Исследовательско-творческий проект «Домашние опыты»

юлия ефремова
Исследовательско-творческий проект «Домашние опыты»

Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт. От того, какой будет совместная работа родителей и педагогов, зависит дальнейшее развитие ребёнка. Качество работы дошкольного учреждения напрямую определяет уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Общеизвестно, что определяющую роль в становлении личности ребёнка играет семейное воспитание. Но в то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится. А именно дошкольное образовательное учреждение, где он проводит 12 часов в сутки пять дней в неделю. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.

Наши дети – старшая группа. Они посещают детский сад последний год. Первостепенная наша задача – подготовить их к школе. Но не менее важным является и вопрос подготовки родителей к школе, поэтому в нашем детском саду разработан проект «Семья», который позволяет нам совместно с родителями осуществлять этот образовательный процесс.

Так как задачами в обучении старших дошкольников являются развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы и развитие специальных способов ориентации-экспериментирования и моделирования, то наш детский сад работает по программе «Детство», в которой большое внимание уделяется воспитанию у детей экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью, следованию экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.

Поэтому я стараюсь привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Мне бы хотелось показать один из проектов совместной деятельности с детьми и их родителями по экспериментированию.

Исследовательско - творческий проект

«Домашние опыты»

Актуальность проекта

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Что является решением одной из задач для подготовки ребёнка к школе.

Проблема

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. К сожалению, такую деятельность не часто можно проводить в садике с ребёнком индивидуально, поэтому в этом мы стараемся прибегать к помощи родителей.

Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь существует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на кухне, руководствуясь мамиными или папиными инструкциями, и, конечно, под их наблюдением. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама или папа не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому.

Цель проекта

Приобщение родителей к исследовательской деятельности детей в домашних условиях и презентация проекта на мероприятии путём показа продуктивной деятельности ребёнком.

Задачи проекта:

1. Развивать у родителей повышение уровня экспериментального сознания.

2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, знания о свойствах, качествах предмета и его применении в быту.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.

4. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного проведения опытов в быту.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный – раздать родителям консультации «Проведения опытов на кухне» для совместной деятельности с ребёнком в домашних условиях.

II этап – Организационный – создание на занятии проблемной ситуации с детьми.

III этап – Преобразовательный – обсуждение опытов

Модель реализации проекта

• Направления работы- сотрудничество с родителями и детьми

• Содержание деятельности- проведение опытов на кухне

• Срок исполнения- 1 неделя

Участники проекта

Дети.

Педагоги.

Родители.

Ресурсное обеспечение проекта:

• Уголок экологии и экспериментирования в группе.

• Обеспечение родителями необходимыми материалами для экспериментирования на кухне.

• Картотека и консультации для родителей опытов и экспериментов “ Опыты на кухне”.

Ожидаемые результаты

Для детей:

• Сформированность положительной мотивации на экспериментальную деятельность в домашних условиях.

• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.

• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

• Развитие и поддержка творческой активности детей

Для педагогов:

• Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Для родителей:

• Повышение уровня экспериментального сознания.

• Развитие коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.

• Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного проведения опытов в быту.

Методы реализации проекта на мероприятии:

Опыт: Как из соленой воды добыть питьевую воду (показ продукта деятельности - пресная вода и объяснение опыта)

Опыт: Живые дрожжи (приглашение родителей на мероприятие с презентацией продукта деятельности- пироги из домашнего теста, показ опыта родителя и обсуждение проходит с ребёнком)

Опыт: Съедобный клей (Представление клея и обсуждение опыта с последующей презентацией аппликации проводит воспитатель со всеми членами группы, входящей в этот эксперимент)

Опыт: Греет ли шуба? (обсудить с детьми данный опыт одному из родителей и налить чай из термоса детям для пробы)

Опыт: Чудесные спички – пример для показа и обсуждения (показать ребёнку фокус аудитории, с дальнейшим ожиданием выдвижения гепотиз зрителей и раскрытия тайны)

Форма реализации проекта- мероприятие «Чаепитие с родителями» и фотографирование процесса деятельности детей.

Принципы реализации проекта

• Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.

• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

• Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием родителя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

• Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

• Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей и родителей

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 1. Вхождение в проблему.

2 этап 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко). 3. Принятие задачи.

4. Помогает в решении задачи. 4. Дополнение задач проекта.

5. Помогает спланировать деятельность 5. Объединение детей с родителями в рабочие группы (по 4-5 семей)

6. Организует деятельность. 6. Распределение амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости). 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. (через консультации для родителей)

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 8. Продукт деятельности готовят

к презентации. (обсуждение опыта с ребёнком, придумывание фокуса или приготовление продукта экспериментальной деятельности)

4 этап 9. Подготовка к презентации. 9. Представляют дети (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

10. Презентация.

Публикации по теме:

«Знакомство с правилами дорожного движения»«Знакомство с правилами дорожного движения» МОДЕЛЬ И СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. СОСТАВИТЕЛЬ.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Домашние опыты»
Опубликовано: 13 января 2013 в 20:12
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...