Лучший педагог года

Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых» (8 фото)

Наталья Беляева
Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Актуальность исследования

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы мы научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых многочисленных и древних обитателей нашей планеты – насекомых. Насекомые – это чудо нашей природы. Их мир неповторим и очень хрупок. Эти маленькие существа живут практически везде. Они прекрасно переносят жару и холод, сохраняют жизнь после замерзания и оттаивания. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Об этих удивительных существах люди сложили много стихов, сказок, загадок и песен. Не надо их бояться, их нужно беречь и любить.

Публикация «Исследовательский проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах

Цель проекта :

Познакомиться с классом насекомых, найти их значение в природе.

Проект создавали и принимали участие:

Воспитанники и родители старшей группы;

Руководители проекта – Яркова Т. И. и Беляева Н. И.

Место проведения: МАДОУ детский сад «Сказка».

Тип проекта : информационно-исследовательский.

Вид проекта : Групповой, долгосрочный.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

Проблема исследования : Во время прогулки мы с воспитателем заметили, что на участке детского сада уже появились насекомые. Мы с интересом начали наблюдать за насекомыми. Но, знаний, которые мы получили на занятиях, оказалось недостаточно, чтобы сделать правильные выводы, объяснить свои наблюдения. Поэтому у нас возникли вопросы: Кто такие насекомые? Нужны ли насекомые на Земле? Как человек должен относиться к насекомым? Мы поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Удивительный мир насекомых».

Была выдвинута гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения) : если больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.

Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

В соответствие с проблемой и гипотезой исследования вместе с воспитателем были поставлены задачи дальнейшего исследования проблемы :

1. Узнать как можно больше о мире насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов.

2. Создать мини проекты «Мое любимое насекомое».

3. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Объект исследования : насекомые.

Предмет исследования : насекомые, обитающие на участке детского сада.

Результаты исследования :

1. Создание и защита индивидуальных мини проектов.

2. Оформление выставки «Удивительный мир насекомых».

3. Оформление презентации.

Методы: беседа с родителями; наблюдения; изучение литературы, поиск информации в библиотеке, в Интернете совместно с родителями; экскурсия в библиотеку, музей, эксперимент.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта

1. Сбор, анализ и систематизация информации об особенностях жизни насекомых, чем они питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, о некоторых их защитных свойствах, об отношении человека к насекомым :

подбор литературы о насекомых, поиск информации в Интернете: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки;

Обсуждение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная белянка», В. Бианки «Муравейник зашевелился»,Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка», Н. Сладков «Крапивница и лимонница», «Муравей и сороконожка», «Сказка о мухе и шмеле» (Дитриху, Г. Юрмину, Р. Кошурникой. Почемучка., Л. Н. Толстой «О муравьях», И. Соколов-Микитов «Муравьи», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»,

К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

разучивание стихов о насекомых;

наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

экскурсия в библиотеку на выставку детских книг по теме «Насекомые»;

экскурсия в музей – тема выставки «Удивительный мир насекомых»

просмотр и обсуждение мультфильмов «Путешествие муравья», «Пчёлка Майя»;

Выполнение домашнего задания с родителями: мини-проект «Мое любимое насекомое».

2. Творческая познавательная деятельность детей:

Расширение знаний о насекомых с помощью дидактических игр:

«Кто, где живет», «Танец насекомых», «Пчелки», «Четвёртый лишний», «Игра в слова», «Построй логическую цепочку из жуков».

Рисование, лепка из соленого теста, конструирование из бумаги, изготовление поделок насекомых вместе с родителями;

3. Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт 1: Чем бабочка похожа на слона?

Опыт 2: Муравьиная дорожка.

В ходе исследования мы беседовали с родителями; наблюдали; изучили литературу, искали информацию в библиотеке, в Интернете вместе с родителями; ходили на экскурсию в библиотеку и музей, провели эксперименты.

Фото «Удивительный мир насекомых»

Насекомые – это чудо нашей природы. Эти маленькие существа живут практически везде. Любое насекомое при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. В этом мы убедились, когда на прогулке наблюдали за насекомыми. Мы увидели: прыгающего по травинкам кузнечика, порхающих с цветка на цветок разноцветных бабочек. Мы узнали, чем насекомые питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, как люди относятся к насекомым. Научились сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают; кузнечик прыгает, определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть их (пчела, муха, жук жужжат; кузнечик стрекочет).

Исследовательский проект - фото

Чем же бабочка похожа на слона? Об этом мы узнали, когда проводили опыты с насекомыми. У бабочки есть длинный полый хоботок, похожий на длинную трубу. Обычно хоботок свернут, но он вытягивается, когда бабочка чует еду, например что-то сладкое. Можно сказать, что бабочка действует хоботком, почти как слон хоботом. Или опыт «муравьиная дорожка». Нашли на участке детского сада муравейник. Рядом с муравейником насыпали 2 дорожки: одна – песок, вторая – сахарный песок. Скоро мы увидели, что несколько муравьев ползают около дорожек. Примерно через час мы увидели длинную муравьиную цепочку, движущуюся к угощению и обратно. На вечерней прогулке мы обнаружили, что осталась только дорожка из песка, а дорожка из сахарного песка исчезла. Мы выяснили, что стоит одному муравью найти пищу, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи.

Фото №1 Актуальность исследования Большинство современных детей редко общаются с природой Фото №2 Поэтому наш проект направлен на то чтобы мы научились любить и беречь окружающий мир

В музее экскурсовод нам рассказал очень много удивительного о насекомых, мы с интересом разглядывали экспонаты.

Фото №3 И начать эту работу необходимо с самых многочисленных и древних обитателей нашей планеты насекомых

Нас пригласили в библиотеку на выставку детских книг по теме «Насекомые», в музей на выставку «Удивительны мир насекомых». Об этих удивительных существах много написано рассказов, стихов, сказок, загадок и песен. Мы рассматривали книги, иллюстрации, знакомились с авторами, а затем участвовали в викторине.

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности

1. Участие в выставке «Удивительный мир насекомых».

2. Презентация индивидуального мини проекта «Бабочка»

3. Участие в интеллектуальной игре «Звездный час».

4. Презентация проекта «Удивительный мир насекомых».

Вместе с родителями мы получили домашнее задание: выполнить мини проект «Мое любимое насекомое», сделать поделку этого насекомого. Свои проекты мы защищали в группе.

Мое любимое насекомое – это бабочка. Я узнала, как появляется бабочка: она откладывает яички, из яичек вылупляются гусеницы, гусеница превращаются в куколку, а из куколки вылупляется бабочка. Бабочки - лучшие опылители растений. А некоторые цветы вообще опыляются только бабочками.

Фото №4 Насекомые это чудо нашей природы

Вместе с родителями приняли участие в интеллектуальной игре «Звездный час». Мы выполняли разные задания, а жюри определяли, кто больше всех из нас знает о жизни насекомых. У каждого участника была группа поддержки, которая болела за него и помогала получать звезды. Наши родители тоже не остались в стороне, для них тоже были испытания. Игра прошла интересно, весело, было много музыки, песен.

Фото №5 Их мир неповторим и очень хрупок

Выводы: Мы узнали очень много о классе насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, научились объяснять свои наблюдения, делать выводы. Когда провели опыты, узнали о пользе многих насекомых, поняли, какую важную роль они имеют для природы и человека, и в дальнейшем будем ценить и беречь всё, что нас окружает. В конце исследования мы сделали вывод, который подтвердил наше предположение: если мы больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо изучать природу, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда интерес к познавательно-исследовательской деятельности, который появился в процессе работы, останется на всю жизнь, с любовью будет относиться к природе и братьям нашим меньшим.

Использованная литература:

1. Большая иллюстрированная энциклопедия. М: «Махаон», 2003.

2. Глен Веччионе "Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов".

3. Источник интернет: vsezagadki.ru

4. Источник интернет: domnagorke.ru

5. Танасийчук В. В гостях у насекомых : Рассказы. – М., Детская литература, 1970.

6. Шоригина Т. А. Насекомые. Какие они?

7. Хоффман Г. Кто живёт на лугу / Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

8. Я познаю мир. Насекомые : энцикл. /авт. - сост. П. Р. Ляхов. - АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наблюдения в природе. Удивительный мир насекомых»Фотоотчёт «Наблюдения в природе. Удивительный мир насекомых» У всех детей проявляется ярко выраженный интерес к живым объектам природы – насекомым. Детям очень интересен удивительный мир насекомых,.

Долгосрочный проект «Удивительный мир насекомых» Актуальность: Кто из вас не любовался бесшумным полетом бабочек на залитой солнцем лужайке или стремительными легкими прыжками кузнечиков?.

Исследовательский проект «Этот удивительный мир черепах» Исследовательский проект «Этот удивительный мир черепах». Возраст: дети старшей группы Продолжительность: краткосрочный Вид: исследовательский.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Удивительный мир насекомых» Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Удивительный мир насекомых». Возрастная группа: средняя группа.

Наблюдения за насекомыми в рамках проекта «Удивительный мир насекомых» (фотоотчёт)Наблюдения за насекомыми в рамках проекта «Удивительный мир насекомых» (фотоотчёт) Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Все, что постоянно находится.

Познавательно-исследовательский проект с родителями и детьми младшей группы «Удивительный мир математики» Пояснительная записка. Авторы проекта: Кутафина Анастасия Васильевна Продолжительность проекта: 3 месяца Участники проекта: дети, воспитатели,.

Проект по окружающему миру «Этот удивительный мир насекомых»Проект по окружающему миру «Этот удивительный мир насекомых» Проект «Этот удивительный мир насекомых» На лугу трещит кузнечик В небе бабочка парит. На цветке мохнатый, громкий Полосатый шмель жужжит.

Проект «Удивительный мир насекомых»Проект «Удивительный мир насекомых» Проект «Удивительный мир насекомых» Информационная карта проекта. Автор проекта: Никулина Н. А. Тип проекта: краткосрочный (2 недели).

Рисование. Удивительный мир насекомых. Жук.Рисование. Удивительный мир насекомых. Жук. Цели:Развитие у детей наблюдательности,фантазии и воображения. Развитие у детей мелкой моторики рук,мышления,внимания. Воспитание у детей.

Творческие работы детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»Творческие работы детей старшей группы «Удивительный мир насекомых» Уважаемые коллеги! Лето - чудесная и самая долгожданная пора для детей. Лето, дети, любят за длинные и солнечные дни. Лето – пора, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 14:53
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД