Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

юлия белоусова
Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников в условиях логопункта.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. У детей наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «он» – слон, «кассета»- конфета; перестановки и выпадение слогов – «ходиник»- холодильник, «скородова» – сковорода; появление лишних букв или слогов в слове – «птипца» – птица, «апстобус»- автобус.

Изучением слоговой структуры слова посвящены работы многих ученых, специалистов в области дошкольной логопедии: Агронович З. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Усанова О. Н. и др.

Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;

• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;

• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;

• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуко- наполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова- долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала, который, в свою очередь, занимает много рабочего пространства в небольшом кабинете.

Предлагаю вниманию коллег универсальные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

1. «Лягушка- путешественница»

Оборудование: лист цветного картона 21х30 см. Из отдельного листа вырезаются листики -«кувшинки» 5-6 шт. Игрушка «лягушка» из киндер-сюрприза.

Игровые задания:

- передвигай лягушку по кувшинкам и пой песенку (с изменением силы и высоты голоса, по заданному ритмическому рисунку);

- размести лягушку в верхнем правом углу (левом, в центре).

- сколько слогов в слове- столько прыжков должна сделать лягушка;

2. «Солнышко»

Оборудование: на листе картона изображение солнца с лучами. Карточки из звуковой кассы.

Игровые задания:

- повтори за логопедом слоги (ис- ес- ыс)

- повтори правильно (са-са-са- летит оса; со-со-со- катим колесо)

- подбери слово на заданный первый звук (с- умка, с-алат, с-ок)

- раздели на слоги слова; в центре «Солнышка» размещаем предметную картинку, по лучам- цифры по количеству слогов.

3. «Паро

воз»[/h4]

Оборудование: вырезанный из картона рисунок поезда, прорезные «окна» для размещения карточек с различными заданиями. Можно приготовить дополнительно карточки без рисунка «шторки», для придания игре элемента неожиданности. Ребенок не будет знать- какое задании его ожидает.

Игровые задания:

- упражнения на развитие слухового и зрительного внимания (по карточкам)- повтори за мной, исправь ошибку и т. п. ;

- упражнения для развития дыхания и силы голоса;

- раздели слова на слоги и размести по вагонам;

- задания на формирование понятий: («начало», «середина», «конец»;

«перед», «за», «после», «между»;«последний», «первый»).

4. «Колобок»

Оборудование: Мячик для тенниса, надрезанный и разрисованный под веселого человечка, карточки из звуковой кассы; предметные картинки.

Игровые задания:

- угадай, какой слог получился;

- повтори за логопедом правильно;

- подбери слово на заданный первый звук;

- раздели на слоги слова, открывая и закрывая ротик «веселого колобка»;

5. «Звуковая линейка»

Оборудование: скрепленные, на общей основе с прорезями, две линейки; предметные картинки, картинки с изображением цифр и букв.

Игровые задания:

- прочитай, какой слог получился;

- повтори за логопедом правильно;

- подбери слово на заданный первый звук;

- раздели на слоги слово и поставь нужную цифру

- посчитай правильно (три коровы)

6. «Разрезные картинки»

Оборудование: картинки из детской разукрашки разрезать на три часть (слова из трех слогов, двухсложные – на де части)

Игровое задание:

- собери картинку, и назови количество слогов в слове.

В своих разработках большое внимание уделила иллюстративному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объем запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно- образное мышление, которое стимулирует познавательную активность ребенка.

Таким образом, применение разнообразных универсальных дидактических пособий в коррекционной работе способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Лебедева Л. В. Игры и упражнения с родственными словами: Учеб. - метод. пособие. М., 2009.

2. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Развитие языковой способности у детей 4-5 лет с ОНР. М., 2012.

3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.

4. Холопова Н. В. Использование игр и пособий для обеспечения психологического комфорта детей с речевыми нарушениями // Логопед. 2010. №6.

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи Понимание речи окружающих, собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка. Речь одно из важнейших средств развития личности.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Опубликовано: 26 октября 2013 в 19:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...