Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Светлана Подтиканова
Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Исследовательский проект

«Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог дополнительного образования

Подтиканова Светлана Андреевна.

Цель проекта:

Формирование гармонически развитой и духовно богатой личности. Воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры речи обучающихся. Развитие внутреннего мира и культуры поведения и общения, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.

Для достижения цели предстоит решить основные задачи:

образовательные:

1. Знакомить детей с традиционными бытовавшими ранее обычаями и обрядами;

2. Учить творчески реализовывать свои идеи;

воспитательные:

1. Совершенствовать нравственно-эстетические качества путем приобщения к декоративно-прикладному творчеству;

2. Создавать условия для развития у учащихся интереса к местным народным традициям, через сотрудничество со школой, родителями, социумом.

развивающие:

1. Способствовать формированию высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;

2. Развивать творческую активность учащихся;

3. Развивать у детей пространственное мышление, объемное видение предмета;

1.1 Направленность дополнительного образовательного проекта.

Проект направлен на:

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- создание условий творческой самореализации личности ребенка.

1.2. Новизна проекта:

У учащихся формируются следующие образовательные компетенции: 1. Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир)

2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися картины мира).

3. Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности).

4. Информационная (извлечение необходимой информации из различных источников; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций).

5. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения).

1.3. Актуальность проектаобусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям.

- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора Кубани.

1.4. Возраст детей участвующих в реализации проекта

Дополнительный образовательный проект предназначена для учащихся 2-9 классов, проявляющих склонность к творческой деятельности.

1.5. Сроки реализации проекта:

Срок реализации 3 года.

Общее количество часов -216 ч.

1.6. формы проведения занятий и режим:

Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию: аудио-, видеоматериалов, а также учебных пособий.

Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализация.

Формы контроля. Опрос на занятиях, проверка выученных ролей, танцевальных движений, вокальных партий.

Педагогические методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся. Частично-поисковый: изучение истории народных традиций, поиск информации. Практический: выполнение заданий, актерское мастерство.

Занятия проходят три раза в неделю: понедельник, среда,пятница.

1.7. Ожидаемые результаты образовательного проекта и способы определения их результативности

Целенаправленная совместная деятельность педагогов, родителей и учащихся по реализации воспитательного проекта и развития творчества детей способствует достижению положительных результатов:

• создание эффективной воспитательной системы, основанной на высокой заинтересованности педагогического коллектива в деле воспитания подрастающего поколения;

• сформировавшийся у школьников интерес к местным народным традициям, историческому и культурному наследию русского народа;

• приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к глубинному традиционному наследию;

• проявление гражданско-патриотических чувств через поступки и поведение в целом;

• раскрытие собственной индивидуальности через творческую деятельность на основе полученных знаний;

• создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.

• высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы;

• повышение престижа школы в социуме;

• выход школы на новый этап развития;

Признак Показатель

Стойкий интерес к русской традиционной культуре Положительный эмоциональный отклик на занятия;

Регулярное посещение занятий;

Углубленные знания русской традиционной культуры Знание основных народных праздников и обрядов;

Умение различать региональные особенности народного костюма;

Культура поведения и культура быта учащегося на основе традиционных ценностей Уважение к старшим и педагогу;

Доброжелательное отношение друг к другу;

Взаимопомощь и трудолюбие;

Гордость за свой народ;

Толерантное отношение к другим этносам

1.8. Формы проведения итоговых занятий по реализации проекта

Ежегодный отчетный концерт, участие в массовых мероприятиях, районных концертах, зональных конкурсах, концертах.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем Всего часов Теоретические

учебные занятия Практические

учебные занятия

1 Вокально-хоровая работа.

а)пение учебно-тренировочного материала.

б) пение произведений

в) индивидуальные занятия

140 15 125

2 Слушание музыки 24 8 14

3 Элементы хореографии 38 8 30

4 Концертная деятельность 14 4 10

Итого: 216

РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.

Ознакомление учащихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Работа над вокально-хоровыми навыками дыхания,артикуляцией, дикцией стремления к полной свободе трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведений.

ПЕНИЕ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА.

а) показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения;

б) распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода;

Слушание музыки:расширение кругозора учащимися,углубление полученных ранее заданий. Слушание вокально хоровой,инструментальной, симфонической музыки, использующие народные мелодии. Знакомство с фольклором родного края и мира. Посещение концертов,музыкальных спектаклей.

Хореография: включает в себя изучение различных видов хороводов: кругового, орнаментального, игрового. Освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «восьмерка», «улитка», «прочес», «колонны» .Самостоятельная «постановка» некоторых песен.

2.1 Содержание проекта:

Проект предполагает использование местных особенностей народной культуры: певческие традиции, характерные для местности ремесла и промыслы, специфические особенности в одежде, утвари, архитектуре, своеобразие исторической судьбы края. Это позволит показать яркую самобытность образа жизни жителей нашей местности и края и сравнить с общерусской культурой, выявив сходство и различие. Проект основана на традиционном календарном цикле. Изучение народных праздников

раскрывают роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

В народной педагогической практике можно обнаружить осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка,театр (драмы, сатирические пьесы, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Детский фольклор - это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении многих веков. Его составляют считалки, дразнилки, заклички, потешки, колыбельные песни и т. д. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме. Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру. Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной инеобходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.

Публикации по теме:

Кукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностямиКукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями Кукольный спектакль "Колобок" Краткосрочный проект в стационарном отделении РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго".

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностямиНетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 13:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...