Исследовательски-творческий проект «Вода в нашей жизни»

Светлана Вильданова
Исследовательски-творческий проект «Вода в нашей жизни»

Исследовательски-творческий проект "ВОДА В НАШЕЙ ЖИЗНИ"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Волшебница вода»

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: исследовательски-творческий

Срок реализации: сентябрь-август

Руководитель проекта: старший воспитатель

Творческая группа: воспитатели, учитель-логопед ; музыкальный руководитель

Участники проекты: педагоги, дети, родители ДОО

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений через поисково-познавательную деятельность. Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.

Задачи проекта:

I. Оздоровительные задачи:

1. Охранять и укреплять здоровье детей.

2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.

3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы (воду) для гармоничного развития личности.

II. Образовательные задачи:

1. Формировать у детей представления о неживой природе.

2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах нашего региона.

III. Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Методы исследования:

• Совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования

• наблюдения, экологические экскурсии

• обсуждение ситуаций;

• опыты, эксперименты.

• Познавательное чтение.

• Конкурсы и викторины, экологический КВН.

• Природоохранные акции.

• Продуктивная деятельность.

• Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).

• Ведение календаря природы.

• Коллекционирование.

• Экологические выставки и экспозиции.

• Инсценировки и театрализации.

• Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

• Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Необходимое оборудование:

• Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов.

• дневники наблюдений

• алгоритмы опытов и экспериментов

• методические рекомендации по проведению опытов

• картотека опытов и экспериментов

• познавательная литература

• глобус

• экологические игры

• Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека»

Гипотеза исследования:

Нужна ли вода всему живому на Земле? Вся ли вода полезна человеку?

Этапы реализации проекта

Подготовительный – срок: сентябрь.

Цель: Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала.

Основной – срок: октябрь-июнь.

Цель: систематизировать знания детей о воде, охране водных ресурсов, бережному отношению к воде, организовать родителей и детей для совместной деятельности создания проекта.

Заключительный – срок: июль, август.

Цель: подготовка презентации.

Продукты проекта

• Книжки-малышки «Все о воде».

• Фотовыставка «Если б не было воды, не купались в речке мы».

• Альбом «Этика поведения около водоемов».

• Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Как человек использует воду».

• Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».

План реализации проекта

Младший дошкольный возраст

Познавательное развитие:

Проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды», «В гости капелька пришла», «Для чего нужна вода, «Жить нельзя нам без воды».

Исследовательская деятельность:

опыты с водой (Приложение 1)

наблюдение за дождем из окна и на прогулке за капелью;

игры детей в центре «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».

Наблюдение за аквариумными рыбками.

Дидактические игры «Рыбалка», «Пазлы», «Куда можно налить воду?».

Дидактическое пособие «Занимательные фигурки».

Речевое развитие:

Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде.

Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде.

Социально-личностное развитие: Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.

Дидактические игры «Купание куклы», «Песенка воды», «Рыболов»

Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу)», «Угостим кукол чаем».

Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.

Физическое развитие

Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод».

Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».

Физминутка «У лесного родничка».

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Аквариум».

Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», «Весенняя капель», «Снежинка»

Конструирование «Лодочка».

Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей».

Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».

Отстукивание на металлофоне капели.

Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Ребенок – исследователь»

Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

На заключительном этапе:

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ.

3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».

4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»

Средний дошкольный возраст

Познавательное развитие

Проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?», «Волшебница вода», «Путешествие в страну комнатных растений», «Кому нужна вода, «Цветные льдинки»;

Исследовательская деятельность:

опыты (Приложение 2)

атмосферные осадки;

«Откуда образовалась лужа?»;

«Зачем растениям вода;

работа в дневнике наблюдения за природой, за огородом на подоконнике;

дидактические игры «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку»;

беседа «Из чего состоит снег?»;

рассматривание снежинок;

Речевое развитие

Чтение рассказа «Как люди речку обидели?»

Беседа «Чистота та же красота»

Игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна, «Берегите воду»,

Социально-личностное развитие

Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»

Физическое развитие

Подвижные игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки»

Утренняя гимнастика «По морским волнам».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Осенний дождь», «Поменяем воду в аквариуме», «Хочу быть здоровым»

Аппликация «Готовим обед»

Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)

Игра на металлофоне «Капельки дождя»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории»

Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность»

На заключительном этапе:

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ.

3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».

4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»

Старший дошкольный возраст

Познавательное развитие

Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом», «Водоемы России», «Дождик-дождик, подскажи!», «Вода-водица, поможет, и умыться, и напиться». «Круговорот воды в природе», «Поможем воде стать чистой»

Экспериментальная деятельность:

опыты с водой (совместно с педагогом составление плана эксперимента) (Приложение 3)

«Что такое роса?»

«Почему летом идет дождь, а зимой снег?»

«Путешествие тучки»

КВН «Вода вокруг нас».

Викторина «Что? Где? Когда?» (тема: «Явления природы»

Создание альбома «Такая разная вода»

Ведение дневника наблюдения за погодой

Беседы «Кто такие ученые?», «Кто такие исследователи, что такое опыты, эксперименты?», «Помощница вода», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

Составление таблицы-схемы «Где в природе есть вода», «Для чего человеку нужна вода».

Моделирование «Круговорот воды в природе».

Речевое развитие

Беседа «Планета в опасности», «Как вода попала в кран, «Зачем горб верблюду?»,

Придумывание рассказов «Путешествие на море».

Чтение: «Жила была река» Н. А. Рыжова.

Рассказ «Поэзия дождя»

К. Паустовский.

Рассказ «Как Ромка переходил через ручей»

М. Пришвин.

Игры: «Я знаю»; «Выбери нужное».

Загадки о воде.

Социально-личностное развитие Сюжетные игры «Стирка», «Семья», «Готовим обед»;

Физическое развитие

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мельница», игры с водой, игры со снегом.

Комплекс утренней гимнастики «Ручеёк, река, море»,

«Цепочка»

Художественно-эстетическое развитие

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя.

Рисование: «Осенний дождь», «Река зимой»

Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Лепка «Подводный мир».

Конструирование «Мост через реку»

Музыкальный праздник «Праздник веселой воды»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников»

Конкурс рисунков «Такая разная вода».

Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.

Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

Участие в совместном празднике «Праздник веселой воды»

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательски-творческий проект «Вода в нашей жизни»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 14:41
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...