Использование дидактических игр при ознакомлении с родным краем

Надежда Лукина
Использование дидактических игр при ознакомлении с родным краем

Подготовили:

воспитатели МАДОУ «ЦРР – Детский № 396»

Приволжского района г. Казани

Лукина Н. Б., Шакурова Н. Г., Бедняжкина Е. А.

Использование дидактических игр при ознакомлении

с родным краем

Игра в детском саду может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей.

Особое место занимают дидактические игры, которые имеют следующую структуру:

1. Дидактическая задача;

2. Игровые правила;

3. Игровые действия.

Методика организации и проведения игр состоит из нескольких этапов: Первый этап - подготовка. Она включает в себя отбор игры в соответствии с возрастом и программным материалом, определение времени проведения игры (на занятиях или в свободное время, выбор места (в комнате или на улице, определение количества играющих, подготовку необходимого дидактического материала (игрушки, предметы, природный материал и т. д., подготовку воспитателя (осмысление игры, место в игре, методы руководства, подготовку детей (обогащение их знаниями о предметах, явлениях и взаимосвязях в окружающей среде, необходимых для решения игровых задач).

Второй этап - проведения игры. Он содержит ознакомление детей с условиями игры и дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли воспитателя в игре (играющий, болельщик, арбитр, подведение итогов игры.

Третий этап- анализ игры, позволяющий определить эффективность выбранных предметов, выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

Подбирая дидактические игры нужно особо учитывать возросший уровень знаний ребят. Для детей младшего дошкольного возраста дидактические игры основаны на элементарных знаниях детей о животном и растительном мире родного края. Игра помогает дошкольникам овладеть умениями различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Игры для старших дошкольников объединены в серии, связанные одной темой. Усложнение игр выражается в увеличение количества материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети уже самостоятельно контролируют правильность выполнения поставленной задачи, так как старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации для решения игровой и дидактической задачи. Например, знание загадок, стихов помогает детям при описании достопримечательностей родного города. Проводя дидактические игры, воспитатель должен обязательно следить за тем как дети выполняют свои задания, направлять игру, подсказывать в случаях затруднения, но не лишать детей инициативы.

Перечень дидактических игр

по ознакомлению детей с родным краем

1. «Где находятся памятники». Учить ориентироваться по карте - схеме города, закреплять знания о памятниках города. Карта – схема города, указка, фотоматериалы видов города.

2. «Найти отличия». Учить сравнивать о характерные особен-ности старого и современного города, развивать о мышления и речь. Закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому Фотографии или иллюстрации, изображения улицы и людей старого и современного города.

3. «Знатоки». Закреплять знания детей о достопримечательностях города, обогащать словарный запас детей. Фотографии видов города, главных достопримечательностей.

4. «Собери из частей целое». Учить, из частей составлять целое, (из фрагментов – вид города). Разрезные картинки.

5. «Пройдемся по улицам города». Учить ориентироваться по карте города. Закреплять знания о названиях улиц города. Фотографии. Карта города.

6. «Как зовут тебя деревце». Учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность. Пазлы с изображением разных видов деревьев, листьев, плодов, семян.

7. «Городской лабиринт». Закреплять умение детей ориентироваться в условиях города, находить выход из любой точки.

Карта – лабиринт города, фишки, кубик.

8. «Экскурсии по городу». Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. Фотовыставка (ребенок – гид).

9. «Логическая цепочка» мир профессий и организаций. Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, учебное заведение, организация, в которой эта профессия нужна. Загадки – карты (врач – больница, поликлиника).

10. «Вот моя улица, вот мой дом». Учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать в честь кого они названы.

11. «Птицы нашего города». Закреплять представления детей о птицах нашего города, уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни. Гипсовые фигурки птиц.

12. «Интервью». Учить детей составлять небольшой связной рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать уверенность к себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. Микрофон корреспондентской газеты.

13. Игровые упражнения «Профессии» Формировать умения быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять собственные высказы-вания; закреплять знания о достопри-мечательностях города. Открытки с изображением города

14. «Город будущего» Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

15. «Так бывает или нет» Учить находить и исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление, воображение. Карточки с составленными рассказами о городе, его достопримечательности.

16. «Загадки о городе» Формировать речевые навыки. Загадки о достопримечательностях города.

17. «Что, где, когда» Закреплять представление детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно формулировать ответ. Открытки с изображением старого и нового города.

18. «Я – фотограф» Развивать у детей творческое воображение, стремление увидеть и показать всем собственный город. Игрушки – фотоаппарат, листы бумаги, фломастер.

19. «Прекрасный веер» Закрепить представления «Защитники Отечества». Формировать словарь нравственных черт Защитников Отечества: смелость, отвага, бдительность, решительность, честность. Сказки, былины легендарных героев, земляков – героев Великой Отечественной Войны.

Публикации по теме:

«Край ты мой родной! Моя малая Родина!»«Край ты мой родной! Моя малая Родина!» Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников.

Проведено итоговое мероприятие «Царство леса»Проведено итоговое мероприятие «Царство леса» Мы живем в прекрасном месте. Вокруг нашей деревни красивая природа: лес, река, поля. И мы педагоги при ознакомлении с родным краем стремимся.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Использование дидактических игр при ознакомлении с родным краем
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 13:56
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Спортивный праздник «Шашечный турнир».
Сценарий «Шашечный турнир! » Цель: создать условия для интеллектуального развития воспитанников различного возраста через проведения шахматно-шашечных...
Конспект исследовательской деятельности на зимней прогулке в средне — старшей группе...
Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья и жизни человека. Задачи: закреплять порядковый счет шариков до двух;...
Сценарий новогоднего утренника «Как зайчата Новый год встречали» (младшая группа)
Ведущий Вот снова закружилась снежная метель, И в зале появилась наряженная ель! реб Ёлочка красивая, Ёлочка густая, На пушистых веточках- Бусинки...
Конспект ОД «Пусть знает каждый гражданин пожарный номер -01»
Конспект ОД по ОБЖ "Пусть знает каждый гражданин важный номер -01" Цель : познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности , с первичными...
Проект «Кто летает белой стаей и звездой прохладной тает?»
Проект «Кто летает белой стаей и звездой прохладной тает? » Снег бывает разный: Чистый, невесомый, Снег бывает грязный – Липкий и тяжёлый. Снег летит...