно ли вырастить дуб из желудей в комнатных условиях. Гипотеза: Даже если одинаково.

Исследовательская работа: «Волшебные брусочки» В 2015 году Анечке исполнилось семь лет, ещё совсем немного и она пойдет в первый класс. Мы решили ещё раз принять участие в районном конкурсе.

Исследовательская работа «Зачем ежу яблоки» «Зачем ежу яблоки» 1. Здравствуйте уважаемые члены жюри и слушатели! Я, Татарова Аня 2. Воспитанница детского сада «Радуга» 3. Тема моей.

Исследовательская работа «Что такое молния» Выполнила – Изотова Вероника, гр. №5 Руководители– Подъячева Н. П. Белоконева И. С. МБДОУ №46 «Земляничка», г. Наб. Челны Содержание:.

Занятие по информатике «Построим домики для сказочных героев» (конструирование, работа с мышью) для старших дошкольников Цель: познакомить детей с устройством «мышь» и клавиатуры; воспитывать интерес к занятию с компьютером; развивать мышление и воображение;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук»
Опубликовано: 7 июля 2015 в 23:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД