Исследовательский проект «Аптекарский сад»

Марина Смирнова
Исследовательский проект «Аптекарский сад»

Пояснительная записка

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья дошкольников. Правительством Российской Федерации разработана и утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из направлений работы является сохранение и укрепление здоровья детей.

Концепция дошкольного образования гласит, в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются привычки. представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Значимость данной проблемы рассматривается и в Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации образования, в Конвенции о правах ребенка. В Законе «Об образовании» статья 51 п. 1 говорится, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Одной из проблем является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что главное - помочь дошкольникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Новизна проекта заключается в том, что на территории нашего детского сада мы решили создать «Аптекарский сад», который будет способствовать развитию исследовательской деятельности детей, формированию у детей представлений о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека. Работа по проекту будет осуществляться в совместной взросло-детской деятельности, в рамках части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Цель исследования: формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и обеспечение максимальной активности детей в процессе познания мира.

Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Предмет исследования: Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников посредством организации проектной деятельности.

Гипотеза: Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни; обогащение предметно-пространственной среды путем подбора целебных растений для арома и фитотерапии; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, расширение социального партнерства.

Задачи исследования

осуществлять теоретико - методологический анализ

проблемы исследования;

подготовить педагогический коллектив, организующий, осуществляющий и сопровождающий развитие дошкольников;

Выявить уровень сформированности представлений дошкольников о здоровом образе жизни;

Развивать у детей навыки исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать и т. д.).

Сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью

Вовлекать родителей в процесс экспериментальной

деятельности детского сада;

Использовать дополнительные возможности интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию здорового образа жизни;

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме);

эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы с детьми, проектирование, анализ документации, эксперимент,

педагогическое тестирование;

методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).

Предполагаемые результаты

Повышение профессиональной компетентности педагогов и развитие исследовательских умений и навыков;

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью;

Создание «Аптекарского сада»;

Обогащение предметно-пространственной среды путем подбора целебных растений для арома и фитотерапии;

Сборник проектов здоровьсберегающей направленности для детей дошкольного возраста;

Книга по использованию лекарственных растений для дошкольников;

Обобщение и распространение опыта работы дошкольного учреждения;

Перспективы дальнейшей исследовательской работы: развитие познавательной активности дошкольников в процессе работы по выращиванию растений в Аптекарском саду.

Направления деятельности и формы работы

Совместная

деятельность воспитателя с детьми

- беседы, чтение художественной

литературы по формированию основ здорового образа жизни;

- экскурсия в парк, на луг;

- Прогулка по экологической тропе;

- Праздник «В царстве лекарственных растений»;

-выполнение трудовых поручений на территории «Аптекарского сада»;

- разработка и внедрение проектов («Комнатные лекарственные растения», «Целебные растения Костромской области» и т. д.)

- дидактические игры;

- изготовление гербария лекарственных растений;

- создание альбома рисунков лекарственных растений, произрастающих в Костромской области

Совместная деятельность воспитателя -эколога с

Детьми

- исследовательская деятельность детей (проведение опытов, экспериментов);

- ознакомление детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма;

- ознакомление с Красной книгой;

проращивание, высадка и уход за растениями «Аптекарского сада»,

- наблюдение за ростом и развитием растений;

- ведение дневника наблюдений за ростом растений;

Взаимодействие с родителями

- оформление в групповых раздевалках «Уголка здоровья»;

консультации для родителей по формированию у детей ЗОЖ;

- анкетирование;

- выставки, конкурсы, акции;

- участие в праздниках и развлечениях;

- организация семейной гостиной;

помощь в изготовлении гербария лекарственных трав;

- участие в проектах;

- изготовление «волшебных» мешочков для ароматерапии;

- участие в составлении книги с рецептами использования лекарственных растений для оздоровления детей.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

консультации;

- педсоветы, семинары;

-анкетирование

Этапы экспериментальной деятельности

Аналитико диагностический

разработка локальных актов, нормативно -правовой базы;

-повышение квалификации педагогов, которые организуют и сопровождают поисково-познавательную деятельность дошкольников;

-создание предметно - развивающей среды, адекватной особенностям образовательного процесса;

- разработка системы диагностического обследования детей;

- создание творческой группы;

организация методического сопровождения деятельности педагогов;

Деятельностно технологический

разработка программ дополнительного образования дошкольников;

• демонстрация промежуточных результатов (проведение семинаров, круглых столов, Дней открытых дверей и т. д.);

• мониторинг педагогической деятельности

Промежуточно диагностический

внесение корректив;

• промежуточная диагностика дошкольников;

• коррекция деятельности педагогов с учетом полученных результатов.

Итоговый

Анализ и оформление результатов (результаты диагностического обследования);

• Проведение семинара по итогам реализации экспериментальной деятельности

• Демонстрация педагогических достижений;

• Систематизация и обобщение опыта ДОУ.

Конкретные результаты

Повышение профессиональной компетентности педагогов и развитие исследовательских умений и навыков;

Создание сборниак проектов здоровьсберегающей направленности для детей дошкольного возраста

Разработка системы диагностического обследования детей

Создание «Аптекарского сада»;

Снижение заболеваемости детей в ДОУ;

Повышение у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни и здоровьесберегающей компетентности

Активное участие родителей в экспериментальной деятельности детского сада;

книга с рецептами использования лекарственных растений для оздоровления детей

Совместные праздники, развлечения.

Механизм оценки результатов

Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями:

• организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения и т. д.) информацией об основах здорового образа жизни;

• обогащение предметно-пространственной среды путем подбора и выращивания целебных растений;

• овладение детьми навыками исследовательской деятельности; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• расширение социального партнерства.

В результате осуществления проекта будет благоустроена территория детского сада (выращивание лекарственных растений в теплице, опыт детского сада может быть использован в других дошкольных учреждениях города.

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Деревья и листья
  • Цветы
Автор публикации:
Исследовательский проект «Аптекарский сад»
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 23:03
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...