Использование авторских дидактических игр для развития цветовосприятия и цветоразличения у детей с нарушением зрения

анастасия уфимцева
Использование авторских дидактических игр для развития цветовосприятия и цветоразличения у детей с нарушением зрения

Зрение играет огромную роль в овладении ребенком знаний об окружающей действительности. Зрение помогает опознавать предметы и их признаки: форму, цвет, величину, пространственные отношения.

Нарушение зрения - первичный дефект, влечет за собой различные вторичные нарушения в психофизическом развитии детей. Поэтому наряду с общеобразовательными задачами по развитию детей с нарушением зрения, возникают и коррекционные задачи. Они включают в себя: развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой адаптации, осязания и мелкой моторики.

Одной из важнейших задач, которую решает тифлопедагог на своих занятиях, выступает развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Как правило, выбор дидактических игр для детей с нарушением зрения не отличается разнообразием. В основном - это печатные, бумажные игры, которые не очень практичны, быстро приходят в негодность, и имеются в наличии в каждой группе. Поэтому такие игры не привлекают детей. Я нашла решение данной проблемы в создании коррекционно-развивающей среды, состоящей из дидактических игр, изготовленных своими руками. При создании игр, я использую яркие, прочные материалы, в основном это – фетр, который приятен и удобен в работе, долговечен, прочен.

Все дидактические пособия многофункциональны и, так или иначе, решают не только главную задачу - развитие цветовосприятия, но и ряд других задач: развитие мелкой моторики, расширение предметных представлений, установление пространственных отношений между предметами.

Для примера приведу несколько игр:

Дидактическое пособие «Белоснежка и семь гномов»

Данное пособие в настоящий момент включает 5 игр.

Педагог рассказывает детям сказку:

В одном далеком – далеком королевстве под названием «Гномляндия», в сказочном лесу живут Веселые гномы. Гномики живут очень дружно и любят играть вместе. Любимая игра гномиков - прятки. Педагог предлагает поиграть с Гномиками.

Игра 1. «Гномики играют в прятки»

Использование авторских дидактических игр для развития цветовосприятия и цветоразличения у детей с нарушением зрения

Описание игры:

Педагог показывает коврограф и просит детей спрятать гномиков: посадить так, чтобы их не было видно, и никто не смог их найти. Педагог рассматривает вместе с детьми гномика, обращая внимание на то, что его цвет и цвет места, где гномик спрятался, совпадают («такой же», Гномика не видно - он спрятался.

Далее по сюжету игры, Гномикам приходит письмо, в котором их приглашает на День рождение - Белоснежка. И Гномы отправляются в путь.

Игра 2. «Сказочный поезд»

Описание игры:

Чтобы добраться до Белоснежки, гномики садятся в сказочный поезд. Каждый гномик занимает место в соответствии с купленным билетом:

• Гномик в красном колпаке - в зеленый вагон;

• Гномик в зеленом колпаке – в оранжевый вагон;

• Гномик в фиолетовом колпаке – в голубой вагон;

• Гномик в синем колпаке - в фиолетовый вагон и т. д.

Примечание: Гномиков можно посадить в вагоны такого же цвета, как и их колпаки.

Игра 3. «Цветочная поляна»

Описание игры:

Поезд тронулся, все на своих местах. По пути, гномикам встречается цветочная поляна, и они решают собрать имениннице букет. Каждый Гномик рвет цветы одного цветового тона разных оттенков. (Например: гномик в синем колпаке - цветы разных оттенков синего цвета и. т. д.).

Игра 4. «Подарки Белоснежке»

Описание игры:

Букеты собраны. Поезд едет дальше. И вот домик Белоснежки. Гномики хотят поздравить именинницу, но по дороге, все подарки гномиков перепутались. Помоги Гномикам их разобрать. (Гномик в красном колпаке покупал подарки красного цвета и т. д.)

Игра 5. «Угощенье»

Описание игры:

Подарки подарены, пора приступать к угощенью. Белоснежка приготовила торт. Каждому гномику кусочек торта с кремом того же цвета, что и сам гном. Ребенок должен определить, где, чей кусочек торта. Одного кусочка торта не хватает, задача ребенка узнать, кто же съел недостающий кусочек. День рождения подошел к концу, гномики прощаются с Белоснежкой и садятся в сказочный поезд, чтобы отправится домой!

Данное дидактическое пособие помогает закрепить знание основных цветов спектра, учить соотносить объекты по цвету, формировать у детей представление о разных оттенках цвета, активизировать зрительное внимание.

Дидактическое пособие «Веселая гусеница Бао»

Дидактическое пособие представляет собой гусеницу с разноцветными элементами и карточки с эталонами.

Описание игры: Педагог знакомит ребенка с гусеницей Бао. Ребенку предлагается осмотреть гусеницу, потрогать. Далее педагог отсоединяет элементы от гусеницы и предлагает ребенку подобрать элементы нужного цвета в соответствии с карточкой - эталоном. 10 карточек содержат разную последовательность цветов. Каждый раз педагог уточняет у ребенка цвет, который он ищет.

Данное дидактическое пособие развивает умение различать и подбирать цвет, соответствующий изображенным предметам, умение осуществлять выбор заданного сенсорного эталона.

Дидактическое пособие «Улитка»

Дидактическое пособие представляет собой улитку с кругами трех цветов, в которых вшиты бусинки. Педагог предлагает ребенку найти, например красный круг, отыскать пальчиком бусинку, вшитую в круг и прокатить ее по кругу. При этом просит уточнить ребенка по кругу, какого цвета, он катит бусинку. Так же педагог может задавать направление, по которому ребенку надо прокатить бусинку (катим бусинку влево, вправо по кругу).

Данное дидактическое пособие развивает зрительное восприятие, помогает закреплять знание названий основных цветов, закрепляет навыки цветовосприятия, развивает пространственную ориентировку с привлечением зрения, мелкую моторику рук и осязание.

Все представленные дидактические игры развивают цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения, оказывают положительное воздействие, как на коррекцию зрительных нарушений, так и на общее психофизическое состояние ребенка.

Публикации по теме:

Дидактическая тактильная книга для детей с нарушением зрения «Домашние животные»Дидактическая тактильная книга для детей с нарушением зрения «Домашние животные» Уважаемые коллеги! Я работаю в детском саду комбинированного вида, в группе для детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения,.

Учебно-поисковая лаборатория «Особые дети». Тема: «Нарушение слуха» Слух это величайший дар, которым природа наградила человека. Без слуха невозможно полноценное общение с миром вокруг. Благодаря слуху мы.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Использование авторских дидактических игр для развития цветовосприятия и цветоразличения у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 17 января 2014 в 19:05
+30
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...