Использование блоков Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Наталья Вячеславовна Бойкова
Использование блоков Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

В своей практике над развитием математических способностей я использую различные наглядные пособия. Наиболее эффективным пособием в формировании логического мышления являются логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Фигуры характеризуются четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам.

Комплект логических блоков позволяет развивать умение оперировать свойствами предмета от одного до нескольких.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине, несколько позже - по трём (цвету, форме и размеру и т. д.).

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую - то его часть: сначала блоки разные по форме цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект (48 штук). Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, о значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет,ищет. Блоки Дьенеша я широко использую при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих развивающих задач.

Я разработала картотеку дидактических игр.

1. Игра "Цепочка".

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера).

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур.

- чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы.

2. Игра "Второй ряд".

Выложить в ряд 5 - 6 любых фигур. Построить под ним второй ряд так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

3. Игра "Дупло для белочки".

Ребёнок выбирает все квадратные фигуры, выкладывает дупло для белочки, чередуя большие и маленькие блоки. Можно игру усложнить, чередуя ро цвету: красный, синий, жёлтый, красный.

Игра "Защити зайчика от лисы".

4. Выбрать все прямоугольные блоки. Выложить заборчик для огорода зайчика, чередуя по цвету, величине, толщине.

5. Игра "Ворона с воронёнком".

Выбрать все синие блоки. Выложить из маленьких воронёнка, а из больших - ворону.

6. Игра "Гараж".

Выбрать все красные блоки. Выложить из маленьких машинку для зайчика, а из больших - машинку для медведя.

Публикации по теме:

Создание условий для формирования предпосылок логического мышления у дошкольников Создание условий для формирования предпосылок логического мышления у дошкольников посредством использования в работ логических блоков Дьенеша.

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование блоков Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 25 января 2013 в 19:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет тематической недели «Эколята-дошколята» летнего оздоровительного периода в...
Этот год в нашей стране посвящен экологии. Это тема является очень актуальной на современном этапе. Работая с детками 1 младшей группы, я и моя напарница...
Стенгазета «Наши зелёные друзья — растения»
В рамках самообразования "Экологическое воспитание дошкольников "Азбука эколят"" я разработала проект стенгазеты "Наши зелёные друзья - растения". Воплотить...
Лэпбук «Путешествие в Африку».
Ребята подросли, стали такими умными, рассудительными, самостоятельными. Поэтому мы решили совместными усилиями создать лэпбук в рамках проекта "Животные...
Песня «Ты, село моё родное»
. Слова и музыка Т. Г. Хозяиновой В 1981 году после окончания музыкального отделения педагогического училища, по распределению я попала в с. Усть – Лыжа,...
Фотоотчет «Мое любимое дерево в разное время года»
Рисование "Осенний пейзаж" Обрывная аппликация "Осенний листопад" Цель: - закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; - учить...