Лучший педагог года

Исследовательско-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир растений»

Оксана Гасилова
Исследовательско-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир растений»

Тема проекта «Растения»

Название проекта «Удивительный мир растений»

Цели проекта : систематизировать представления детей о классификации растений, опытным путём доказать, что растение — живой организм, выяснить значение растений для человека и в природе.

Задачи проекта :

1. Способствовать обобщению представлений детей о многообразии растительного мира, о классификации растений, о значении растений.

Публикация «Исследовательско-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста „Удивительный мир растений“» размещена в разделах

2. Способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-следственные связи различного характера, высказывать собственные суждения, доказывать свои мысли.

3. Способствовать развитию у детей умения создавать и использовать в работе предметно-схематическую модель.

4. Способствовать развитию у детей умения работать с оборудованием различного характера.

5. Способствовать воспитанию интереса и экологически правильного отношения к растениям, желания узнавать новые факты из их жизни.

Вид проекта :

1) по доминирующему методу: исследовательский;

2) по характеру содержания: включает ребёнка и природу;

3) по характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результатов;

4) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы;

5) по количеству участников: фронтальный;

6) по продолжительности: долгосрочный.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение», «Художественное творчество», «Коммуникация и познание».

Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатель, педагог дополнительного образования по художественной деятельности, родители.

Актуальность темы: в жизни каждого ребёнка наступает пора, когда он начинает задавать взрослым бесконечные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Как?». Видя разнообразие форм живой природы, детей заинтересовал мир растений. Появились вопросы: Что такое растение, Какими они бывают, Живые они или нет, Для чего они нужны?.

Ожидаемые результаты:

Дети: расширение представлений о многообразии растений, о способности растений проявлять признаки живых организмов, о значении их в жизни человека;

- совершенствование навыков работы с оборудованием различного характера во время проведения экспериментов;

- проявление чувства взаимопомощи, инициативы, самостоятельности, терпения;

- развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Родители: появление интереса к образовательному процессу, желание участвовать в жизни группы.

Педагоги: удовлетворение от работы и результатов проекта.

Сроки реализации проекта : проект проводится в течение 4 месяцев.

Этапы проведения проекта :

1. Мотивационный этап (целеполагание и планирование) : первая-вторая неделя сентября;

2. Проблемно-деятельностный этап (реализация, рефлексия, коррекция) : третья неделя сентября-третья неделя декабря;

3. Творческий этап (презентация продукта проекта) : четвёртая неделя декабря.

Схема реализации проекта

Этап проекта Содержание и формы работы

1. Мотивационный этап

(первая — вторая неделя сентября) 1. Проблемная ситуация: что такое растения? Какие они бывают? Зачем они нужны?

2. Обсуждение вариантов оформления продукта проекта, определение форм работы.

3. Сбор природного материала растительного происхождения в уголок экспериментальной деятельности.

2. Проблемно-деятельностный этап

(третья неделя сентября — третья неделя декабря)

Раздел 1. Классификация растений по форме, месту и способу произрастания.

1. Беседы о разнообразии растений.

2. Наблюдения за растениями на прогулках и в «зеленом» уголке группы.

3. Составление схем «Классификация растений по внешнему виду», «Классификация растений по месту и способу произрастания».

4. Чтение художественной литературы и энциклопедий.

5. Рисование детей на тему «Растения вокруг нас».

6. Игра малой подвижности «Дерево, куст, трава».

7. Дидактические игры «К дереву беги!», «Угадай по описанию», «Найди листок».

8. Настольно-печатные игры «Лото «Двойняшки», «Растения и их плоды».

9. Составление детьми описательных рассказов о растениях.

10. Лабораторная работа «Строение травянистого растения».

Раздел 2. Растения — живые организмы.

1. Беседа «Признаки живых организмов».

2. Игры — моделирование «Человек — живой организм», «Прорастание семян».

3. Занимательные опыты «В погоне за светом», «Может ли растение дышать, «Во всех ли листьях есть питание?», «Что нужно для питания растениям.

4. Образовательная ситуация: Как размножаются растения?

5. Лабораторные работы «Проращивание семян фасоли», «Размножение «детками».

6. Составление схем «Питание растений», «Способы размножения растений», «Этапы прорастания семян».

7. Наблюдения за ростом и развитием растений.

8. Ведение дневника наблюдений.

Раздел 3. Значение растений для человека.

1. Беседа о значении растений.

2. Составление схемы «Значение растений для человека».

3. Занимательный опыт «Что выделяет растение.

4. Оформление родителями совместно с ребенком сообщения на тему «Лекарственные растения Орловской области».

Раздел 4. Необычные растения.

1. Оформление родителями совместно с ребенком сообщения на тему «Необычные растения».

2. Чтение научной литературы.

3. Творческий этап

(четвертая неделя декабря) 1. Презентация научных материалов.

2. Викторина с участием родителей.

3. Фотовыставка «Мы — исследователи», выставка детских рисунков «Растения вокруг нас».

Ход работы:

Опираясь на имеющиеся у детей представления о многообразии растений, ребята вместе с педагогом составляют схемы: «Классификация растений по форме», «Классификация растений по месту и способу произрастания» (Приложения 1, 2). Знания детей об особенностях строения древесных и травянистых форм растений расширяются и закрепляются в дидактических, настольно-печатных играх, играх-моделирования. Кроме этого, дети вместе с родителями готовят сообщения на тему: «Необычные растения», которые открывают удивительные факты из жизни растений.

Получив простейшие представления о классификации растений, дети переходят к следующему этапу работы — экспериментальному. Используя схему «Признаки живых организмов», обсуждается опыт детей, который может служить доказательством способности растений проявлять свойства живого (Приложение 4). Затем педагог предлагает опытным путём проверить наличие у растений этих свойств.

Опыт 1 «В погоне за светом» ( цель: доказать, что растение в поисках света способно двигаться).

Меняя положение цветочного горшка относительно окна, дети отмечают способность растения поворачивать листовые пластинки к источнику света.

Опыт 2 «Может ли растение дышать ( цель: выяснить, как происходит процесс дыхания у растений).

Выдвигается гипотеза, что растение имеет на нижней стороне листа мелкие отверстия, через которые дышит. Это проверяется путём смазывания нижней стороны листа вазелином. Через неделю фиксируется результат эксперимента: смазанные листья изменили окраску, что свидетельствует о нарушении процесса дыхания.

Рассматривая вопрос о питании растений, дети выдвигают свои предположения, чем и как питаются растения. В результате обсуждения составляется схема «Питание растений», где отражаются все необходимые условия: свет, вода, воздух, зелёное вещество в листьях (Приложение 5).

Опыт 3 «Во всех ли листьях есть питание?» ( цель: установить наличие в листьях питания для растения).

Выдвигается гипотеза, что в листьях, не имеющих зелёную окраску, нет питания. Педагог помещает лист комнатного растения рео, у которого нижняя сторона фиолетовая, в кипящую воду на 7 минут. Затем дети отмечают, что лист стал зелёным с обеих сторон. Это доказывает наличие в листьях питания.

Опыт 4 «Что нужно для питания растений ( цель:доказать, что для питания растениям нужен свет).

Дети предполагают, что произойдёт с листом растения, если на его часть не будет падать свет. Половина листа фикуса заклеивается пластырем. Растение помещается к источнику света. Через неделю дети отмечают, что заклеенная половина листа стала светлее. Это доказывает отсутствие в ней питания.

Способы размножения растений так же представляются в виде схемы. Один из способов можно продемонстрировать на примере хлорофитума, который размножается с помощью «деток», образующихся на концах усиков. Дети в течение длительного времени наблюдают за ростом и развитием растения, отмечая результаты в дневнике наблюдений. А суть процесса размножения растений с помощью семян, дети выясняют в ходе лабораторной работы «Проращивание семян фасоли». Наблюдая за прорастанием семян, фиксируются все стадии в виде схемы.

Используя знания детей о роли растений и их личный опыт, составляется схема (Приложение 3). Путём проведения демонстрационного опыта, доказывается важнейшая роль растений — способность выделять кислород.

Опыт 5 «Что выделяет растение ( цель: установить, что растение выделяет кислород).

Педагог предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывается опытом: в ёмкость с герметичной крышкой помещается горшочек с растением. Через 1-2 суток дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки. Делается вывод о том, что в ёмкости накопился кислород, который выделило растение.

В рамках раздела «Значение растений для человека» родители вместе с детьми готовят сообщение на тему: «Лекарственные растения Орловской области».

Окончание проекта целесообразно представить в виде викторины с участием родителей, а так же презентации уголка «Удивительный мир растений», включающий в себя научные материалы, фотовыставку «Мы — исследователи», выставку детских рисунков «Растения вокруг нас», книгу «Удивительный мир растений».

Публикации по теме:

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя» Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя» Санкт-Петербург 2017 Паспорт проекта Сроки.

Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Удивительный мир животных и растений»Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Удивительный мир животных и растений» «Удивительный мир животных и растений» - это дидактическое пособие, разработанное с учётом современных педагогических технологий, которые.

Детский творческий проект «Удивительный мир природы»Детский творческий проект «Удивительный мир природы» Беречь живую природу, ценить и любить родные места, выращивать растения и ухаживать за ними. Всему этому учат дошколят в детском саду.

Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы» Проект «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы». Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить красоту, чтобы другие люди могли.

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир животных»Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир животных» Составила: Воспитатель Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Голудина Алла Александровна.

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Мир комнатных растений» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Мир комнатных растений» Образовательная.

НОД по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну растений»НОД по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну растений» НОД по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну растений» Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Есть игрушки у меня…» Краткое описание проекта: Для каждого периода развития ребёнка характерна своя ведущая деятельность, которая определяет интересы и соответствующее.

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаТворческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Актуальность проекта Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно.

Творческий проект с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»Творческий проект с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» пояснительная записка к проекту. МАДОУ детский сад комбинированного вида №64 «Искорка» в настоящее время работает по программе «От рождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир растений»
Опубликовано: 9 августа 2017 в 15:16
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД