Лучший педагог года

Исследовательская работа учащегося 5 класса «Памятники г. Биробиджана — культурно-историческое наследие человека»

Ольга Кириллова
Исследовательская работа учащегося 5 класса «Памятники г. Биробиджана — культурно-историческое наследие человека»

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Выполнил: Яковенко Богдан, учащийся 5 класса

Руководитель: Кириллова О. А., учитель начальных классов

Введение

Изучать культурное наследие человечество стремилось на протяжении всей истории развития общества.

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем и передающейся будущим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Публикация «Исследовательская работа учащегося 5 класса „Памятники г, Биробиджана — культурно-историческое наследие человека“» размещена в разделах

Культурное наследие народа всегда связывают с определенной географической территорией проживания и историческим периодом развития.

У каждого города есть свои памятники, которые относятся к объектам материальной культуры и являются символами национальной гордости и славы. Они становятся свидетельством любви и уважения соотечественников к выдающимся писателям, героям или каким-либо культурно-историческим событиям, которые не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре. Из какого материала они бы ни были сделаны - из бронзы, камня или дерева - они стоят и смотрят нам в глаза, вызывая в человеке массу разнообразных чувств и эмоций.

Цель исследования - изучить культурно-историческое наследие памятников, установленных в г. Биробиджане, и расширить кругозор учащихся по данной проблеме.

Задачи исследования :

1. С помощью анкетирования выяснить осведомленность учащихся 3-5-х классов нашей школы по проблеме исследования.

2. Изучить многообразие памятников в г. Биробиджане.

3. Определить культурно-историческое наследие памятников нашего города.

4. Расширить кругозор учащихся по изучаемой проблеме.

Методы исследования :

- теоретический (изучение литературы и интернет-ресуров);

- анкетирование;

- анализ и обработка полученных результатов исследования.

Объект исследования - памятники.

Предмет исследования - культурно-историческое наследие человека.

Гипотеза - действительно ли верно утверждение, что памятники являются отражением культурно-исторического наследия города, страны и основной этнической культуры людей, проживающих на данной территории.

Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что памятники - это мощные символы в истории любого народа, города или страны, и именно поэтому одна из основных задач современного общества, как дань прошлому - знать культурно-историческое наследие своей малой родины.

Новизна работы заключается в изготовлении дидактического лото «Знай и люби свой город», которое поможет в игровой форме познакомить учащихся с местными достопримечательностями и, соответственно, расширит их кругозор.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что представленный нами в докладе теоретический материал, а также изготовленное дидактическое лото «Знай и люби свой город» могут быть использованы учителями и учениками как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

I. Основная часть

1.1. История возникновения памятников

Для того чтобы узнать, что такое памятники и зачем их ставят, нам необходимо «заглянуть» в прошлое.

Ставить памятники придумали ещё в Древнем Риме. В то время люди после смерти близкого человека очень страдали, как и сейчас в наше время. Римляне придумали хороший способ не забыть того или иного человека после его смерти. Они ставили камни рядом с местом захоронения. На камне были выбиты имя и фамилия человека, который был похоронен. С этого времени и возникла традиция ставить памятники.

В Средние века в память о славных либо трагических событиях строили храмы, ставили часовни, для того чтобы помнить это.

В Европе скульптурные изображения государственных деятелей, легендарных полководцев появились в эпоху Возрождения на волне интереса и подражания образцам античной культуры Греции и Рима.

Первый скульптурный памятник в России, статую Петра Великого над Невой, поставила Екатерина II в 1782 г. Почитательница западной культуры, Екатерина этим грандиозным произведением искусства положила начало русской монументальной скульптуре. Европейская печать тогда написала, что русские превзошли римлян, и памятник был даже отмечен чеканной медалью.

Вторым по значению и времени появления был памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в 1818 г. Установленный в испепеленной после изгнания французов Москве монумент стал символом стойкости и возрождения России. После этого статуи царей, полководцев, известных писателей, поэтов возводили не только в столицах, но и в губернских городах.

Отношение к возведению российских памятников было очень серьезным и ответственным. Средства на их сооружение обычно складывались из добровольных пожертвований. Проекты составляли ведущие скульпторы и архитекторы не только России, но и других стран. Лучшие работы побеждали на конкурсах с авторитетными судьями. Утверждался проект лично императором. Для сооружения использовались дорогостоящие и долговечные материалы - бронза, гранит, мрамор. В результате почти все российские памятники были выполнены на высоком художественном уровне, среди них немало выразительных и запоминающихся, а иногда и просто выдающихся монументов.

После революции памятники были взяты на службу советской власти. По всей стране стали появляться изваяния Ленина, известных революционеров и командармов. Очень много памятников, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне, которые установлены в каждом населенном пункте.

Заботясь о просвещении и многонациональной культуре народа, населяющего нашу страну, государство старается увековечить память национальных поэтов, композиторов, ученых и других деятелей в различных сферах деятельности человека.

Для того чтобы сохранить память о нашем культурно-историческом и национальном прошлом, мы должны знать о памятниках и заботиться об их сохранности для будущих поколений.

1.2. Понятие и виды памятников

Памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических явлений и событий, являющиеся источниками исторической и эстетической информации и знаний.

В соответствии со словарем С. И. Ожегова памятник - это :

1. скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события);

2. сохранившийся предмет культуры прошлого (археологический памятник, памятники письменности (древние рукописи) и т. п.

По законодательству памятниками истории и культуры могут именоваться предметы, движимые и недвижимые, которые представляют художественный, исторический, археологический и этнографический интерес, а также недвижимость, которая обладает существенной исторической ценностью и представляет интерес, имеющий отношение к политическим и военным событиям, к истории литературы, искусства и культуры в целом.

Различаются следующие виды памятников истории и культуры :

памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народа и т. п. ;

памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений или захоронений, наскальные изображения;

памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки, сооружения промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;

памятники искусства - произведения монументального изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

• документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Таким образом, к памятникам истории и культуры могут быть отнесены объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, закрепленные законодательными актами государства.

1.3. Свойства и функции памятников

В научной литературе выделяют следующие свойства памятников :

• сенсорное воздействие проявляется в способности памятников истории и культуры влиять на органы чувств и вызывать у человека определенные ощущения;

• свойство быть источником информации означает способность хранить и передавать информацию о создателе, его современниках, об их взглядах, ценностях, идеалах.

Информация, которую несет памятник, может быть трех видов:

• историческая, которая свидетельствует о важных исторических событиях или явлениях в жизни народа, государства и общества;

• эстетическая проявляется в способности памятников истории и культуры вызывать психические переживания у человека под воздействием полученных им ощущений и информации;

• технологическая повествует о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком ее законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде.

Памятники истории и культуры наделены также и определенными специфическими функциями.

Гносеологическая (познавательная) функция означает использование памятников истории и культуры в целях получения новой информации о прошлых событиях и явлениях, т. е. познание памятников является одновременно познанием реальности.

Образовательная функция подразумевает использование памятников истории и культуры для обучения, поскольку непосредственное чувственное восприятие памятников является довольно эффективным.

Воспитательная функция предполагает использование обществом возможности памятников истории и культуры воздействовать на формирование взглядов, мировоззрения человека, которое в итоге определяет его социальное поведение.

Коммуникативная функция означает реализацию определенных связей в обществе, которые происходят путем восприятия внешней формы памятника как знака, символизирующего определенные понятия.

Следовательно, памятники могут воздействовать на наши чувства и эмоции, передавать информацию о прошлых поколениях и воздействовать на формирование культуры личности.

II. Практическая часть

2.1. Изучение истории становления г. Биробиджана и его этнической культуры.

Для того, чтобы понять культурно-исторического наследие, отраженное в памятниках города, нам в процессе исследования необходимо было узнать об истории его возникновения на данной территории и его этнической принадлежности.

История страны складывается не только из истории крупных городов, но и небольших городков и поселков, которые принято называть малой родиной. Наша малая родина - любимый город Биробиджан, в котором мы родились и живём.

В 2017 году г. Биробиджан отмечает 80-летие со дня присвоения ему статуса города.

Сама же история начинается с 1912 года, когда правительством страны было принято решение о заселении трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе дальневосточного края вдоль железнодорожной полосы Амурской железной дороги. Первоначально была открыта станция Тихонькая, при которой в 1928 г. был основан рабочий посёлок, где проживало 623 человека и насчитывалось 237 разбросанных деревенских домиков. Селение Тихонькая являлось базой приема переселенцев и снабжения переселенческого района.

По статистическим данным в первые 6 лет прибыло сравнительно большое число евреев-поселенцев в количестве 19 635 человек. В начале

1930-х годов около 1, 4 тысячи еврейских иммигрантов прибыло на нашу территорию из-за рубежа: США, Аргентины, Европы, Палестины и других стран и регионов мира. Однако в связи с тяжелыми бытовыми условиями и из-за тяжёлого климата половина переселенцев покинула данную территорию, и на тот момент население уже насчитывало около 12 тысяч человек.

В то же время люди других национальностей также приезжали на территорию нашего будущего города, однако на тот момент большинство составляли евреи-переселенцы.

10 октября 1931 года селению Тихонькая было присвоено наименование Биробиджан : так называли пространство между реками Бира (в переводе с эвенкийского «река») и Биджан (в переводе с эвенкийского «биджен-постоянное стойбище»). В 1934 году образовалась Еврейская автономная область, и Биробиджан становится её административным центром. Рабочий посёлок Биробиджан получил статус города на основании постановления Президиума ВЦИК от 2 марта 1937 года № 17 «О преобразовании рабочего посёлка Биробиджан в город».

Так на карте нашей страны появился новый город Биробиджан, обладающий своей историей, самобытной культурой и традициями еврейского народа.

2.2. Изучение культурно-исторического наследия, запечатленного

в памятниках г. Биробиджана

Безмолвными «свидетелями» истории и культуры городов, стран и человеческих судеб являются недвижимые памятники. В г. Биробиджане такие «свидетели» тоже имеются.

В нашем исследовании мы, совершив экскурсию, изучили имеющиеся в

г. Биробиджане памятники, относящиеся по своему виду к истории и искусству, и попытались определить их культурно-историческое наследие.

В 2004 г. в Биробиджане на привокзальной площади появилась скульптурная композиция под названием «Памятник первым переселенцам», которая представляет собой лошадь, впряженную в повозку. Мужчина управляет лошадью с помощью вожжей, на телеге, свесив ноги, сидит женщина. С собой пара везет самовар и мешок с вещами. Данный памятник отображает историю возникновения нашего города, когда в 1928 г. сюда стали съезжаться первые поселенцы еврейской национальности не только с территории Советского Союза, но и буквально со всего мира. Этот факт, как нельзя лучше объясняет, почему в небольшом городке появился именно такой памятник.

В Биробиджане живут дружелюбные и гостеприимные люди. Администрацией города установлены побратимские связи. В списке городов-побратимов - Бивертон, Орегон (Соединенные Штаты Америки, Маалот-Таршиха (Израиль, Хэган (Китайская Народная Республика, Ниигата, Префектура Ниигата (Япония, Ичунь (КНР). 14 сентября 2002 года в Биробиджане появился «Памятник дружбы», который установили на одноименной площади. Композиция Памятника дружбы олицетворяет дружбу еврейской столицы с городом-побратимом Хэганом и символизирует благожелательные отношения между народами Китая и Еврейской автономной области. Памятник представляет собой две поднятые ввысь руки, удерживающие земной шар. Над шаром установлено несколько звезд. Ночью монумент освещается и выглядит очень красиво.

В числе местных достопримечательностей много памятников, связанных с культурными и историческими событиями в жизни еврейского народа.

В 2003 году к юбилею Еврейской автономной области на привокзальной площади города расположился крупный фонтан, в центре которого находится позолоченная колонна, увенчанная подсвечником менорой с семью разветвлениями. По бокам высокой колонны располагаются 2 большие чаши, покрытые позолотой, которые вместе с колонной обрамлены потоками воды, в центре меноры находятся часы. Менора - это известный атрибут еврейской культуры, размещенный даже на гербе Израиля. Семисвечник является символом еврейской нации, и поэтому прообраз еврейского светильника меноры есть и в Биробиджане как дань истории этих мест и народа, живущего здесь. Менора в еврейской культуре символизирует возрождение еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений.

В 2004 г. в числе местных достопримечательностей был открыт памятник Соломону Наумовичу Рабиновичу, писавшему под псевдонимом Шолом-Алейхем, что означает «Мир вам». Находится он в самом начале пешеходной улицы, названной именем писателя. Страницы биографии писателя не связаны с городом Биробиджаном, С. Н. Рабинович никогда здесь не бывал. Открытие данного памятника было приурочено к 70-летию Еврейской автономной области, как дань уважения творчеству мирового писателя, отражавшего в своих литературных произведениях жизнь еврейского народа.

У здания областной филармонии на Театральной площади в 2004 г. появилась фигура бронзового скрипача, который воспринимается горожанами и туристами, как символ национальной еврейской культуры.

Еще одним насыщенным символом г. Биробиджана стало скульптурное изображение «Раввина, трубящего в шофар». Выполненное из серебристого металла изваяние духовного наставника иудеев установлено перед входом на территорию центрального здания еврейской общины "Фрейд" и привлекает много горожан и туристов. Открытие памятника было специально приурочено к наступающему еврейскому новому году.

В 2008 году в Мумбаи в Индии во время террористического акта были зверски убиты раввин Габриэль Гольцберг и его беременная жена Ривка. В память об этом трагическом событии по инициативе раввина ЕАО Мордехая Шейнера возле синагоги был возведен скромный памятник. Он состоит из трех подсвечников с электрическими свечами. Две больших свечи символизируют взрослых, а маленькая - неродившегося ребенка.

Во дворе общинного центра «Фрейд» установлен памятник жертвам Холокоста, который представляет собой отшлифованный с одной стороны камень черного цвета. Это был первый в стране памятник жертвам нацистского режима 1933 -1945 годов. На всех остальных скорбных обелисках указывали дату с 1941 года. К этому памятнику не возлагают цветы, к нему приносят маленькие камни. Так заведено в еврейской традиции.

Данные памятники говорят нам о сплоченности еврейского народа, который свято чтит память о своих невинно погибших жертвах.

Несколько памятников, установленных в нашем городе, связано с историей нашей страны, а именно с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г. г. и других локальных войн.

В период военного времени на фронт призвали и ушли добровольцами 11 тысяч биробиджанцев, из них 7 тысяч домой не вернулись. В центре города есть территория, которая получила название Сквер Победы. Главной композицией здесь является памятник «Боевая и трудовая слава», открытие которого произошло 8 мая 1985 года. Событие приурочили к 40-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Прилегающая к памятнику территория вымощена плиткой. Посередине возвышается стела, увенчанная знаком Красной звезды. У монумента всегда горит Вечный огонь - символ вечной памяти. По бокам обелиска установлены мемориальные доски со списками погибших в 1941 -1945 гг. воинов - жителей нашей области.

В сквере им. И. Р. Бумагина установлен памятник в честь одноименного Героя Советского Союза, жителя нашего города, отдавшего жизнь, защищая свою родину от немецких захватчиков. Первый монумент в данном мемориальном комплексе представляет собой бюст советского воина. Второй представляет собой барельеф из камня, выкрашенный в белый цвет. С одной стороны барельефа - изображение боя с захватчиками, а с другой - высечены фамилии ушедших на фронт и не вернувшихся с войны рабочих завода «Дальсельмаш».

Третьим мемориальным объектом данного комплекса является памятник истории «Танк ИС-3». Выбор именно такой техники для памятника был не случайным. В самом начале Великой Отечественной войны армия остро нуждалась как в живой силе, так и в вооружении. Это хорошо понимал каждый житель страны, в том числе и дальневосточники. Для помощи фронту в Биробиджане сформировали 60-ую танковую бригаду, которая внесла свою лепту в дело Великой Победы. Открытие мемориального комплекса было приурочено к очередной годовщине Великой Победы в 2008 г. Ежегодно на территории этого торжественного места проходят общегородские памятные мероприятия.

14 ноября 2013 г. в Биробиджане был открыт новый монумент - памятник ветеранам локальных войн и военных конфликтов, который возвели в специально благоустроенном для этого сквере в центре города на Старой площади. Памятник представляет собой отлитую из металла фигуру «русского афганца» с автоматом. Высота статуи составляет 2,2 метра. Она установлена на пьедестале. Прообразом «русского афганца» стал Николай Косников, первый из биробиджанцев, погибший во время афганской операции.

Памятник В. И. Ленину также относится к категории объектов монументального искусства. Он был установлен в 1978 г., высота скульптуры 630 см. Как было принято в Советском Союзе, монумент установили на центральной площади города на проспекте 60-летия СССР. По-разному относятся горожане к такому наследию, как памятник В. И. Ленину - вождю мирового пролетариата, но многие считают, что сохранить этот монумент, значит отдать дань глубокого уважения великому человеку своего времени, поэтому местные жители также сумели сохранить частичку истории своего города, своей страны. По традиции на площади у памятника В. И. Ленину в Биробиджане проходят некоторые торжественные городские мероприятия.

Местами эстетической культуры биробиджанцев можно назвать Театральную площадь и Набережную города.

С 2004 г. после реконструкции Театральной площади жители города могут любоваться на центральной аллее, ведущей к зданию филармонии, скульптурной группой из бронзовых фигур «Шести муз и Аполлона», символизирующих культурные традиции города. Театральная площадь превратилась в главную сценическую площадку города, на которой постоянно проводятся различные культурные мероприятия.

Скрипичный ключ, стилизованный под менору, является символом фестиваля еврейской культуры, который стал традиционным в нашем городе и приобрел международный статус.

На одной из скамеек Набережной расположилась бронзовая скульптура «Евгений Онегин» как дань уважения великому русскому поэту А. С. Пушкину, автору одноименной поэмы. Где, как не на берегу, можно присесть на скамейку к Онегину и поразмышлять о смысле жизни, помечтать о чем-нибудь, глядя на быстрые воды реки Биры.

Второй интересный творческий персонаж на Набережной - бронзовая скульптура, изображающая одинокого художника-романтика. В Биробиджане сложилась традиция - класть мелкие деньги на палитру художника.

Также у новобрачных нашего города уже давно появилась традиция оставлять закрытые замочки на перилах мостов и деревьях как символ счастливой и долгой семейной жизни. Есть такое специальное место и в Биробиджане - это «Памятник Любви». Состоит он из двух элементов - Дерева счастья и Скамейки любви, на которые новобрачные и влюблённые пары могут повесить ленточки и памятные замки.

Есть в нашем городе и анималистические скульптуры. Украшением Набережной является красивая скульптура «Журавли» - своеобразный символ природы Дальнего Востока. Памятник, выполненный из бронзы, очень точно передает жизненные ощущения журавлей, обустраивающих гнездышко, символизирующих места обитания в нашем крае.

Рядом с местным Дворцом бракосочетания находится скульптурная композиция «Лебеди», как символ любви и верности.

Таким образом, изучив достопримечательности Биробиджана, можно сказать, что наш город красив и своеобразен неповторимой культурой, историей и самобытностью еврейского народа, а также отражает исторические моменты нашей родины.

Заключение

Изучив памятники г. Биробиджана, можно сказать о том, что история становления нашего города тесно связана с историческими событиями страны, а также отражает культуру и самобытность еврейского народа, населяющего наш город, следовательно, памятники являются культурно-историческим наследием нашего народа, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Еще необходимо сказать о том, что, зная памятники своего города, человек будет лучше знать культуру и историю своего народа. Ведь памятники создаются не только для увековечения прошлого, но и для воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за свою малую родину, а это значит, что надо ценить свой край, знать и беречь памятники его истории и культуры. Ведь у настоящего без прошлого нет будущего!

Публикации по теме:

Практико-ориентированный проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ 1 класса «Уроки Мойдодыра» «Практико-ориентированный проект уроки «Мойдодыра» по формированию культурно гигиеничских навыков у детей с ОВЗ 1 класса. Информационная.

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Исследовательская работа по краеведению Исследовательская работа школьников по краеведению Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов.

Исследовательская работа «Шоколад» Здравствуйте, меня зовут Матушкин Артур, я воспитанник детского сада «Алтынсай». Я очень люблю сладости, особенно шоколадные конфеты..

Исследовательская работа с малышами.Исследовательская работа с малышами. Работу по познавательно-исследовательской деятельности рекомендуется начать уже с младшего дошкольного возраста. Так как для малышей характерен.

Исследовательская работа ученицы 4 класса «Вторая жизнь старой газеты. Плетение из газетных трубочек» Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №11 среднего общего образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные.

Исследовательская работа ученицы 6 класса «Арт-терапия, рисунки анти-стресс в борьбе со стрессом» Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №11 среднего общего образования» ОАО «РЖД» Арт-терапия, рисунки анти-стресс.

Коллективная работа учащихся 4 класса «Пасхальный подарок»Коллективная работа учащихся 4 класса «Пасхальный подарок» В понедельник 10 апреля мы с детьми узнали о проведении районного конкурса-выставки декоративно-прикладного искусства «Мы – Славяне»,.

Культурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детейКультурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Одоеве, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом.

Проект ученика 3 класса. Исследовательская работа «Мёд и его качество» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Грабово Исследовательская работа по теме: «Мёд и его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа учащегося 5 класса «Памятники г. Биробиджана — культурно-историческое наследие человека»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 14:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД