Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»

Людмила Николаевна Брагина
Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»

Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи проекта:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

- дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды;

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- уточнить значение воды для всего живого;

- воспитать бережное отношение к воде.

Реализация проекта

1й день. Познание «Что мы знаем о воде?»

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

2. Уточнить значение её для всего живого.

3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Эксперименты.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость, не имеющая формы». Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Есть ли какая-то определенная форма у воды? (Ответы детей).

В-ль: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)

В-ль: Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная». На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой.

В-ль: Какого цвета молоко? (белого).

В-ль: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

В-ль: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет.

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, разноцветная.

В-ль: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»

Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».

В-ль: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).

В-ль: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

(Детям раздаются мерные стаканчики с сахаром, ложечки).

В-ль: А теперь положите в стаканчик с водой сахар. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

В-ль: Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха

В-ль: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Обобщение. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, она не имеет формы

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

2й день. Коммуникация «Как люди речку обидели»

Программные задачи:

1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.

3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по очистке воды.

4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.

Рассказ "Как люди речку обидели"

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?

На столе поддон с землей, давайте польем ее. Что мы сейчас видим? (Ответы детей)

В-ль: Часть воды испаряется, а часть уходит глубоко под землю. А когда ее много скапливается под землей, она пробивает себе дорожку и выходит фонтанчиком на поверхность, этот фонтанчик называется «Родничок».

(Набираем в резиновую грушу воды и закапываем в землю, чтобы кончик немного был виден. При надавливании на грушу, появляется фонтанчик над землей)

В-ль: Ребята, если из фонтанчика долго льется водичка, то образуется ручеек.

В-ль: Давайте пройдем к следующему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).

В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков, а реки образуют моря и океаны.

Ребята, расположите голубые шнурочки так, чтобы ручейки впадали большую реку, а река в море. Вот так много воды и надо ее беречь.

В-ль: А сейчас мы увидим, сколько воды на нашей планете. Посмотрите, что это? (Показывает глобус). Что глобус изображает? (Нашу землю)

В-ль: Попробуйте найти на нем моря и океаны. Каким цветом они обозначены тут? (Голубым и синим)

В-ль: Ребята, посмотрите, вся суша пронизана тонкими синими линиями. Как вы думаете, что это? (Реки)

В-ль: Молодцы! Ребята посмотрите на глобус и на нашу схему. Что вы можете сказать? (Они похожи)

В-ль: Правильно, можно сказать, что мы с вами сделали карту.

В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).

В-ль: У меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, а во втором - из грязной.

В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)

В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.

В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки" (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.

Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.

В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

3й день. Рисование «Снежные облака»

Программные задачи:

1. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.

2. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

3. Развивать умение рисовать зимние пейзажи, аккуратно работать с красками.

4. Воспитывать любовь к русской природе, зиме.

4й день. Познание «Вода и почва»

Программные задачи:

1. Закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям.

2. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность

3. Воспитывать любовь к природе.

В-ль: Ребята вчера мы с вами полили землю, которая находится в ящике, и накрыли сверху целлофан. Как вы думаете, куда исчезает вода? (Она впитывается в почву).

В-ль: Ребята давайте откроем ящик с землёй и посмотрим, что у нас образовалось на целлофане? (На целлофане капельки воды)

В-ль: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (Вода испаряется).

В-ль: Заключение: часть воды впитывается, а часть воды испаряется. Та, часть, которая впитывается в землю, ей питаются растения, а та, которая испаряется, делает воздух влажным. Так бывает и в природе после дождя: часть воды испаряется, а часть впитывается я в почву.

Давайте проведём несколько опытов!

Опыт 1

В-ль: Перед вами стоят стеклянные баночки, в одной баночке сухой плодородный слой, в другой песок, а в третьей мелкие камушки. Из пипеток капните воду во все баночки, понаблюдайте, как впитывается вода.

Дети провели опыт и сделали вывод:

1) В сухой плодородный слой вода впитывается медленно, на ней появляются пузырьки воздуха.

В-ль: Почему это происходит? (Ответы детей)

В-ль: В сухой земле, между комочками почвы есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет наверх воздух. А что происходит с почвой? (Ответы детей)

2) Песок быстрей пропускает воду, хотя пыль задерживает её. Песок тяжелей почвы и плотней её.

3)Через камешки вода прошла быстрей всего. Камешки круглые и между ними много пространства и поэтому оно быстрей заполняются водой.

В-ль: Таким образом, дождевая вода просачивается в землю.

Ребята, давайте вскипятим воду в чайнике.

Дети, вы все видите, когда вода закипает, над чайником появляется… что? (Пар)

В-ль: Так же вода испаряется из рек, морей, океанов, озёр и поднимается в высоко в воздух. Ребята, что происходит с водой в воздухе?

Ответ детей. Образуются облака!

В-ль: Ребята делаем вывод, из облаков летом идёт что? (Дождь.)

В-ль: А зимой идёт? (Снег)

В-ль: Правильно ребята, молодцы!

Ребята делаем вывод: после дождя, часть воды испаряется, другая впитывается в почву. Ребята со снегом весной что происходит? (Он тает и появляется вода)

В-ль: Что происходит с талой водой? (Часть испаряется, другая впитывается в почву)

А теперь посмотрите на карту-схему, где изображен круговорот воды в природе (дети рассматривают, делают выводы.)

В-ль: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом и со льдом.

1) Снег - это вода.

В помещение вносим снег. Дети кладут на ладошки и смотрят, что с ним происходит.

2) Лёд - твёрдая вода.

Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тает снег и лёд (снег быстрее, лёд медленнее). Выясняют, что легче лёд и вода, проведя опыты- опустить в воду лёд и снег.

3) Пар это тоже вода. (См. опыт выше)

В-ль: Снег, лёд и пар - это вода.

5й день. Аппликация «Чистая вода для рыбок»

Программное содержание:

1. Формировать представления детей о значении чистой воды, об охране животного и растительного мира в водоемах.

2. Развивать аппликативную деятельность детей, аккуратно работать с ножницами, клеем.

3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал и оборудование: плакат «Спасите водных обитателей», ножницы, цветная бумага, клей.

Итоговое занятие «О чем рассказала Капелька?»

Программное содержание:

1. Обобщение полученных знаний о воде, ее свойствах.

2. Создание карты-схемы "Круговорот воды в природе"

3. Оформление альбома «Наши опыты с водой»

Публикации по теме:

Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.

Проект по ознакомлению со свойствами воды и ее значением в жизни «Путешествие с капелькой Капитошкой» Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»
Опубликовано: 17 марта 2014 в 21:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....