Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Светлана Ещенко
Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношений к окружающему миру.

Способность владеть языком и речью необычайно значима для нормального вхождения ребенка в общество. Содержание проводимой нами работы направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Для преодоления трудностей, возникающих в работе с дошкольниками, имеющими ограниченный словарный запас, не проявляющими склонность к словотворчеству необходимо использовать различные игровые приемы.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Смысл игры, по Высотскому, заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка. Игра учит, формирует, воспитывает, стимулирует исследовательское поведение, направляет на поиск новой информации, а также развитию любознательности.

Как игровой метод обучения мы используем дидактическую игру на занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний. Своеобразие дидактической игры отличается определенной структурой, содержащей обучающую и воспитывающую задачи, игровые действия и правила. При ее выборе мы учитываем уровень подготовленности воспитанников, поскольку в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Проведение дидактических игр включает:

1 ознакомление детей с содержанием игры, используемые в ней дидактические материалы (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняется знания и представления);

2 объяснение хода и правил игры, при этом следует обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами, четкое их выполнение;

3 показ игровых действий;

4 определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием);

5 подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам можно судить об ее эффективности, о том будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Особенностями умственного развития детей шестого – седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения, проявлять интерес к учению.

По характеру используемого материала дидактические игры и упражнения условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные, подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры – хороводы, игры – драматизации, игры – потешки с пальчиками и др.

Подобранные нами дидактические игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях и в самостоятельной деятельности. При проведении игр четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.

Здесь важное значение имеет содержание дидактических игр. Внутри одной игровой темы можно использовать несколько видов игр.

- парные картинки, игровая задача которых состоит в их подборе по сходству;

- лото, основанное на принципе парности - уточняет знание детей, обогащает словарь;

- домино- подбор парных картинок при очередном ходе, при этом развиваются память, сообразительность;

- разрезные картинки, направленные на развитие внимания, уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

Работа по развитию речи детей осуществляется не только на занятиях, но и во время режимных моментов, а также на прогулках, которые мы можем планировать в зависимости от лексической темы. Например, наблюдая за насекомыми, я предлагаю провести пальчиковую гимнастику со словами «Пчела», для закрепления правильного звукопроизношения повторить скороговорку «Жук жуку жужжал: жу-жу, я с ежатами дружу», придумать предложения со словом пчела и поиграть в игру «Четвертый лишний». Очень полезны для детей игры с мячом. Мяч помогает разнообразить работу, активизировать мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми, нормализует поведение гиперактивных ребят. Прогулка очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных. Например, для развития фонематических представлений можно использовать игру «Звуковая цепочка» (первое слово говорит воспитатель и передает мяч ребенку, конечный звук предыдущего слова – это начальный звук нового, а для развития лексического строя речи есть универсальная игра «Мяч бросай и животных называй».

Форма игры помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, развивает речемыслительные процессы.

Создание постоянных игровых ситуаций обеспечивает возможность удерживания в течение длительного времени работоспособности детей. А также более легкое и быстрое усвоение программного материала.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе подготовки детей к школе, мы организуем выступления на родительских собраниях, индивидуальное консультирование родителей, проведение показательных мероприятий, совместная игровая деятельность с предложенным материалом дома. В процессе работы с родителями широко использую вспомогательные средства. Организую информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки книг. Изучение предложенного материала помогает родителям стать более информированными в разных вопросах. В течении года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия. Также мы приглашаем взрослых на различные мероприятия и праздники, где дети демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные в детском саду.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую и правильную речь, помогают им. Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиваться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Презентация проекта «Предметно-развивающая среда разно-возрастной группы» Развивающая предметная среда для любого дошкольного возраста является основным средством формирования личности ребенка и является источником.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2013 в 13:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...