Исследовательский проект «Где встречается вода?».

Жанна Бердова
Исследовательский проект «Где встречается вода?».

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир природы. При этом ребенок стремится к активной деятельности, поэтому исследование- наиболее близко и естественно для природы ребенка-дошкольника.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Откуда же на земле берется вода? Она падает с неба, когда идет дождь или снег. Падает и пополняет родники, ручейки, речки, озера, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность воды, и от нее поднимается в небо пар-невидимка. Остывая, он превращается в облако, из облака снова идет дождь или снег… и все начинается сначала.

Вода может обернуться облаком, туманом, снегом, льдом, дождем, градом, инеем, росой!

Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, можно показать как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства воды. В сюжетной форме намечается примерное содержание игр с водой. Указывается, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых и может конструироваться в многообразии форм. Главное, чтобы наполнить повседневную жизнь группы интересными деталями, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов в жизненной активности.

Поэтому мы решили одним из первых экологических проектов во второй младшей группе реализовать проект: «Где встречается вода. В рамках данного проекта мы формировали навыки наблюдения у наших детей. Это достигалось за счет введения в повседневную жизнь группы игр с водой, снегом, льдом. Интерес к этим играм был невообразимым. Я предполагаю, что влияние этих игр можно объяснить именно стремлением к познанию свойств объекта. Всё это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.

Итак, проект -это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Значит, нам необходимо организовать игры и непосредственно образовательную деятельность так, чтобы дети научились наблюдать и исследовать, чтобы они как можно больше узнали о разных состояниях воды, о ее свойствах, о ее роли в жизни каждого ребенка, а также для других объектов окружающего мира. (это будет наша цель, и, естесственно цель детей).

С целями мы определились, перейдем к содержанию проекта и его детализации.

Подготовительный этап:

1. Консультации для родителей с использованием ИКТ: «Закаливание детей раннего возраста», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Исследовательский проект «Где встречается вода?».

2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг со стихотворениями, сказками, рассказами по теме.

3. Конкурс чтецов: «Вот такая вот водица».

4. Выставка рисунков наших родителей по теме: «Вода встречается везде».

5. Подбор потешек о воде для использования во время проведения режимных моментов.

6. Оформить в туалетной комнате «Алгоритм мытья рук».

Основной этап:

1. Должна быть поставлена познавательная проблема, создана мотивация. Задача должна быть сложной, чтобы дети мыслили, сопоставляли известные факты, совершали самостоятельный поиск.

2. Проводится первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, проверка этих предположений.

Проверка осуществляется за счет применения различных способов: кратковременных наблюдений, сравнений, эвристических бесед, элементарных опытов, непосредственно образовательной деятельности.

А теперь по порядку:

1. Развлечение «Утро бабушки Загадушки» - где мы разгадывали загадки, пели потешки о воде, в разных ее проявлениях, что позволило примерно диагностировать знания детей по данному разделу.

2. В повседневную деятельность детей введены разнообразные дидактические, математические, подвижные, сюжетные игры о исследуемом объекте: «Считалочка - купалочка», «Поставь цветы в вазу», «Кап - кап- кап»,«Кто живет в воде»,«Пенный замок»,«Водопад»,«Тает льдинка»,«Принеси кораблик», «На пляже»

3. Эвристические беседы: «Вода. Какая она?», «Где встречается вода, «Куда зимой вода прячется, «Вода у нас дома».

4. Поисковые задачи и наблюдения:,«Наливаем, выливаем наблюдаем»,«Сравниваем воду и молоко»,«Холодная, теплая», «Как лед с водою встретился», «Какой у воды вкус», «Из чего же, из чего?», «Что утонет, а что нет»

5. Непосредственно образовательная деятельность.

Социализация:

Чтение художественной литературы: сказка К. Чуковского «Мойдодыр»

Культура общения: «Купаться любят все»

Окружающий мир: «Путешествие капельки»

Коммуникация: «Вода и ее свойства», «Вы слыхали о воде?»

Познание: «Познакомим Маришку с водой»(с ИКТ)

Физическая культура: Комплекс ОРУ «Бумажные кораблики», «Капитаны»

Художественное творчество:

аппликация: «Снежинки»

лепка: «Сосульки - воображульки»

рисование: «Снеговики подружились и пошли гулять», «Снег идет»

Музыка: Слушание звуков воды в природе, разучивание танцевальной композиции «Ручеек»

6. Чтение художественной литературы: Сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения: Л. Квитко «Ручеек», Т. Жиброва «Ручеек»,И. Бараев «Волна», В. Минькова «Дождик», П. Мазикин «Дождинки», Ч. Шагдуров «Белый снег», Е. Андреева "снежок и Алешка», П. Синявский «Кто не умывается», потешки: «Ай, лады, лады, лады», «Мы пойдём купаться», «Водичка-водичка,», «Буль, буль, буль, карасики.», «От водички, от водицы» ,рассказы:З. Трофимова “Снег - что это такое?”, Ю. Аракчеев «Вода и жизнь.

Работа с родителями: Организация выставки рисунков «Вода встречается везде»

Организация субботника с целью постройки снежной горки для детей, украшение участка фигурками из льда

Участие в создании продукта проекта «Книги о воде».

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в нашем проекте все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Данный вид деятельности позволил создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Ребенок мыслит с помощью конкретных категорий, значит он должен выполнять конкретные дела, а не опирировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач экологического воспитания детей, ведь его дидактический смысл и заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.

В ходе данного проекта мы с детьми постоянно играли с водой, ислледовали воду, снег, лед, конструировали фонтан и пенный замок, рассматривали, как изменяется вода в природе при различных погодных условиях, устанавливали причинно-следственные связи, читали художественные произведения о воде, снеге и пр. Слушая сказки, дети уже проводили какое то свое видение ситуации, например почему Иванушка превратился в козленочка. потому,что он пил грязную воду и заболел, это уже пример самостоятельного анализа услышанного, что способствует воспитанию людей мыслящих и сострадающих, готовых помочь персонажам, это приводит к осознанию значимости объектов природы для жизни каждого человека.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность дошкольников В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира».А это значит, что нужно поддерживать.

Математические тропинки без заминки. (выступление из опыта работы)Математические тропинки без заминки. (выступление из опыта работы) Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование тонких мыслительных умений и способностей, которые.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательский проект «Где встречается вода?».
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 12:11
+376
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 418.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подарки своими руками (продолжение)
делаем топиарий вместе с ребенком. Это занятие не только разовьет творческие навыки ребенка, но и моторику рук, усидчивость, что очень важно при...
Конкурс лэпбуков
Конкурс лэпбуков В нашем ДОУ прошёл конкурс лэпбуков. В этом конкурсе приняли участие педагоги, родители и дети. Мною было разработано положение о смотре...
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...