Использование блоков Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Наталья Вячеславовна Бойкова
Использование блоков Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

В своей практике над развитием математических способностей я использую различные наглядные пособия. Наиболее эффективным пособием в формировании логического мышления являются логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Фигуры характеризуются четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам.

Комплект логических блоков позволяет развивать умение оперировать свойствами предмета от одного до нескольких.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине, несколько позже - по трём (цвету, форме и размеру и т. д.).

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую - то его часть: сначала блоки разные по форме цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект (48 штук). Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, о значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет,ищет. Блоки Дьенеша я широко использую при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих развивающих задач.

Я разработала картотеку дидактических игр.

1. Игра "Цепочка".

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера).

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур.

- чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы.

2. Игра "Второй ряд".

Выложить в ряд 5 - 6 любых фигур. Построить под ним второй ряд так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

3. Игра "Дупло для белочки".

Ребёнок выбирает все квадратные фигуры, выкладывает дупло для белочки, чередуя большие и маленькие блоки. Можно игру усложнить, чередуя ро цвету: красный, синий, жёлтый, красный.

Игра "Защити зайчика от лисы".

4. Выбрать все прямоугольные блоки. Выложить заборчик для огорода зайчика, чередуя по цвету, величине, толщине.

5. Игра "Ворона с воронёнком".

Выбрать все синие блоки. Выложить из маленьких воронёнка, а из больших - ворону.

6. Игра "Гараж".

Выбрать все красные блоки. Выложить из маленьких машинку для зайчика, а из больших - машинку для медведя.

Публикации по теме:

Создание условий для формирования предпосылок логического мышления у дошкольников Создание условий для формирования предпосылок логического мышления у дошкольников посредством использования в работ логических блоков Дьенеша.

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование блоков Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 25 января 2013 в 19:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление участка к лету. Мастер-класс «Камыши»
Для Водяного, которого я сделала в предыдущем МК, кроме водоёма, ( он у нас на площадке детского сада с прошлого года остался) требуются ещё какие- то...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 1 часть).
Твердо убежден, что есть качества души, Без которых человек не может стать настоящим Воспитателем, и среди этих качеств на первом месте Умение проникнуть в...
Фото отчёт. «Пусть всегда будет солнце!» Художественное творчество детей.
Песню «Пусть всегда будет солнце» слышали и знают наизусть очень многие, особенно старшее поколение. Песня была очень популярна в Советском Союзе. Слова...
Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».
Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....
Фотоотчет «Украшение группы к выпускному утреннику».
Вот и пришел долгожданный день. 26 мая в нашей группе прошел праздник - выпускной бал. Грустный и радостный одновременно. Мои ребята стали считать дни. Пять,...