Папки-передвижки

Исследовательский проект «Что за чудо дуга-радуга»

Надежда Aлякина
Исследовательский проект «Что за чудо дуга-радуга»

Исследовательский проект

Секция

Естественная наука

«Что за чудо дуга-радуга»

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение. …. 3

II. Исследовательская часть

1. Что такое радуга …. 5

2. Как же запомнить цвета радуги….…6

3. Действительно ли белый свет состоит из семи цветов…. 6

4. Как сделать радугу в домашних условиях….…. 7

III. Заключение …. 9

IV. Список литературы ….…. 10

Публикация «Исследовательский проект „Что за чудо дуга-радуга“» размещена в разделах

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Что за чудо-коромысло

После дождичка повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Разноцветны ворота

Что зовутся … РАДУГА!

Тема проекта : «Что за чудо дуга-радуга»

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Тип проекта : исследовательский, индивидуальный.

Участник проекта : Васильева Ульяна, воспитатель, родители

Возраст: 6лет

Актуальность темы

Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими, как радуга.

Радуга – это великолепное красочное явление поражающее воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство.

Мне говорят, что я любопытная, а я вовсе не любопытная, а любознательная, всем интересующаяся.

Совсем недавно, дома я заметила радугу. Удивительно то, что радуга появилась тогда, когда ярко светило солнышко, не смотря на то, что за окном зима. Солнце освещало аквариум, и на стене отражалась радуга. Об этом я рассказала в саду своей воспитательнице. И перед сном Надежда Сергеевна прочла нам сказку, про Радугу. Из которой я узнала, что радуга живет там, где живут водяные капли. Когда они освящаются Солнцем, то Радуга становится видна, и каждый может ей любоваться.

Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг.

У меня возникли вопросы: «Что же такое радуга? Как она появляется?»

Все это определило выбор моей темы: «Что за чудо дуга-радуга»

Объект исследования : природное явление радуга.

Предмет исследования : происхождение радуги.

Цель исследования : раскрыть неизведанные для меня тайны Радуги.

Задачи:

Узнать, что такое радуга.

Выяснить условия появления радуги в природе.

Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

Гипотеза: предположим, что радугу можно создать в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.

Методы исследования и сбора информации :

- Обсуждение проблемы и выяснение позиции и мнения воспитателя, родителей и одногруппников;

- изучение литературы, интернет – сайтов;

- наблюдение;

- проведение опытов, экспериментальных исследований;

- фотографирование и работа за компьютером для наглядного отображения всех этапов работы;

- анализ полученных результатов;

- презентация исследовательского проекта.

Теоретическая значимость: познакомить одногруппников с результатами и выводами исследования по выбранной теме.

Практическая значимость проекта :

Я надеюсь, что данная работа будет интересна и полезна

-детям - при изучении окружающего мира;

-воспитателям - при подготовке к образовательной деятельности;

Родителям - для интересного общения в семейном кругу.

Проектный продукт :

Результаты исследований (опытов, наблюдений, оформленные в виде презентации, фотографий.

План подготовки и реализации проекта

Подготовительный:

1. Определение проблемы

2. Выбор цели

3. Определение задач

4. Составить план по реализации проекта.

Основной:

Решение поставленных задач:

- наблюдение

- опыты

- чтение сказки, просмотр мультфильма;

- беседы

Материал для экспериментов: лист белой бумаги, фонарик, мыльные пузыри, емкость с водой, зеркало, CD-диск, бумажный круг - раскрашенный в семь цветов радуги; карандаш-ось (в нашем случае папина дрель).

Заключительный: выступление с проектом перед одногруппниками.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое радуга?

Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе?

Надежда Сергеевна рассказала, что радуга это вовсе не волшебство природы. Построили радугу главные «мастера» в небе – солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на Землю, и вот из-за тучки уже появляется солнце. Солнце светит сквозь падающие капли, лучи его проходят сквозь дождевые капли, преломляются (распадаются) и на небе мы видим необычную цветную дугу.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем и дождем (спиной к солнцу). Солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной воображаемой прямой линии. Если солнце высоко в небе, радугу увидеть не возможно.

Как правило, радуга появляется в теплое время года, но иногда ее можно увидеть и зимой. По мнению специалистов, зимняя радуга - явление уникальное, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда. Для зимней радуги нужны крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце.

Мы привыкли видеть радугу как дугу, Но оказывается, радуга имеет форму дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх. Но если бы мы рассматривали радугу, когда летим на самолете, то увидели бы, что радуга имеет форму круга.

Как же запомнить цвета радуги?

Радуга имеет всегда 7 цветов, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Чтобы лучше запомнить последовательность цвета в радуге, люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» (по первым буквам слов и вспоминают цвета). Запомните их - и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу!

Из интернета мы узнали, что ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый свет – это смесь лучей разного цвета.

Действительно ли белый свет состоит из семи цветов.

Необходимый материал: бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; карандаш-ось (в нашем случае папина дрель)

Чтобы ответить на этот вопрос мы провели обратный опыт. Если белый цвет состоит из семи цветов, то семь цветов должны дать белый цвет. Мы разделили белый круг на 7 равных частей и раскрасили в 7 цветов радуги. Этот круг мы закрепили на дрель и включили её. Мы увидели, как разноцветный круг превратился в белый. (Приложение № 1)

Вывод: Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.

Радуга – очень загадочное явление природы.

Мне стало интересно, а можно ли получить радугу в домашних условиях?

И мы решили вместе с Надеждой Сергеевной узнать это и провели несколько опытов.

ПОЛУЧЕНИЕ РАДУГИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Опыт 1а. Искусственная радуга

Необходимый материал: стакан с водой, лист белой бумаги, фонарик.

Ход опыта:

Для этого опыта мы взяли маленький граненый стакан, наполненный водой. В темной комнате через стакан направили свет фонарика и на белом картоне увидели радугу.

Опыт 1б. Искусственная радуга

Необходимый материал: емкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркальце.

Мы взяли емкость с водой, наполнили его водой, опустили под наклоном зеркало. Затем направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Когда поставили белый картон перед зеркалом, чтобы поймать отражённые лучи, то увидели на картоне отражение всех цветов радуги.

Вывод: Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

Опыт 2. Радужные мыльные пузыри

Необходимый материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей, фонарик.

Ход опыта:

Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях при ярком свете мы увидели семицветную радугу.

Вывод: Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца.

Опыт 3. Разложение белого света в спектр с помощью CD-диска

Необходимый материал: CD- диск, белая бумага, фонарик.

Ход опыта:

Компьютерным диском поймали свет от фонарика (солнечный луч) и направили его на белый лист (стену и потолок в комнате). Получилась радуга.

Вывод: Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.

ВЫВОД: Проведенные эксперименты доказали, что радугу действительно можно сделать самому в домашних условиях, даже с помощью искусственного света.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема радуги нас очень заинтересовала, мы изучили литературу, много ответов нашли через Интернет, провели опыты и эксперименты.

В результате исследования я узнала :

1. Радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли. В зимнее время года радугу тоже можно увидеть.

2. Моё предположение подтвердилось: радугу можно сделать в домашних условиях, с помощью солнечного и искусственного света.

Радуга – это удивительное явление природы, которое никогда не перестанет нас восхищать. Теперь мы знаем, что радугу можно получить и дома, в любое время года. «Домашняя радуга» ничуть не хуже природной и от нее тоже становится радостнее на душе.

Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. И сегодня всем вам я подарила частичку счастья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова Е. В., Микерин С. Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

2. Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5-9 лет. –СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/

5. https://ru.wikibooks.org/wiki/Свет_и_цвет/Радуга

6. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/rugenk/15.php

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сказка на ночь «Где живёт радуга».

Кто ночью спит, а кто нет? Водопад не спит ни днём, ни ночью; а дети спят, спят и взрослые, крепко спит и обезьянка Ариша. Наверное, видит уже седьмой сон. А почему седьмой? Сейчас мы об этом узнаем…

Сказка «Где живёт радуга»

Автор: Ирис Ревю

Жила-была мартышка Ариша. Её дом находился недалеко от водопада. Часто Ариша видела радугу. Большой красивой дугой красовалась она на небе. Ариша считала, сколько цветов у радуги и на каждый цвет загибала пальчик: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Ровно семь. Семь дней и ночей в неделе, семь нот в музыке, семь братьев и сестёр у самой обезьянки Ариши. Хорошая эта цифра семь.

Однажды Ариша задумалась: «Лягушки живут в болоте, бурундук в норе, а где же живёт Радуга? Надо спросить у Солнышка» .

— Солнышко-вёдрышко, где дом у Радуги?

Улыбнулось Солнышко, но ничего не ответило.

— Ветер, Ветер, где ночует Радуга? – спросила обезьянка.

Махнул крылом Ветер, и побежал дальше.

— Кто же даст мне ответ на вопрос? — думала мартышка.

А к вечеру пошёл Дождь. Он и сказал Арише, что Радуга живёт там, где живут водяные капли. Когда они освещаются Солнцем, то Радуга становится видна, и каждый может ей любоваться.

После разговора Дождь отправил обезьянку спать.

— Завтра ты снова увидишь Радугу, а сейчас – в постель, — сказал он.

Ариша отправилась спать. Она была рада тому, что ей удалось узнать, где живёт Радуга.

Пора и тебе спать, маленький слушатель. Солнышко спит, радуга спит, и тебе пора спать. Наверное, тебе приснится хороший, разноцветный сон, такой же, как и сама радуга.

Спокойной ночи!

Вопросы к сказке «Где живет радуга»

Какое природное явление часто наблюдала обезьянка Ариша?

Сколько цветов у радуги? Назови их.

Кто сказал Арише, где живёт радуга?

Видел ли ты когда-нибудь радугу?

Долго ли она была на небе?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Стихотворение «Чудо радуга-дуга» "Чудо Радуга Дуга"Автор: Никитченко Татьяна НиколаевнаСтих для двух детей. Как же грустно мне сегодня, Эх, дождик льёт уж целый день.

Фотоотчет «Радуга-дуга»Фотоотчет «Радуга-дуга» Фотоотчет «Радуга – дуга» Вряд ли найдется человек, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе.

Фотоотчёт ООД по лепке «Радуга-дуга»Фотоотчёт ООД по лепке «Радуга-дуга» Задачи: продолжать учить детей самостоятельно отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами.

Художественное творчество малышей «Радуга-дуга и бабочки»Художественное творчество малышей «Радуга-дуга и бабочки» Художественное творчество малышей «Радуга-дуга и бабочки» Цель : Закрепить знания детей о лете Совершенствовать технику закрашивания силуэта.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Мастер-класс поделки из бумаги «Радуга-дуга»Мастер-класс поделки из бумаги «Радуга-дуга» Мастер-класс предназначен для детей от 3-х лет (если радужные полоски вырезаются взрослым) ,педагогам,творческим родителям. Цель :изготовление.

Мастер-класс «Пуговичная аппликация «Радуга-дуга»Мастер-класс «Пуговичная аппликация «Радуга-дуга» У меня новая группа. Вернее группа та же, а дети новые. Очень сложно привыкаем друг к другу. Скучаю про выпускникам, с ними мы жили в другом.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на окне» Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Коллективная работа по рисованию «Радуга — дуга»Коллективная работа по рисованию «Радуга — дуга» -Продолжать знакомство детей с нетрадиционным рисованием губкой, зубной щеткой;-Учить использовать краски нескольких цветов и оттенков,.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Что за чудо дуга-радуга»
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 19:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД