Получи документы

Исследовательско-творческий проект «Я здоровье сберегу — что же сделать я смогу»

Елена Гревцева
Исследовательско-творческий проект «Я здоровье сберегу — что же сделать я смогу»

Участники проекта : Полыгина Анна Павловна. ,

Гревцева Елена Игоревна.,

Воспитатели МБДОУ ЦРР д/с №70 «Светлячок»,

Дети: Процких Александр 6 лет.

Кулешова Анастасия 6 лет.

Родители: Процких Оксана Ивановна,

Процких Евгений Сергеевич,

Кулешова Наталья Петровна,

Кулешов Александр Анатольевич.

МБДОУ ЦРР д/с № 70 «Светлячок».

Тип проекта :

Исследовательскo – твoрческий

Вид проекта :

Коллективный

(дети, родители, воспитатели)

Тема проекта :

Публикация «Исследовательско-творческий проект „Я здоровье сберегу — что же сделать я смогу“» размещена в разделах

«Я здоровье сберегу – что же сделать я смогу»

Актуальность проекта :

«Здoровье – это главное жизненное благо», - так гласит народная мудрость

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре, «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.).

Вопросы здоровья человека, семьи, общества волновали великих мыслителей, деятелей науки и медицины с давних времен. Как писал Николай Александрович Добролюбов: - «Под здорoвьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественно гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений».

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В связи с этим значимость реализации образовательной области «Здoровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста и в целом для российского общества, государства обусловлена ценностью здoровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения.

Культура здоровья детей дoшкольного возраста – это совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на разных уровнях (я, другие и общество в целом, а также личностно и социально значимых способов деятельности (культурно-гигиенических умений и навыков, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом, освоения культуры здоровья ребенка дошкольного возраста, становится такое личностное качество, как готовность самостоятельно решать элементарные задачи здорового образа жизни. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Цель проекта :

Введение детей в личностно и социально значимую деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.

Задачи проекта :

Формировать у детей активную жизненную позицию по самостоятельной организации своего здорового образа жизни.

Вовлечь всех членов семьи в реализации проекта. Помочь определить оптимальные пути включения в жизнь семьи компонентов здорового образа жизни.

Формировать навыки здорового образа жизни.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании.

Формировать представления о своем теле.

Формировать умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.

Формировать умения детей рефлексировать свои ощущения, состояние и делать логические выводы на личном опыте.

Повышать двигательную активность детей в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности средствами здоровьесберегающих технологий.

Заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни.

Принципы координации взаимодействия между педагогами и родителями:

- выработать общие взгляды на ребёнка. и развитие его как физически здоровой личности;

- согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;

- найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке, как о личности – все заинтересованные участники преемственной цепочки по формированию у ребёнка физического здоровья.

Всеми участниками проекта определены гипотезы :

Детская гипотеза: Может быть, если ежедневно заниматься спортом и физическими упражнениями, то будешь меньше болеть, начнёшь быстрее расти, станешь сильным и выносливым?

Гипотеза родителей: Возможно, если использовать для повышения уровня физического развития и укрепления здоровья детей широкие возможности физкультурно-оздоровительных объектов окружающей социальной среды, то это существенно повлияет на качество физического здоровья детей

Гипотеза педагогов: Предположим, что повышение уровня активности и заинтересованности родителей в совместных с ДОУ действиях по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни положительно повлияет на физическое развитие детей.

Этапы проекта :

• Вводный этап – поисковой заинтересованности;

• Первый этап – сбора и обработки информации;

• Второй этап – практической деятельности;

• Заключительный этап – определения стратегии и защиты.

Диапазоном проекта является : единая среда воспитательно - образовательного процесса. То есть, любая деятельность дошкольников (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Совместная деятельность со взрослыми носит оздоровительно-педагогический характер, содержит элементы экспериментальной деятельности, дидактических игр и двигательных упражнений,использование возможностей окружающей спортивно – оздоровительной среды. Материалы, используемые в формировании здорового образа жизни, находят отражение во всех режимных моментах в ДОУ и семье. В ДОУ через режимные моменты, утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

Учебно-воспитательный процесс НОД (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Формирование культуры ЗОЖ отражается в тематическом планировании и реализуется на протяжении всего проекта.

Воспитываются личностные привязанности и устремления к здоровому образу жизни.

Формы работы с родителями:

1. Индивидуальное знакомство родителей с данными диагностического обследования по физической подготовленности детей.

2. Индивидуальные и групповые консультации для родителей по воспитанию здорового ребенка («Телевизор в жизни семьи и дошкольника», «Двигательная активность и здоровье ребенка», «Учите детей ходить на лыжах» и др.).

3. Предоставление возможности родителям задать интересующие вопросы о физическом развитии ребенка и его успехах во время родительских собраний.

4. Разработка практических советов и памяток для родителей по вопросам здорового образа жизни («Хорошие зубы - залог здоровья», «Здоровое зрение», «Здоровая осанка» и др.)

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации проекта дети :

Проявляют устойчивый интерес к здоровому образу жизни.

Понимают важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья.

Знают названия гимнастических упражнений, закаливающих и культурно-гигиенических процедур, спортивного инвентаря.

Знают основные процессы жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранение здоровья.

Обладают знаниями об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

Способны элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить положительное начало в человеке.

Понимают, что позитивные проявления психического состояния человека и моральные поступки формируют его здоровье.

Пользуются правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги, в домашних условиях.

Владеют несколькими методами физического и психического оздоровления.

В результате проведенной работы ожидается, что у детей значительно повысится уровень знаний в области здоровья. Сформируется осознанное отношение детей к укреплению своего здоровья и соблюдению правил безопасного поведения. Дети овладеют навыками

анализа своего состояния с целью своевременной самопомощи и регуляции поведения. У детей будет сформировано желание и потребность использовать теоретические и практические знания в жизни.

У родителей повыситься качество и объём знаний по теме здоровья. Их активное участие в образовательном процессе будет способствовать формированию у детей потребности к здоровому образу жизни.

Для реализации проекта были выбраны разнообразные методы и приё мы:

Словесные Практические Игровые Наблюдения и анализ

Беседы – обсуждения;

Чтение научно – познавательной и художественной литературы;

Составление рассказов;

Художественно – речевое творчество Экспериментирование;

Художественно – продуктивные;

Работа с перфокартами Сюжетно – ролевая игра;

Дидактическая;

Словесная;

Игра - импровизация Экскурсии;

Фиксация результатов в виде графиков.

Формы организации детских видов деятельности

Направления

деятельности Формы работы

Социально-личностное развитие Решение проблемных ситуаций, ситуативные разговоры по теме проекта, беседы спортивной и оздоровительной тематики, трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для выполнения упражнений с предметами. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие, подвижные, обращения и контакты со спортсменами, и людьми занимающимися совершенствованием своего организма, поисковая деятельность, тематические походы и экскурсии, включение родителей в процесс ознакомления детей с возможностями города по спортивно-оздоровительной направленности и т. д.

Познавательно-речевое развитие Рассматривание иллюстраций, познавательно исследовательская деятельность, просмотр видео фильмов, составление рассказов о здоровом образе жизни, изготовление книжек-малышек с текстами про зарядку, проведение акций, составление писем-обращений. Обсуждение ситуаций, моделирование, экскурсии, отгадывание и составление загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, речевые тренинги. Самостоятельная познавательная деятельность детей, интеллектуальные досуги по теме проекта и т. д.

Художественно-творческое развитие Фиксация в зарисовке новых для детей ОРУ, музыкально-художественные ассоциации, этюды по теме занятий спортом, выполнения отдельных упражнений, рисование по спортивно-оздоровительной тематике, оформление листовок книжек-малышек, музыкальные импровизации, инсценировки, драматизации и т. д.

Физическое развитие НОД «Здоровье формируем сами», физкультурные и спортивные упражнения с использованием объектов природы, различных атрибутов, закаливание с применением ОРУ, утренняя зарядка и зарядка после сна, зарядка на «тропе здоровья», занятия на гимнастическом комплексе ДОУ и беседы о безопасном поведении на них, самостоятельная деятельность детей в спортивном уголке, и на спортивном оборудовании игровой площадки, организованные педагогом и самостоятельные подвижные игры и упражнения детей и т. д.

По результатам исследовательской деятельности всеми участниками проекта были сделаны выводы :

Выводы по детской гипотезе: Саша вырос на 10 сантиметров, Настя на 11. В течение года никто из них не болел. Уровень активности и работоспособности детей на занятиях с умственными и физическими нагрузками - высокий.

Высказывания детей: спорт, закалка, физкультура помогают быть здоровыми, сильными и выносливыми.

Рост детей за 2011 – 2013 г:

Выводы по гипотезе родителей:

Детский сад является высокоэффективной социально-педагогической средой, интегрирующей интересы семьи и ребёнка в здоровом образе жизни. Использование возможностей физкультурно-оздоровительных объектов социальной среды для повышения качества здоровья детей оказывают положительное влияние, но с условием учёта возможностей детского организма. Так как излишние физические нагрузки истощают несформировавшийся детский организм.

Выводы по гипотезе педагогов

Преемственные связи семьи и ДОУ по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников оказывают положительное влияние на физическое здоровье детей. Участие родителей в общих с детьми физкультурно-оздоровительных мероприятиях стимулируют стремление детей к активной жизненной позиции по здоровьесбережению и здоровьевосполнению. Не дублирование, а взаимодополняемость разнообразными методами введения детей в мир здорового образа жизни способствует совершенствованию качества жизни дошкольников.

Тематический план работы

№п

п месяц тема Программное содержание

1. сентябрь «Где прячется здоровье» Продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью. Уточнить ценность правильного питания для здоровья. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья, от двигательной активности, закаливания. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

2. октябрь «С утра до вечера» Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Воспитать у детей желание придерживаться правил по его выполнению.

3. ноябрь «Чистота залог здоровья» Познакомить детей с понятием «культура гигиены». Расширять представления детей о правилах соблюдения личной гигиены, воспитывать самостоятельность в их выполнении. Прививать навыки аккуратного обращения с принадлежностями личной гигиены, воспитывать стремление к чистоте. Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы.

4. декабрь «Микробы и вирусы» Познакомить детей с инфекционными болезнями и их возбудителями (микробами, вирусами). Учить детей заботится о своем здоровье, объяснить им, какой вред приносят микробы. Учить детей ответственно относиться к состоянию зубов; закреплять правила и навыки ухода за зубами. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены. Воспитать у детей бережное отношение к здоровью.

5. январь «Сон полезен всем на свете» Дать детям представление о пользе сна. Помочь детям осознать необходимость сна. Подвести к пониманию того, что дневной сон полезен для роста и здоровья. Учить детей соблюдать режим и гигиену сна. Воспитывать привычку вовремя ложиться спать. Развивать речь, познавательный интерес, осознанное отношение к сохранению собственного здоровья. Воспитывать заботливое отношение к отдыху и сну других людей.

«Привычки и здоровье»

6. февраль «Реклама и здоровье» Сформировать у детей элементарное представление о рекламе как источника информации, содержание которого не всегда соответствует правилам здорового образа жизни. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

7. март «Утренняя зарядка. что такое осанка» Учить самостоятельно, следить за осанкой, ознакомить со способами контроля над осанкой, знать несложные приемы самооздоровления. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать любовь к физкультуре.

8. апрель «Здоровое питание, здоровая жизнь» Познакомить со строением и функцией пищеварительной систем, показать значение питания в жизни человека. Закрепить знание детей о рациональном питании. Закрепить соблюдение детьми гигиенических навыков и умений. Воспитывать аккуратность, чистоплотность.

9. май «Самые полезные продукты» Сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья. Уточнить знания детей о пользе экологически чистых продуктов. Совершенствовать знания детей о пользе молока и молочных продуктов, их лечебных свойствах, витаминах и витаминных продуктах. Развивать речь детей. Воспитывать сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект «Наши любимые книжки». Данный проект разработан для воспитателей ДОУ. Вид проекта: •исследовательско-творческий; •детско-взрослый; •средней продолжительности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Я здоровье сберегу — что же сделать я смогу»
Опубликовано: 5 июня 2013 в 22:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД