Лучший педагог года

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников

Марина Леонтьева
Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Публикация «Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

В наше сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».

Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально-регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения и на этой основе воспитание толерантности, формирование межкультурной коммуникации.

Обогащение духовного мира современного ребенка (его нравственных и интеллектуальных интересов, содержание различных форм его деятельности (игры, труда, учения) средствами мордовской культуры является целевым приоритетом воспитания в Республике Мордовия.

Существует необходимость ознакомления детей с традиционными жилищами и декоративно-прикладным искусством Мордовии как важной частью материальной и духовной культуры мордовского народа. Это особенно актуально в связи с возросшим интересом общества к истокам этнической культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, необходимостью развития у детей способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего.

Освоение дошкольниками элементов народного искусства происходит наиболее успешно в деятельности. Немаловажное значение играет включение доступных детям элементов народного искусства в содержание занятий, в частности по изобразительной деятельности и художественному конструированию, а также в содержание дидактических игр.

Дидактические игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития и подготовки к обучению в школе, поскольку соединяют в себе и игровую, и обучающую задачу. Кроме того, дидактическая игра является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности педагога и потребностей ребёнка. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает её комплексное воздействие на развивающуюся личность.

Многочисленные исследования показали эффективность использования дидактических игр в умственном (Л. А. Венгер, Д. И. Цихвая, Е. Ф. Акулова) и экологическом воспитании дошкольников (Л. Ю. Павлова); в развитии у детей представлений об окружающей действительности (Л. В. Ар-тёмова); в развитии математических представлений (А. А. Смоленцева, творческих способностей (О. В. Дыби-на, Т. А. Котлякова) и др.

Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу. Дидактическая игра как форма обучения помогает непосредственно в процессе игры приобретать знания, усваивать понятия, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра как самостоятельная деятельность реализует принцип осознанности, развивает детское творчество, обогащает содержание игр, наполняет их этнокультурной колористикой, обеспечивает перенос полученных знаний в реальные жизненные ситуации. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, выявляет черты личности и характера. В игре ребёнок не только получает, уточняет и закрепляет свои знания, но и формирует опыт совместной деятельности со сверстниками, вновь эмоционально переживает знакомые ситуации.

Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку, ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.

Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни.

Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой разных народов.

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания, на мой взгляд, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.

Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников.

Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.

В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками.

То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.

Несложные по содержанию и способам выполнения дидактические игры дошкольники старшей и подготовительной к школе группы изготавливают сами под руководством педагога. Например, дети могут изготовить в технике аппликации из различных материалов элементы игр «Чей дом?», «Чей орнамент?», «Музей народных игрушек». Часть игр дарится малышам, в другие они играют сами. Игры, изготовленные детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в процессе создания игры, дошкольники в деятельной форме познают и отражают элементы этнокультуры. В процессе изготовления игр, а затем и в самой игре у детей развивается эстетический вкус, эстетическое восприятие, образное мышление, воображение. Взаимосвязь изобразительной, конструктивной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. Результат деятельности получится более высоким, так как ребенок не просто рисует, вырезает и наклеивает, а передает в изображениях образы игры, создает игры, что способствует развитию его творчества.

К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:

• Содержанием дидактических игр является народное прикладное искусство Мордовии, а именно традиционные жилища, предметы домашнего обихода и утварь.

• Содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер.

• Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры.

• При изготовлении дидактических игр необходимо использовать не только картон и бумагу, но и традиционные поделочные материалы (бересту, замшу, кожу, мех).

Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.

Дошкольники шести-семи лет активно включаются в процесс изготовления дидактических игр.

Я предлагаю вашему вниманию дидактические игры, в содержание которых вошли элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.

Система таких игр может быть представлена несколькими комплексами.

К первой группе могут быть отнесены игры, при помощи которых осуществляется репродукция и дальнейшая систематизация полученных ранее на занятиях знаний о национальном многообразии народов, об общности их исторического прошлого, территории, об элементах национальной культуры (языке, костюме, быте, творчестве и т. д.). Характер игровых действий связан в основном с описанием, рассказом, отгадыванием, воспроизведением. Приведу примеры дидактических игр этой группы.

1. «Найди названный предмет»

Дидактическая задача : побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

2.«Путешествуем по сказкам»

Дидактическая задача : закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них.

Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки.

3. «Угадай, откуда я приехал»

Дидактическая задача : закрепить и расширить знания детей о разных народах.

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.

Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей.

Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.

4. «Чей орнамент?»

Дидактическая задача : назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

5. «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача : систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

Цель второй группы дидактических игр этнокультурного содержания - развитие мыслительных операций: сравнительного обобщения, выделения характерного, специфического. В результате ребёнок закрепляет представления о действительности, начинает соотносить себя с конкретным этносом, находить тождество и различие в национальных культурах, что характеризует определённый этап развития национального самосознания.

1. «Встречаем гостей»

Дидактическая задача : закреплять знания детей о традиционной народной культуре; дифференцировать представления о различных этнических общностях, о правилах национального этикета; воспитывать культуру общения.

Игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.

Материалы: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд.

2. «Кто знает больше "волшебных" слов по-…»

Дидактическая задача : закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.

Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг - по-русски, второй - по-татарски, третий - по-украински и т. д.

3. «Магазин одежды»

Дидактическая задача : учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (тюбетейка, сарафан, сапоги и т. д.) и цветовой окраске; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Акатуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре.

Игровые действия: дети-покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.

Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.

4. «Вещи заблудились»

Дидактическая задача : закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.

Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов, среди которых один элемент не соответствует костюму данного народа ( например: сарафан, кокошник, тюбетейка).

5. «Чей дом?»

Дидактическая задача : показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.

Игровые действия: соотнесение.

Материалы: два вида карточек - с изображением жилищ (чум, хата, иглу, вигвам и т. д.) и людей в национальных одеждах (эскимос, индеец, украинец и т. д.).

6. «Север – юг»

Дидактическая задача : учить детей соотносить представителей растительного и животного мира со средой их обитания; развивать навыки сотрудничества.

Игровые действия: дети делятся на две команды «Юг» и «Север» и по словесному сигналу («Холодно», «Тепло») выбирают карточки с изображением животных и растений и размещают их на своей карте.

Материалы: схематические карты севера и юга России, маленькие карточки с изображением флоры и фауны.

Важно помнить, что базой культуры межнационального общения является общая культура человека: культура поведения, речи и т. д., поэтому очень важно учить детей навыкам взаимодействия, сотрудничества.

К третьей группе отнесены игры, обеспечивающие включённость детей в процесс выстраивания взаимоотношений друг с другом, в совместную творческую деятельность. Это игры, предполагающие творческое преобразование полученных знаний, навыки совместных действий (умение договориться, распределить действия) для решения совместной задачи.

1. «Театр народного костюма»

Дидактическая задача : закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности.

Игровые действия: дети делятся на три группы – творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют.

Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения, музыкальное сопровождение.

2. «Сказка-загадка»

Дидактическая задача : закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.

Таким образом, в результате занятий с дошкольниками дидактическими народными играми отмечается повышение этнокультурного уровня этих детей.

Литература

1. Дидактические игры этнокультурного содержания/Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. – Ульяновск, 2008. – 50 с.

2. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром : практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.

3. Котлякова, Т. А. Дидактические игры художественного содержания для старших дошкольников : метод. пос. / Т. А. Котлякова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. – 52 с.

4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет народным искусством. М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Публикации по теме:

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского.

Погружение в старину через разные виды деятельностиПогружение в старину через разные виды деятельности Наш детский сад старается создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирует основы базовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников
Опубликовано: 14 августа 2013 в 22:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД