Получи документы

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Ольга Веретенникова
Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

[Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи -это нарушение при котором у ребенка с нормальным слухом и первично с охранным интеллектом оказываются не сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Публикация «Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР» размещена в разделах

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием, речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи - аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.

На ряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции самостоятельной речи.

Дети с нарушением речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка, как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы, и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми.

Характерной особенностью речи у детей данной категории является сосуществование грамматически правильных и не правильных предложений. Такие дошкольники зачастую не могут повторять фразы более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми не распространенными предложениями, но даже и здесь не редки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.

В случае тяжелого недоразвития речи дети длительное время не усваивают синтаксическое значение падежа. Не редко ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Самый эффективный метод-использование дидактической (обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия логопеда на ребенка и в тоже время -основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них-обучающая, которую преследует логопед, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. В игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционные воздействия на речь и личность ребенка.

Когда логопед говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит таким образом ребенка в неинтересную для него учебную ситуацию, но если необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим.

Организуя занятия (или отдельные части) логопед в этой привычной для ребенка форме деятельности, общается с ним на равных, завоевывает его любовь и доверие, преодолевая его скованность и застенчивость.

Разнообразные игровые ситуации умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает влияние на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Эффективность использования дидактических игр на лексико-грамматических занятиях зависит от соблюдения следующих условий: -систематическое проведение занятий -размещение игр в порядке нарастающей сложности -подчиненность заданий выбранной теме -вариативность упражнений

Дидактические игры по грамматике одновременно являются упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже освоенного детьми.

Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку.

Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

На занятиях я применяю специально разработанное панно, пособия, настольно-печатные игры для того, чтобы вызвать у детей интерес к обучению. Например, успешно используется игра «Писатель», которая позволяет в доступной интересной для ребенка форме формировать у него навык составления связанных описательных рассказов по лексическим темам. Также мною изготовлена постоянно пополняется картотека дидактических игр.

Литература

1. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М., «Айрис-пресс», 2004

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников»-М. : Школа-Пресс, 2001

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания»-СПб. : «Каро» 2000

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи»-СПб. : издательство «Союз», 2001

5. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений»- СПб: Детство-пресс, 2003

6. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми»- М. : Владос, 1999

7. Тимонин Е. И., Туюлайнен Е. А. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)»- СПб: Детство-пресс

8. Лозбякова М. И. «Учимся правильно и четко говорить»-М: Вектано-Графф. 2003

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух»Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Воздух» Екатерина Блажеева Фронтальное занятие.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «Игрушки» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности Лексическая тема «Игрушки.

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе по теме «Дикие животные» Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий. Подготовил: учитель-логопед МБДОУ №32 "Чебурашка" г. Псков.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Зима» Тема:" Зима" Учитель-логопед: Пархоменко Наталья Сергеевна Цели: Коррекционно-образовательные: - расширить, активизировать словарь по.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши» МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши».

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: • Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5–6 лет с ОНР на тему: Животные жарких стран. Тема: Животные жарких стран Цель: Закрепить и обобщить знания детей о животных жарких стран. Образовательные задачи: Учить образовывать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные - учить различать зимующих птиц.

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Зимнее дерево чудес»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Зимнее дерево чудес» Зимнее дерево чудес. Цель: учить подбирать родственные слова. Задачи: - подбирать однородные определения к слову снег; - подбирать однородные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 17:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД