Лучший педагог года

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников

Валентина Савушкина
Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников

Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами, была разработана система дыхательного тренинга по методу биологической обратной связи (БОС). БОС – это уникальная технология, основанная на применении современной электронной аппаратуры. Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца. Задачи методики: формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма; профилактика нарушений голоса и речи; налаживание координации работы речеобразующего аппарата : дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе; устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё; развитие высших психических функций; оздоровление организма в целом. Коррекция речи осуществляется в два этапа: - формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания; - обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной дыхательной аритмией сердца и физиологической длительности выдоха ребёнка. Существуют показания и противопоказания к применению метода БОС. Показания к применению метода: заикание, нарушения темпа речи, профилактика нарушений голоса и речи, дислалия, дизартрия, ринолалия. Абсолютные противопоказания отсутствуют. Относительные противопоказания: возраст ребёнка менее четырёх лет, при ожирении 3 степени; при пороке сердца; при эпилепсии; после еды (лучше до еды и сначала сходить в туалет, наличие диафрагмальной грыжи, тяжёлые формы психических расстройств, грубые нарушения интеллекта, повышенная судорожная готовность головного мозга. Современный взгляд на проблему развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи предусматривает комплексный подход, включающий технологию биологической обратной связи. Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс, чередуя периоды тренинга и отдыха, либо использовать несколько периодов работы или отдыха подряд, задавать длительность каждого периода сеанса, управлять его ходом. Помимо основного параметра, по которому строится обратная связь, в процессе сеанса возможен мониторинг других сигналов. В состав кабинета БОС входит: компьютерный комплекс с программным обеспечением; комплект многоразовых датчиков; прибор биологической связи. Такой аппарат есть в нашем Центре, но нет специального логотерапевтического кабинета, в котором в идеале должны проводиться тренинги. Я использовала данный комплекс, режим «Лого», фрагментарно на разных этапах индивидуальных логопедических занятий с целью обучения детей речевому дыханию, преодоления заикания. Надо отметить, что мне приходилось испытывать определённые трудности в техническом и практическом плане из-за недостатка знаний и опыта. Хочу поделиться опытом работы по использованию комплекса биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников. Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей-логопатов, посещающих группы комбинированной направленности. Также наблюдается отсутствие должного внимания к процессам речевого дыхания в ходе коррекции речи, редкое использование нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. У дошкольников речевое дыхание характеризуется слабым вдохом и выдохом, неравномерностью выдыхаемой струи, неумелым распределением воздуха по словам, торопливостью фразовой речи, неправильным направлением воздушной струи. Именно поэтому дети часто говорят на вдохе; поздно или неправильно усваивают некоторые звуки (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка); в конце произношения длинных фраз ослабляют громкость голоса; ускоряют темп речи; нечётко произносят слова (проглатывают окончания). Беспроводная биосвязь стала доступной для меня после окончания в апреле прошлого года дистанционных курсов повышения квалификации «Речевой комплекс БОС» в Институте биологической обратной связи Санкт-Петербурга. Хочется отметить преимущества данного комплекса в плане простоты использования из-за отсутствия манжет и проводов. Особо важно, что ритм дыхания задаётся в соответствии с возрастом ребёнка, уровнем его подготовки. Отдельные фазы дыхания (вдох/выдох) можно видеть на экране. Дети занимаются в логопедическом кабинете, заинтересованно наблюдая за картинками, постепенно открывающимися на экране компьютера.

Публикация «Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Беспроводной комплекс БОС обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата; предохраняет его от переутомления; позволяет сохранять плавность речи; помогает правильному использованию интонационных средств; способствует точному соблюдению пауз. Комплекс состоит из разделов: «Автоматизация»; «Аудиокнига»; «Скороговорки»; «Читай, как диктор»; «Школа России»; «Задай ритм»; «Учимся различать звуки». Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха. В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птицах, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки, потешки, чистоговорки. В период работы (тренировки) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи. Главный секрет здоровья - дружба дыхания и сердца. Дыхание – важнейший физиологический процесс в организме человека, от которого зависит работа сердца. Сердце работает в ритме дыхания Основа постановки речевого дыхания – дыхательная аритмия (ДАС, вырабатываемая по методу биологической обратной связи. ДАС – это функциональный показатель (разница между максимальной частотой пульса на вдохе и минимальной частотой пульса на выдохе, величина которого отражает согласованность работы важнейших систем организма – дыхательной и сердечнососудистой. Чем лучше вегетативная нервная система справляется с гармонизацией работы этих систем, тем выше величина ДАС. Дыхательная аритмия сердца зависит от возраста человека. У детей она составляет 40 ударов в минуту, у взрослого человека - 25 ударов в минуту. ДАС зависит и от самочувствия человека. При отличном самочувствии ДАС - 40 ударов в минуту. При плохом самочувствии – 8-12 ударов в минуту. При стрессе, напряжении – 1-3 удара в минуту. Вдох осуществляется через рот (частично через нос, живот при этом надувается, как шарик, при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается. Живот при этом втягивается. Выдох продолжительнее вдоха примерно в 2 раза. Каждое практическое занятие сопровождается зрительным сигналом обратной связи, которые представлены в игровых сюжетах на мониторе в виде поднимающегося и опускающегося столбика. Более подробно остановлюсь на программе «Задай ритм. Она предназначена для постановки речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Начинается тренинг с выбора группы. Затем выбираем пользователя, то есть ребёнка. Сведения о ребёнке уже занесены в базу данных. На первом ознакомительном занятии ребёнок сам выбирает себе картинку-символ. При выборе курса знакомимся с перечнем лексических тем. Тематика подобрана таким образом, чтобы ребёнок, одновременно, тренируя дыхание, изучал явления окружающего мира. Перед началом тренировки дыхания справа, в таблице, выбираем первоначальную частоту дыхания. Установим в окне «средняя ч/д». Итак, урок 1 «Учимся дышать». Обратите внимание на последовательность игы-тренинга: учимся дышать животом; игра «Столбик» (подстрой своё дыхание под движение столбика); дыши животом и наслаждайся пейзажем, слушая музыку; игра «Столбик»; отдыхаем; «Столбик». Каждый период работы составляет 1-2 мин. Всего не более 7-10 минут. Выработке устойчивого речевого дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения вдоха и выдоха. Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку. По завершении тренинга попадаем на экран результатов. Первая колонка – это номер урока. Вторая - дата проведения. Третья - продолжительность тренинга. Четвёртая, последняя – частота дыхания. После прохождения 15 уроков, частота дыхания постепенно замедляется. Результат достигнут! Анализируя работу с использованием комплекса биологической обратной связи, я наблюдаю положительную динамику по развитию речевого дыхания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников С давних пор сказка является одним из самых любимых жанров устного художественного творчества. В. А. Сухомлинский писал: - «Сказка неотделима.

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Старшая группа, Дата рождения ___ Индивидуальный.

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников Поднялись туманы Над рекой и лугом. Стал Сергей Есенин Нашим близким другом. (П. Мерзляков) Согласно Федеральному государственному образовательному.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, "речевое развитие включает владение.

Консультация для родителей «Применение Су — Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» «Ум ребенка находится на кончиках его.

Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников»Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников» Обобщение опыта по теме: «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольниковИнновационные технологии приобретают.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 11:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД