Использование дидактических игр в формировании у детей пространственных представлений

Людмила Таюрская
Использование дидактических игр в формировании у детей пространственных представлений

Из опыта работы воспитателя коррекционной группы.

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по – разному относятся к этому явлению. Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Развивать общую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.

В процессе действий с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физическим и психическим развитием ребёнка.

Первыми появляются хватательные движения. Ребёнок хватает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно. У детей с отклонениями в развитии, хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведёт к несформированности ручных умений. С такими детьми необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно – двигательной координации рук.

Очень много времени мы уделяем на проведение дидактических игр способствующих развитию ручной моторики.

Дидактическая игра «Поймай мяч»

Цель: Учить детей хватать большие предметы двумя руками.

Д/игра «Попляшем с погремушкой».

Цель: Учить хватать маленькие предметы одной рукой.

Д/игра «Переложи игрушки».

Цель: Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координацию действия обеих рук.

Д/игра «Прокати шарики».

Цель: Развивать зрительно – двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящиеся действия.

Каждый день выполняем пальчиковую гимнастику.

Многие движения дети запомнили и выполняют самостоятельно.

Занятия по лепке из пластилина были сложными для детей, тогда мы пошли другим путём.

Использование дидактических игр в формировании у детей пространственных представлений

Я готовила дощечки, наносила на них тонкий слой пластилина, раздавала стеки, острым концом, мы изображали на дощечках дождь, а тупым камушки и снежки. На таких же дощечках с нанесённым пластилином, мы выполняли аппликацию из гороха, арбузных семечек, ореховой скорлупы.

Таким образом дети ближе познакомились со свойствами пластилина, и нам стало легче заниматься. На дальнейших занятиях, мы стали брать лепку жгутиками, соединяя отдельные части в рисунок.

На рисовании использовали нетрадиционные методы.

«Монотипия» - отпечаток, который можно сделать только один раз.

Темы: «Ваза для цветов», «Цветы», «Дерево», «Бабочки».

Техника «рисование нитками».

Сделать отрезки из ниток по 10 см., один конец обмакивать в краску и затем водим им по листу бумаги.

Тема: «Салют» и «Клубочки для кошечки».

Очень часто рисуем пальцами.

Для развития движений пальцев, дети играют мозаикой, собирают бусы, конструктор, выполняют застёгивание пуговиц (черепаха, полянка, различные шнуровки.

В этом году мы начали делать мятые картинки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Формы своевременного развития речи ребенка» Ребенок не говорит. Ребенко плохо говорит. В каждой семье по разному относятся к этому явлению: одних тревожит уже то, что малышь к году.

«Пальцы помогают говорить». Косультация для родителей Пальцы помогают говорить Почему у детей задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражение нервной.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование дидактических игр в формировании у детей пространственных представлений
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 09:11
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...