Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Светлана Ещенко
Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношений к окружающему миру.

Способность владеть языком и речью необычайно значима для нормального вхождения ребенка в общество. Содержание проводимой нами работы направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Для преодоления трудностей, возникающих в работе с дошкольниками, имеющими ограниченный словарный запас, не проявляющими склонность к словотворчеству необходимо использовать различные игровые приемы.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Смысл игры, по Высотскому, заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка. Игра учит, формирует, воспитывает, стимулирует исследовательское поведение, направляет на поиск новой информации, а также развитию любознательности.

Как игровой метод обучения мы используем дидактическую игру на занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний. Своеобразие дидактической игры отличается определенной структурой, содержащей обучающую и воспитывающую задачи, игровые действия и правила. При ее выборе мы учитываем уровень подготовленности воспитанников, поскольку в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Проведение дидактических игр включает:

1 ознакомление детей с содержанием игры, используемые в ней дидактические материалы (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняется знания и представления);

2 объяснение хода и правил игры, при этом следует обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами, четкое их выполнение;

3 показ игровых действий;

4 определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием);

5 подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам можно судить об ее эффективности, о том будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Особенностями умственного развития детей шестого – седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения, проявлять интерес к учению.

По характеру используемого материала дидактические игры и упражнения условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные, подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры – хороводы, игры – драматизации, игры – потешки с пальчиками и др.

Подобранные нами дидактические игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях и в самостоятельной деятельности. При проведении игр четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.

Здесь важное значение имеет содержание дидактических игр. Внутри одной игровой темы можно использовать несколько видов игр.

- парные картинки, игровая задача которых состоит в их подборе по сходству;

- лото, основанное на принципе парности - уточняет знание детей, обогащает словарь;

- домино- подбор парных картинок при очередном ходе, при этом развиваются память, сообразительность;

- разрезные картинки, направленные на развитие внимания, уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

Работа по развитию речи детей осуществляется не только на занятиях, но и во время режимных моментов, а также на прогулках, которые мы можем планировать в зависимости от лексической темы. Например, наблюдая за насекомыми, я предлагаю провести пальчиковую гимнастику со словами «Пчела», для закрепления правильного звукопроизношения повторить скороговорку «Жук жуку жужжал: жу-жу, я с ежатами дружу», придумать предложения со словом пчела и поиграть в игру «Четвертый лишний». Очень полезны для детей игры с мячом. Мяч помогает разнообразить работу, активизировать мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми, нормализует поведение гиперактивных ребят. Прогулка очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных. Например, для развития фонематических представлений можно использовать игру «Звуковая цепочка» (первое слово говорит воспитатель и передает мяч ребенку, конечный звук предыдущего слова – это начальный звук нового, а для развития лексического строя речи есть универсальная игра «Мяч бросай и животных называй».

Форма игры помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, развивает речемыслительные процессы.

Создание постоянных игровых ситуаций обеспечивает возможность удерживания в течение длительного времени работоспособности детей. А также более легкое и быстрое усвоение программного материала.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе подготовки детей к школе, мы организуем выступления на родительских собраниях, индивидуальное консультирование родителей, проведение показательных мероприятий, совместная игровая деятельность с предложенным материалом дома. В процессе работы с родителями широко использую вспомогательные средства. Организую информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки книг. Изучение предложенного материала помогает родителям стать более информированными в разных вопросах. В течении года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия. Также мы приглашаем взрослых на различные мероприятия и праздники, где дети демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные в детском саду.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую и правильную речь, помогают им. Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиваться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Презентация проекта «Предметно-развивающая среда разно-возрастной группы» Развивающая предметная среда для любого дошкольного возраста является основным средством формирования личности ребенка и является источником.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Головоломки
Автор публикации:
Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2013 в 13:08
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...