Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»

Людмила Николаевна Брагина
Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»

Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи проекта:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

- дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды;

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- уточнить значение воды для всего живого;

- воспитать бережное отношение к воде.

Реализация проекта

1й день. Познание «Что мы знаем о воде?»

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

2. Уточнить значение её для всего живого.

3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Эксперименты.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость, не имеющая формы». Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Есть ли какая-то определенная форма у воды? (Ответы детей).

В-ль: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)

В-ль: Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная». На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой.

В-ль: Какого цвета молоко? (белого).

В-ль: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

В-ль: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет.

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, разноцветная.

В-ль: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»

Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».

В-ль: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).

В-ль: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

(Детям раздаются мерные стаканчики с сахаром, ложечки).

В-ль: А теперь положите в стаканчик с водой сахар. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

В-ль: Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха

В-ль: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Обобщение. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, она не имеет формы

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

2й день. Коммуникация «Как люди речку обидели»

Программные задачи:

1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.

3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по очистке воды.

4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.

Рассказ "Как люди речку обидели"

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?

На столе поддон с землей, давайте польем ее. Что мы сейчас видим? (Ответы детей)

В-ль: Часть воды испаряется, а часть уходит глубоко под землю. А когда ее много скапливается под землей, она пробивает себе дорожку и выходит фонтанчиком на поверхность, этот фонтанчик называется «Родничок».

(Набираем в резиновую грушу воды и закапываем в землю, чтобы кончик немного был виден. При надавливании на грушу, появляется фонтанчик над землей)

В-ль: Ребята, если из фонтанчика долго льется водичка, то образуется ручеек.

В-ль: Давайте пройдем к следующему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).

В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков, а реки образуют моря и океаны.

Ребята, расположите голубые шнурочки так, чтобы ручейки впадали большую реку, а река в море. Вот так много воды и надо ее беречь.

В-ль: А сейчас мы увидим, сколько воды на нашей планете. Посмотрите, что это? (Показывает глобус). Что глобус изображает? (Нашу землю)

В-ль: Попробуйте найти на нем моря и океаны. Каким цветом они обозначены тут? (Голубым и синим)

В-ль: Ребята, посмотрите, вся суша пронизана тонкими синими линиями. Как вы думаете, что это? (Реки)

В-ль: Молодцы! Ребята посмотрите на глобус и на нашу схему. Что вы можете сказать? (Они похожи)

В-ль: Правильно, можно сказать, что мы с вами сделали карту.

В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).

В-ль: У меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, а во втором - из грязной.

В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)

В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.

В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки" (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.

Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.

В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

3й день. Рисование «Снежные облака»

Программные задачи:

1. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.

2. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

3. Развивать умение рисовать зимние пейзажи, аккуратно работать с красками.

4. Воспитывать любовь к русской природе, зиме.

4й день. Познание «Вода и почва»

Программные задачи:

1. Закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям.

2. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность

3. Воспитывать любовь к природе.

В-ль: Ребята вчера мы с вами полили землю, которая находится в ящике, и накрыли сверху целлофан. Как вы думаете, куда исчезает вода? (Она впитывается в почву).

В-ль: Ребята давайте откроем ящик с землёй и посмотрим, что у нас образовалось на целлофане? (На целлофане капельки воды)

В-ль: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (Вода испаряется).

В-ль: Заключение: часть воды впитывается, а часть воды испаряется. Та, часть, которая впитывается в землю, ей питаются растения, а та, которая испаряется, делает воздух влажным. Так бывает и в природе после дождя: часть воды испаряется, а часть впитывается я в почву.

Давайте проведём несколько опытов!

Опыт 1

В-ль: Перед вами стоят стеклянные баночки, в одной баночке сухой плодородный слой, в другой песок, а в третьей мелкие камушки. Из пипеток капните воду во все баночки, понаблюдайте, как впитывается вода.

Дети провели опыт и сделали вывод:

1) В сухой плодородный слой вода впитывается медленно, на ней появляются пузырьки воздуха.

В-ль: Почему это происходит? (Ответы детей)

В-ль: В сухой земле, между комочками почвы есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет наверх воздух. А что происходит с почвой? (Ответы детей)

2) Песок быстрей пропускает воду, хотя пыль задерживает её. Песок тяжелей почвы и плотней её.

3)Через камешки вода прошла быстрей всего. Камешки круглые и между ними много пространства и поэтому оно быстрей заполняются водой.

В-ль: Таким образом, дождевая вода просачивается в землю.

Ребята, давайте вскипятим воду в чайнике.

Дети, вы все видите, когда вода закипает, над чайником появляется… что? (Пар)

В-ль: Так же вода испаряется из рек, морей, океанов, озёр и поднимается в высоко в воздух. Ребята, что происходит с водой в воздухе?

Ответ детей. Образуются облака!

В-ль: Ребята делаем вывод, из облаков летом идёт что? (Дождь.)

В-ль: А зимой идёт? (Снег)

В-ль: Правильно ребята, молодцы!

Ребята делаем вывод: после дождя, часть воды испаряется, другая впитывается в почву. Ребята со снегом весной что происходит? (Он тает и появляется вода)

В-ль: Что происходит с талой водой? (Часть испаряется, другая впитывается в почву)

А теперь посмотрите на карту-схему, где изображен круговорот воды в природе (дети рассматривают, делают выводы.)

В-ль: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом и со льдом.

1) Снег - это вода.

В помещение вносим снег. Дети кладут на ладошки и смотрят, что с ним происходит.

2) Лёд - твёрдая вода.

Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тает снег и лёд (снег быстрее, лёд медленнее). Выясняют, что легче лёд и вода, проведя опыты- опустить в воду лёд и снег.

3) Пар это тоже вода. (См. опыт выше)

В-ль: Снег, лёд и пар - это вода.

5й день. Аппликация «Чистая вода для рыбок»

Программное содержание:

1. Формировать представления детей о значении чистой воды, об охране животного и растительного мира в водоемах.

2. Развивать аппликативную деятельность детей, аккуратно работать с ножницами, клеем.

3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал и оборудование: плакат «Спасите водных обитателей», ножницы, цветная бумага, клей.

Итоговое занятие «О чем рассказала Капелька?»

Программное содержание:

1. Обобщение полученных знаний о воде, ее свойствах.

2. Создание карты-схемы "Круговорот воды в природе"

3. Оформление альбома «Наши опыты с водой»

Публикации по теме:

Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.

Проект по ознакомлению со свойствами воды и ее значением в жизни «Путешествие с капелькой Капитошкой» Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»
Опубликовано: 17 марта 2014 в 21:35
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....