Исследовательский проект с детьми II младшей группы «Волшебница-наша вода»

Семенова Валентина
Исследовательский проект с детьми II младшей группы «Волшебница-наша вода»

Название проекта - Волшебница наша – вода!

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход!

Авторы проекта:

Семенова Валентина Анатольевна, Малинкина Наталья Георгиевна – воспитатели МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» Республики Марий Эл.

Аннотация:

Сущность проекта состоит в том, чтобы выявить влияние опытно-исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей, умение анализировать и делать простейшие выводы.

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГТ – дети должны научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).

Аудитория проекта:

Воспитатели и дети II младшей группы.

Проблемы:

Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о простейших взаимосвязях в природе, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы, развитию познавательной активности, наблюдательности и любознательности.

Цель проекта:

Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности.

Срок реализации проекта:

– четыре недели.

Начало проекта - первая неделя декабря.

Окончание проекта – четвертая неделя декабря.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- выявление проблемы у детей;

- разработка диагностического материала (для первичной диагностики и для определения результативности проекта);

- проведение первичной диагностики детей;

- разработка опытов с водой, снегом, льдом;

- наблюдения на прогулках за снегом, сосульками;

- игры со снегом, сооружение снежных построек.

Основной:

I неделя декабря:

- создание проблемной ситуации;

- проведение интегрированной НОД «Снег»;

- опытно-исследовательская деятельность с водой и снегом в процессе НОД и на прогулках.

II неделя декабря:

- создание проблемной ситуации;

- проведение интегрированной НОД «Вода и лед»;

- опытно-исследовательская деятельность с водой и льдом в процессе НОД и на прогулках.

Аналитический:

III неделя декабря:

- проведение диагностики детей для определения результативности проведения проекта.

IV неделя декабря:

- выводы по проекту.

Задачи:

- проявлять интерес к явлениям неживой природы;

- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о явлениях неживой природы и их взаимосвязях (вода, снег, лед);

- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой, снегом, льдом;

-формировать умение устанавливать простейшие связи, размышлять, анализировать и делать несложные обобщения и выводы;

- развивать наблюдательность и любознательность.

Ресурсы:

- время года – зима;

- наличие морозной и теплой зимней погоды;

- наличие сухого и влажного снега;

- конспекты для проведения интегрированной НОД по темам «Снег», «Вода и лед»;

- разработки опытов с водой, снегом и льдом;

- материалы для опытов: формочки, прозрачные емкости разного объема, цветные фломастеры, гуашь для подкрашивания воды.

Критические факторы успеха:

- оптимальная температура воздуха для проведения прогулок;

-наличие сухого и влажного снега для опытно-исследовательской деятельности;

- присутствие детей на всех видах деятельности, связанных с проведением проекта;

Риск проведения проекта:

- низкая температура воздуха, запрещающая проведение прогулок с детьми;

- отсутствие сухого или влажного снега;

Меры – перенос этапов проекта на другое благоприятное время.

План:

Воспитатель Малинкина Н. Г. в течение I недели декабря проводит интегрированную НОД по теме «Снег» и опытно-исследовательскую деятельность на прогулках:

Предполагаемый результат:

- расширение знаний о свойствах воды и снега;

- развитие интереса к опытно-исследовательской деятельности;

- развитие умения анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;

-развитие наблюдательности и любознательности, познавательной активности.

Воспитатель Семенова В. А. в течение II недели декабря проводит НОД по теме «Вода и лед» и опытно-исследовательскую деятельность на прогулках:

Предполагаемый результат:

- расширение знаний о свойствах воды и льда;

- развитие интереса к опытно-исследовательской деятельности;

- развитие умения анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;

- развитие наблюдательности и любознательности, познавательной активности.

В течение III недели декабря воспитатели Малинкина Н. Г. и Семенова В. А. проводят диагностику детей для определения результативности реализации проекта.

Предполагаемый результат:

- дети проявляют интерес к явлениям неживой природы;

- дети овладевают определенными знаниями о свойствах воды, снега и льда;

- умеют устанавливать простейшие взаимосвязи: снег – вода – лед; вода – лед – вода;

- проявляют интерес к опытно-исследовательской деятельности;

- дети проявляют наблюдательность и любознательность;

- умеют анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

В течение IV недели декабря воспитатели Малинкина Н. Г. и Семенова В. А. проводят анализ диагностики детей и делают вывод.

Предполагаемый результат:

- результаты диагностики имеют положительную динамику;

- цель проекта достигнута;

- вывод подтверждает успешность проектной деятельности по поставленной проблеме.

Результаты проекта:

- воспитатели добились поставленной цели: «Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности»;

- в ходе проведения проектной деятельности можно сделать вывод, что проблема формирования у детей II младшей группы представлений о простейших взаимосвязях в природе, умение делать простейшие обобщения и выводы, развитие познавательной деятельности, наблюдательности и любознательности может быть успешно разрешена при соответствующей организации образовательной и опытно-исследовательской деятельности педагогов и детей.

Показатели результативности:

- дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-исследовательской деятельности;

- дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов;

- самостоятельно устанавливаю т взаимосвязи: снег – вода – лед; лед – вода – лед.

Текст к презентации:

1 слайд - Исследовательский проект, разработан воспитателем II младшей группы Семеновой В. А. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2 слайд - Тема проекта выражена четверостишием и отражает явления неживой природы, исследуемые в процессе проектной деятельности.

Волшебница наша – вода!

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход!

3 слайд - Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГТ - дети должны научиться добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).

4 слайд - Исследовательский проект проводился с детьми II младшей группы воспитателями Малинкиной Н. Г. и Семеновой В. А.

5 слайд- У детей 3-4 лет развивается потребность к познанию, возникают вопросы. Поэтому важно побуждать детей к нахождению на них ответов посредством совместной с детьми исследовательской деятельностью, наблюдениями, размышлениями, способствующими возникновению познавательной активности, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

6 слайд - Данный проект направлен на выявление влияния опытно-исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей, умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

7 слайд - Проект рассчитан на четыре недели. До начала реализации проекта была проведена подготовительная работа.

8 слайд- Разделение проекта на этапы позволяет задать определенный ритм реализации проекта, обозначить границы «смысловых» периодов.

9 слайд - Первый этап реализации проекта это подготовительный, в процессе которого была проведена первичная диагностика детей.

10 слайд - Основной этап реализации проекта рассчитан на две недели, в течение которых обозначены проблемные ситуации, стимулирующие деятельность детей к решению поставленных задач в процессе интегрированной НОД и опытно-исследовательской деятельности в группе и на прогулках.

11 слайд - Аналитический этап рассчитан на третью и четвертую - завершающие недели проекта, в ходе которых проводится диагностика детей для определения результативности проведения проекта, и делаются соответствующие выводы.

12 слайд - Задачи – это шаги, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели. При этом реализация каждой задачи дает некоторый отдельный результат, который используется для решения дальнейших задач.

13 слайд - Ресурсы, которые необходимы для реализации проекта, в основном связаны с погодными условиями, наличием конспектов интегрированной НОД и опытов по заданным темам.

14 слайд - Критические факторы успеха - это то, без чего проект, реализовываться не сможет.

15 слайд - Риск проведения проекта – это те прогнозируемые обстоятельства, условия, которые могут помешать стопроцентной реализации планов проекта и по которым необходимо предпринять соответствующие меры по их устранению.

16 слайд - Планом определен порядок действий в реализации задач проекта, срок совершения каждого действия, а также результат, который должен быть достигнут. Так авторам проекта был определен следующий предполагаемый результат по теме «Снег».

17 слайд - Воспитатель Малинкина Н. Г. в течение I недели декабря проводит НОД по теме «Снег» и опытно-исследовательскую деятельность в группе и на прогулках.

18 слайд - Также, авторам проекта был определен предполагаемый результат по теме «Вода и лед».

19 слайд - Воспитатель Семенова В. А. в течение II недели декабря проводит НОД по теме «Вода и лед» и опытно-исследовательскую деятельность в группе и на прогулках.

20 слайд - В течение III недели декабря воспитатели проводят диагностику детей для определения результативности реализации проекта. Данную диагностику оценивают с предполагаемыми результатами.

21 слайд - В течение IV недели декабря воспитатели проводят анализ диагностики детей и делают соответствующий вывод, который также оценивают с предполагаемыми результатами.

22 слайд - Диагностика детей осуществлялась в игровой форме. Детям были предложены игровые задания и вопросы по следующим играм: словесная игра «Так бывает или нет?», дидактическая игра «Цепочка превращений» и сказке «Зимняя сказка».

23 слайд - Результаты диагностики детей представлены в диаграмме, на которой четко видна динамика изменения показателей перед началом проекта и по итогам реализации проекта. На основании данной диаграммы можно сделать следующий вывод:

- воспитатели добились поставленной цели: «Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности»;

- проблема формирования у детей II младшей группы представлений о простейших взаимосвязях природе, умение делать простейшие обобщения и выводы, развитие познавательной деятельности, наблюдательности и любознательности может быть успешно разрешена при соответствующей организации образовательной и опытно-исследовательской деятельности педагогов и детей.

24 слайд - Показатели результативности проекта позволяют нам утверждать: «Проект реализован, цель достигнута».

25 слайд - Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Методический проект на тему «Вода-волшебница» Материалы методических проектов Методический проект на тему: «Вода- волшебница» Выполнила: Ерошина Е. И МДОУ «Детский сад комбинированного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательский проект с детьми II младшей группы «Волшебница-наша вода»
Опубликовано: 6 февраля 2013 в 08:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...
Фотоотчет «Открытка ветерану»
Ежегодно, в нашем детском саду, проводится конкурс "Открытка ветерану". Этот конкурс проводит Молодежный Совет, ОАО «ЭнСер», профсоюз «Урал Аз» с целью...
Открытка «9 мая» Мастер класс
Открытка «9 мая» мастер класс 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с днем Победы ! По традиции мы с детьми готовим поздравительные открытки. Представляю...
Ширма «Я и мои эмоции»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Дошкольное детство – крохотный отрезок в жизни человека, но он имеет большое значение. В этот...
Фотоотчет станции из квеста «Космос»
Фотоотчет станции из квеста "Космос" Уже прошла неделя "Космос", но я бы хотела поделиться с Вами итоговым мероприятием недели "Космос" - квест...