Лучший педагог года

Исследовательский проект «Живой фонарик»

Елена Абрамян
Исследовательский проект «Живой фонарик»

Тема проекта Живой фонарик

Вид проекта Информационно-исследовательский

Актуальность проекта

Насекомые одни из самых многочисленных и не до конца изученных представителей животного мира планеты Земля. Среди них есть удивительные жучки, которые по ночам светятся. Это светляки. Раскрыть тайну этих живых «фонариков» будет познавательно и очень интересно.

Цель проекта

Публикация «Исследовательский проект „Живой фонарик“» размещена в разделах

Получение информации о том, как и для чего светлячки зажигают свой «фонарик»

Гипотеза

Предположим, что светлячок съел маленький фонарик и он его зажигает по ночам.

Задачи проекта Задачи для Ксении :

• Рассматривает фотографии светлячков, иллюстрации книг и энциклопедий.

• Смотрит научные фильмы для детей о светлячках

• Отвечает на вопросы «Кто такие светлячки?», «Где живут светлячки и чем питаются?» «Почему светлячки светятся?»

• Принимает участие в опытах «Как получить светящийся порошок в домашних условиях?»

• Делает игрушку «Светлячок»

• Создает лепбук «Тайна «живых фонариков» для детей подготовительной группы;

Задачи для родителей:

-подбирают информационный и наглядный материал о жуках светлячках.

- помогают в сборе картинок для составления лепбука «Тайна «живых фонариков»»

- проводят опыт по созданию светящегося порошка в домашних условиях

Задачи для воспитателя:

-Создание условий для повышения качества знаний и представлений о жуках светлячках.

- Оказание помощи в изготовлении игрушки «Светлячок» и лепбука «Тайна живых фонариков

Продукт проекта Лепбук «Тайны «живых фонариков»»

Практическая значимость проекта

Ожидаемые результаты Появятся более расширенные знания о жуках светлячках.

Увидят, как прекрасна и загадочна природа

Должно появиться желание беречь природу.

Сроки реализации Краткосрочно (8 дней)

Методы, используемые в проекте - наблюдение,

- работа с литературой,

- сбор информации,

-проведение опытов.

II. Введение.

Летом мы с семьей отдыхали на Черном море. Вот здесь я впервые увидела этих удивительных светящихся жучков. Мы вечером возвращались с моря домой, уже темнело… вдруг все вокруг преобразилось. То тут, то там стали зажигаться маленькие огоньки! Кто же зажег эти фонарики? Папе удалось поймать такой «фонарик»! Это был обычный жучок, но жучок со своей загадкой и тайной. Это был светлячок!

В этот вечер я долго не могла заснуть…

Почему светлячки светятся?

Я предположила, что светлячок съел маленький фонарик и по ночам его зажигает, и счастливая уснула.

В детском саду я рассказала о светлячках и о своем предположении, почему светлячки светятся. Елена Васильевна предложила обратиться к научным источникам и все узнать, а потом поделиться своими знаниями с ребятами в группе.

Актуальность темы: Различные жуки встречаются нам по всюду. Среди них есть и те, которые могут в темноте светиться. Разгадать тайну «живых фонариков» будет очень познавательно.

Цель исследования : Выяснить, как и для чего светлячки зажигают свой «фонарик»

Предмет исследования :

Среда обитания светлячков

Гипотеза: Предположим, что светлячок съел маленький фонарик и он его зажигает по ночам.

III. Основная часть

1. Вместе с мамой мы прочитали книги, которые посоветовала Елена Васильевна: Аверкиев В. Вопросы о животных в картинках «Зачем светлячку фонарик, Чал-Борю В. Ю., Пояркова Е. А. «Где живут светлячки?».

2. Любопытно было смотреть видеоролик «Кто такие светлячки и как они светятся?» Ссылка: (23) Кто такие светлячки и как они светятся? Наталья Носова - YouTube

Я узнала, что светлячки – это наземные ночные жуки, которые обладают способностью святиться в темноте холодным желтовато-зеленым светом. Живут они в тропических лесах. Количество светляков в мире огромно! В России светляков немного — всего 15 видов.

Как же выглядят светляки? Два прозрачных крыла, прикрытые твердыми надкрыльями. Большеглазая голова с усиками из нескольких коленец. Так выглядит светляк-самец. Самки похожи на личинок, крыльев у них нет. Самка откладывает яйца на листья. Из яиц вылупляются личинки, напоминающие толстеньких гусениц с маленькими глазками и короткими усиками. На зиму личинки забираются под кору деревьев. Весной они выходят, подкрепляются и окукливаются в коконы. Из них вскоре появляются взрослые светляки.

Одни едят нектар и пыльцу. Другие — хищники, нападают на улиток, слизней и многоножек. А третьим во взрослом возрасте еда не нужна, у них даже рта нет. Их личинки так много едят в детстве, что накопленного им хватает на всю жизнь.

Как и почему они светятся? Светлячок – это целая химическая лаборатория. В низу брюшка у жуков есть световые клетки. В них хранятся определенные химические вещества. Сами по себе они не горят. Им нужен кислород.

Когда жук хочет зажечь свет, он открывает кислороду путь к этим клеткам. Происходит окисление в организме кислородом сложного вещества люциферина и передача образовавшейся при этом энергии другому веществу - люциферазе. Она-то и излучает видимый «живой» свет. Люциферин + кислота АТФ + кислород + люцифераза = фонарик. Свечение живых организмов называется биолюминесценцией. С помощью свечения жуки общаются между собой. Они могут подавать сигналы, мигая, сиять ярче или слабее. Так насекомые обозначают свою территорию, узнают своих и чужих, сообщают, что готовы завести личинок. Днем светляки отдыхают, сидя на траве, а с приходом темноты начинают активную жизнь.

Врагов у этих насекомых нет, потому что они выделяют неприятную жидкость. Птицы и звери обходят светляков стороной. Люди иногда пользуются желто-зелеными «фонариками». Некоторые племена в тропиках собирают светляков в банки и так освещают дома. А индейцы раньше сажали светляков на мокасины, чтобы осветить дорогу и отпугнуть змей.

Вывод: моя гипотеза, что светлячок съел маленький фонарик и он его зажигает по ночам не подтвердилась. Но я узнала, что на брюшке светлячка находится орган, который устроен как фонарик. Так же я нашла ответ на вопрос для чего светлячок зажигает свой «фонарик».

3. Опыт. Светящийся порошок

В этом опыте я была наблюдателем, когда мама нагревала смесь на огне.

Материалы:

5 г борной кислоты

3% от массы борной кислоты лимонной кислоты

дистиллированная вода

ультрафиолетовый фонарик

Проведение опыта: Смешать ингредиенты, поставить на огонь. Когда вода выпариться, еще нагревать 1 минуту. Полученный порошок хорошо измельчить и зарядить с помощью ультрафиолетового фонарика (можно использовать вспышку телефона)

Вывод: Мы получили светящийся порошок, поместили его в баночку. У нас получился фонарик, который светится в темноте. Я ощутила себя светлячком.

4. Изготовление игрушки «Светлячок»

Из бросового материала сделали светлячка, а чтобы он зажигал свой фонарик, воспользовались светящимися красками.

Материалы для поделки:

Баночка от киндер сюрприза

Проволока

Картон

Светящиеся краски

IV. Заключение

Таким образом, мое исследование не подтвердило мою выдвинутую гипотезу. Светлячок не ел фонарик. Но изучая научную литературу я выяснила, светятся эти жучки благодаря светящемуся органу — фотофору. В этом органе 3 слоя:1 –отражатель, 2 — светящиеся клетки, 3 - «крыша» с прозрачным окном. Орган фотофор действительно устроен как фонарик.

Способность животных светиться называется биолюминисценция.

Также я выяснила причину свечения светлячков.

Мне было интересно все это узнать, и я решила поделиться своими знаниями с ребятами группы. Вместе с воспитателем мы сделали лепбку «Тайна живых «фонариков»».

V. Библиографический список

1. Аверкиев В. Вопросы о животных в картинках «Зачем светлячку фонарик.

2. Чал-Борю В. Ю., Пояркова Е. А. «Где живут светлячки?».

3. (23) Кто такие светлячки и как они светятся? Наталья Носова - YouTube

4. Люминофор или Светящийся порошок Своими Руками - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наблюдение за объектами живой и не живой природы летом» в разновозрастной группеФотоотчёт «Наблюдение за объектами живой и не живой природы летом» в разновозрастной группе Настала летняя пора и мы с детьми всё больше времени проводим на свежем воздухе. Лето – одно из самых благоприятных времен года для наблюдений.

Исследовательский проект «Где родился Колобок?»Исследовательский проект «Где родился Колобок?» Исследовательский проект "Где родился Колобок?" ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: АВТОР ПРОЕКТА: Кубашова Нина Викторовна, воспитатель.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Познавательная беседа для детей дошкольного возраста о снегирях «Живой фонарик» с показом презентации Познавательная беседа для детей дошкольного возраста о снегирях «Живой фонарик» Красногрудый красавец в саду Кувыркался в пушистом снегу,.

Познавательный проект «Экспериментирование с живой и не живой природой» для детей первой младшей группы Предлагаю Вашему вниманию познавательный проект «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» для детей 1 младшей группы. Автор: воспитатель.

Проект по литературе учащегося 11 класса «Живой Маяковский» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Редькинская средняя общеобразовательная школа «Живой Маяковский» Автор: Клишес.

Проект «Спасём живой мир вместе» (приуроченный к Всемирному Дню защиты животных) в средней группе Актуальность проекта: В условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогам необходимо.

Учебно-исследовательский проект «Колобок»Учебно-исследовательский проект «Колобок» Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”.

В защиту живой ёлки! Исследовательский проект. Несколько слов о главном!Вчера в нашем дворе в честь Нового года установили очередную жертву человечества- живую срубленную ель. Кого-то.

Экологический проект «Сохраним ёлочку живой» (старший дошкольный возраст)Экологический проект «Сохраним ёлочку живой» (старший дошкольный возраст) Характеристика проекта: Участники проекта: педагог дополнительного образования, руководитель кружка "Окно в природу" Монастырчук И. А. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Живой фонарик»
Опубликовано: 11 марта 2023 в 08:33
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД