МААМ-картинки

Использование дымковской игрушки при обучении детей изобразительной деятельности.

Ирина Волынская
Использование дымковской игрушки при обучении детей изобразительной деятельности.

1. РАЗВИТИЕ ПРОМЫСЛА ИГРУШЕК В СЕЛЕ ДЫМКОВО.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его — Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике — «Свистопляске» (позднее его стали называть «Свистунья», во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

Публикация «Использование дымковской игрушки при обучении детей изобразительной деятельности,» размещена в разделах

Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в XIX в. он стал в этой местности всенародным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем.

Н. 3. Хитрово писал, что на гулянье люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Глиняными игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в Оренбургскую губернию и другие места далеко за пределы города, демонстрировали на промышленных и художественных выставках.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Народные умельцы работают в благоустроенных, светлых мастерских. Все готовые игрушки хранятся на полках и закрыты занавесками. Но вот мастерица отодвигает занавес, и мы попадаем в удивительный, сказочный мир. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Так и кажется, что ты в древнем городе Вятке на красочном празднике «Свистунья». Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным каче-ствам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках — краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.

Эскизов мастерицы не делают. Быстрыми, умелыми движениями они создают лепную форму, и приходится только удивляться их чувству ритма, пропорций и формы.

Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхность изделия, что не успеваешь следить за их руками.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них.

Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других — немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие — в холодных — голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие меньше покрыты узором. Мастерицы все время работают над образом, его пластичностью, и у каждой есть любимые темы. Так, Л. С. Фалалеева любит жанровые сцены. Ею выполнены «Свадьба», «Рыбная ловля», «Торговые ряды (Чем богата Вятка)».

У художницы В. П. Племянниковой много интересных игрушек. Одна из них изображает ансамбль музыкантов. Следя за работой мастерицы, видишь, с какой быстротой она лепит фигурки музыкантов — сначала ноги, а затем туловище и голову. Соединила обе части, вылепила руки, прикрепила их и перешла к изображению деталей. Интересно наблюдать способ изготовления оборок на юбках у кукол. Сначала делается лентообразная форма, которая помещается на доску и собирается мелкими складками, как ткань, после чего прикрепляется к юбке куклы.

Художница А. В. Кузьминых изображает фрагменты из сказок. Будучи мастером творческим, ищущим, она создает несколько вариантов игрушек на одну и ту же тему, чтобы найти нужную композицию, цветовое решение фи-гурки. Например, она создала несколько вариантов на тему «Каменный цве-ток». Последний вариант мастерица считает лучшим — это цветок с круглыми раскидистыми лепестками, удобными для росписи. Несколько раз возвращается Кузьминых к теме «Иван-царевич на Сером волке, а в руках у него Жар-птица». «Нужно так вылепить Жар-птицу, чтобы хвост был красиво развернут и можно было расписать его»,— говорит художница.

После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах или на подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. «Ворота» печи широкие, внутри ее очень просторно, и поэтому в ней может разместиться сразу очень много игрушек. Оттого, что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. От огня игрушки становятся сначала ярко-красными, затем покрываются сизым налетом. Они кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного на молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка.

Новые материалы и условия работы несколько отличают современную игрушку от старой. Во-первых, мастерицы, вылепив игрушку, тщательно за-глаживают поверхность влажной тряпкой, благодаря чему все работы совре-менных мастеров безукоризненны по своей отделке. Этот способ отсутствовал у старых мастеров. Во-вторых, вместо мела, разведенного на молоке, используется новая краска для грунта — эмульсионные белила, которые наносятся на изделие кистью. В старину изделие несколько раз погружалось в грунт. Раньше обжиг изделий проводился в русской печи, теперь муфельные печи делают обжиг более ровным.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на ба-зар», что особенно привлекает внимание детей : им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают.

2. ОСОБЕННОСТИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ.

Всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки-горошины и клетки составляют графику дымковского орнамента. Основной композиционный прием – это ритмичное повторение и чередование элементов. Однако несмотря на такое сравнительно небольшое число графических элементов, это не исключает создания из них самых разнообразных вариантов узоров росписи.

Как в скульптурной форме, так и в росписи дымковские мастерицы никогда не стремятся к натуралистичности изображения. Золоченые рога оленей, синие, оранжевые, черные полосы и волнистые линии в росписи птиц, животных, зеленые и лиловые круги в раскраске коней делают их нарядными и декоративными. Характерно, что белый фон игрушек никогда не закраши-вается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Расписывая вылепленных из глины коней, мастерицы любят украшать их точками-горошинами. Горошины могут быть мелкими, какими украшают коня с золочеными ушками и розовым седлом на спине. Крупными черными горошинами расписан другой конь. Среди декоративных черных горошин рассыпаны более мелкие горошины оранжевого цвета. В оранжевый цвет закрашены и стоящие торчком уши этого конька. Гривы коней украшены черными штришками-полосками. Рассматривая с детьми скульптурки коней, следует обратить их внимание на выразительность пластического решения животных, на их обобщенный и четкий силуэт.

«Уточка-свистулька», «курочка-наседка» и «индюшка» более красочны по росписи.

3. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ.

С дымковскими игрушками дети знакомятся в средней группе. Для начала можно показать все игрушки сразу. Воспитатель предлагает полюбоваться ими и послушать о них рассказ.

«На берегу реки Вятки, среди высоких старых деревьев, расположилась слобода Дымково. Она известна во всём мире как родина знаменитых дымковских глиняных игрушек. С давних пор народ в здешних местах любил весёлый праздник, у которого и название-то весёлое, озорное — «свистунья». Собирались люди на большой площади, плясали, смеялись и. свистели! Свистели все: и взрослые, и дети. Свистели даже седобородые старики. Поглядеть на этот удивительный праздник приезжали люди из других городов и сёл. И каждый покупал здесь же, на базаре, понравившуюся ему дымковскую игрушку для свиста. Раньше дымковские мастерицы работали в одиночку, каждая у себя дома. А потом им построили большой светлый дом, который называется «Дом художника». Дружно работают там мастера. Старые учат молодых, и все вместе делают замечательные игрушки. Свои игрушки мастерицы лепят из глины. Затем они их сушат, обжигают в печах, белят и только после этого расписывают красками. Цвета красок яркие, нарядные, сочные. Для росписи игрушек дым-ковские мастерицы берут простые узоры — кружочки, кольца, клетки, прямые и волнистые линии, ромбики и другие элементы.»

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.

При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов.

В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки художественных произведений. Со старшими детьми проводят экскурсии в музеи или на выставки.

Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведений искусства, внимательно выслушивает рассказы детей о виденном как в детском саду, так и на выставках.

4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ И ЛЕПКЕ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ.

В средней группе с начала года детей можно знакомить с глиняными игрушками, в частности с изделиями дымковских мастериц. Это могут быть куклы, петушки, козлы и некоторые сюжетные композиции. Для начала можно показать детям все игрушки сразу, так как в большом количестве они оказывают более сильное впечатление. Каждая игрушка — это законченная скульптура, в ней своя роспись и свои лепные украшения. Воспитатель предлагает полюбоваться игрушками, послушать о них рассказ, который должен быть коротким и включать в себя лишь основные сведения. Например: «Далеко в городе Кирове живут мастерицы, которые делают красивые игрушки. Сначала мастерицы лепят их, а когда все куклы, козлы и петушки высохнут, они их расписывают яркими красками. Мы с вами тоже будем лепить такие же игрушки, а сейчас давайте их хорошо рассмотрим». Воспитатель берет любую игрушку и ставит ее на подставку с поворотным кругом, позволяющим показать предмет со всех сторон Далее внимание детей привлекается к форме игрушки, ее налепам и росписи. Если рассматривают куклу, то можно подчеркнуть, что у нее маленькая головка, красивая шляпка, кофта с оборкой, расписная юбка, а в руках собачка, эта кукла называется «Барыня». Во время рассматривания петушка и козлика можно отметить налепы, которые очень украшают изделие. У петушка налепы на голове, хвосте, крыльях, их мастерица сделала вместо перышек, а у козлика — на ногах

Далее воспитатель отмечает, что все дымковские изделия очень ярко расписаны кругами, точками и полосами. После беседы игрушки устанавливаются на одну полку так, чтобы все вместе они создавали яркую, праздничную картину.

Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представ-лению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.

Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица.

Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рас-сматривают и, после того как они высохнут, обжигают их в муфельной печи.

Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть.

Аналогично проводятся занятия по рисованию.

В старшей группе воспитатель выставляет различные дымковские игрушки, предлагает рассмотреть их, рассказывает о развитии промысла игрушек в селе Дымково, об особенностях дымковской игрушки, об элементах ее росписи.

Затем воспитатель показывает предмет, который будут лепить, устанав-ливает его так, чтобы натура находилась на уровне глаз ребенка, и, обводя указкой форму всей фигурки и ее частей, дает необходимые пояснения, беседует с детьми, задает им вопросы. Рассмотрев форму и пропорции предмета, воспитатель переходит к способам лепки. Если он считает, что дети смогут сами определить их, то можно лишь задать необходимые вопросы. В том случае, когда способ изображения незнаком детям, педагог прибегает к частичному показу.

Объяснение и показ способов лепки некоторых предметов требует порой много времени, в результате на создание предмета его остается у детей слишком мало. Поэтому воспитатель может провести 1—2 занятия в вечерние часы, которые подготовят ребят к предстоящей лепке. Так, перед лепкой по народным игрушкам детей сначала знакомят с промыслом. Игрушка устанавливается на подставке с поворотным кругом, и дети рассматривают ее. Хорошо, если в дошкольном учреждении имеется набор слайдов с изображением народных игрушек. На следующую беседу дети рассаживаются полукругом перед педагогом, а он показывает способы лепки. Таким образом, в начале занятия воспитателю остается лишь вспомнить общий способ изображения, который часто подсказывается самой игрушкой (например, голова и туловище козла лепятся из одного куска глины). Предлагая детям вылепить фигуру человека, воспитатель берет заранее приготовленную форму и из верхней ее части лепит голову, несколько оттянув ее от общего объема, глины; показывает, как наметить на фигурке кофту и юбку. Как вылепить и прикрепить руки, дети должны сказать сами. Далее педагог выборочно показывает изображение деталей : одни из них выполняет путем прищипывания, а другие — путем наложения на основу отдельно вылепленных мелких деталей. После показа дети приступают к работе.

В процессе занятия воспитатель поворачивает куклу, показывает ее со всех сторон и направляет внимание ребят на сравнение своей фигурки с нату-рой. Если во время занятия используются поворотные станки, то это облегчает работу: изделия стоят на станках, диск станка поворачивается и дети имеют возможность лепить форму со всех сторон. Обычно работы, выполненные по типу дымковских игрушек, раскрашивают гуашью, для чего их сначала хорошо просушивают и обжигают в муфельной печи.

В подготовительной группе, так же как и в старшей, народная игрушка может быть представлена прежде всего дымковской игрушкой. Внимание детей направляется на пластику формы, плавность перехода одной формы в другую и на то, как своеобразно украшены фигуры налепами и росписью. Более тщательно дети рассматривают оборки у кукол, прически и головные уборы, думают над тем, как сделан хвост у петушка, грива и хвост у коня.

Следующий этап — роспись куклы. Расписывать можно не-посредственно по образцу тех кукол, которые есть в детском саду, или можно предложить окрасить фигурку по собственному замыслу.

Лепка дымковской игрушки проводится с натуры, после анализа формы, пропорций и деталей. Рассматривая игрушку, воспитатель направляет внимание ребят на раскрытие содержания образа, его выразительность. Например, предлагая вылепить куклу-водоноску, надо рассказать, что изображает фигурка, спросить детей, все ли видели, как носят воду на коромыслах. Обратить внимание на красоту и стройность всей фигурки, рассмотреть положение рук, детали одежды, забавно раскачиваю-щиеся ведра на коромысле.

Анализ игрушки может быть проведен за несколько дней до занятия и в начале его. На занятии натура (дымковская кукла) ставится перед каждым рядом столов на уровне глаз ребенка и время от времени поворачивается так, чтобы ребята могли воспринимать ее со всех сторон. Каждый раз, показав другую сторону игрушки, воспитатель возвращает ее в прежнее положение и дети продолжают работу.

В качестве натуры всегда используются дымковские игрушки, т. е. под-линные произведения народных умельцев. Фигурки, созданные воспитателем или детьми, ни для анализа, ни в качестве натуры применять нельзя, так как подобные изделия являются лишь копией с произведений народных художников. Дети будут повторять ошибки и неточности, которые, как правило, имеют место в подобных изображениях. Фигурки, выполненные детьми, можно предлагать для игр, так как ребята всегда любят свои изделия и с удовольствием играют с ними.

Все дымковские игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони, бараны, олени, медведи изображаются одним способом : туловище и ноги лепятся из одного куска. Однотипно изображаются птицы. Поэтому показ приемов лепки демонстрируется лишь тогда, когда ребята впервые лепят игрушку. Достаточно показать детям, как лепить козла, и затем объяснить им, что конь, медведь, барашек выполняются тем же способом. Однако частое использование однотипной народной игрушки может привести к тому, что и работы детей будут однотипны по форме и способу лепки. Например, после того как дети вылепили петуха по народной игрушке, все прочие птицы могут быть сделаны по этому же принципу. И если предложить детям вылепить сказочную птицу и не подкрепить их опыт знанием других объектов, не относящихся к дымковской игрушке, дети опять будут лепить петуха. Это говорит о том, что, знакомя детей с народной игрушкой, следует подбирать ее так, чтобы изображение, например птиц было по возможности в нескольких вариантах: петухи с разными хвостами, индюки большие и маленькие, куры, утки. Подобный подбор предметов даст возможность пока-зать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов лепки. Кроме того, использование народной игрушки возможно лишь на основе подкрепления опыта детей игрушками и скульптурой малой формы, не относящимися к народным промыслам, иллюстрациями из книг, картинками, а также наблюдением живых объектов.

5. БЕСЕДА О НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ И ЛЕПКА С НЕЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Знакомство детей с народной игрушкой одного промысла проходит в течение 2—3 бесед. На первом занятии дети рассматривают игрушки, а воспитатель рассказывает о том, где находится промысел и какие игрушки там делают. Для первой беседы подбираются однофигурные и сюжетные игрушки. Скульптурки устанавливаются так, чтобы они были хорошо видны со всех сторон, для чего используется подставка с поворотным кругом. Воспитатель рассказывает детям, что все игрушки выполнены народными мастерами в городе Кирове на фабрике игрушек. Сначала игрушки лепят, после того как они высохнут, их обжигают в муфельных печах, затем расписывают яркими красками. Игрушки данного промысла украшены большим количеством мелких декоративных деталей, поэтому после беседы дети могут подойти поближе и рассмотреть все подробнее.

В следующей беседе воспитатель рассказывает, как делают такие игрушки, причем он показывает способы лепки. Дети сидят на стульях, поставленных полукругом, а перед ними воспитатель; на его столе игрушки, глина, стека и мокрая тряпка. Ребята наблюдают, как воспитатель делает уточку, козлика, собаку, куклу и другие игрушки. Воспитатель берет такие же ранее вылепленные игрушки и помещает их в муфельную печь для обжига. Затем игрушки покрываются белилами и расписываются гуашью. Дети наблюдают все этапы работы и таким образом становятся свидетелями выполнения игрушек. Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они сами лепить такие же игрушки, и предлагает подумать, какую фигурку лучше изобразить. Обычно дети называют разные игрушки, но педагог останавливается на тех, которые проще для изображения, имеют несложное строение. Так, для начала можно предложить ребятам вылепить козла или барашка, в зависимости от того, какие игрушки есть в детском саду. Если в детском саду имеется набор слайдов о народных игрушках, в конце беседы можно рассмотреть их. Делать это рекомендуется в вечерние часы. Детям нравится рассматривать яркие слайды, слушать рассказ об игрушках и самим участвовать в разговоре. Внимание их следует направить на содержание игрушек, их роспись, на лепные украшения.

Как правило, такие беседы хорошо подготавливают детей к предстоящей лепке, и в начале занятия воспитателю остается лишь напомнить общий способ изображения, который часто подсказывает сама игрушка, например туловище и ноги можно вылепить из одного куска глины, а остальные части — прикрепить к туловищу. Народные игрушки козел или барашек во время занятия стоят на подставках, дети могут в случае необходимости подойти к ним, чтобы лучше рассмотреть их, пользуясь поворотным кругом.

Тема следующей лепки — кукла. Для детей 5—6 лет можно подобрать куклу «Франтиху» или «Нянюшку с младенцем». Игрушки стоят перед детьми, и воспитатель старается объяснить ребятам разницу между ними. Лепка фигурок начинается с конуса. Голова, шея и средняя часть туловища выполняются из верхней половины, а юбка - из нижней. Из валиков лепят руки. Все мелкие детали делают путем налепа. Объясняя детям, способы изображения, можно спросить их, не помнят ли они, как надо делать куклу, и если ребята не смогут ответить, то нужно показать им, как из конусообразной формы делается основа, т. е. наметить быстрым движением руки все основные части фигурки (голову, шею, туловище, юбку). Руки ребята лепят сами.

Дети берут нужное количество глины и начинают работать над формой. Вылепленные игрушки устанавливаются на полку или специальную лесенку для обозрения и анализа. Качество выполнения игрушек определяется не только тем, как сделана основная форма и мелкие детали, но и тем, как обработана (отглажена) поверхность мокрой тряпкой. Роспись хорошо ложится лишь на гладкую поверхность.

Последующие этапы работы (обжиг, грунтовка белилами и роспись) выполняются с воспитателем в свободное от занятий время. Дети наблюдают за всем ходом работы.

Познакомив ребят с игрушками одного промысла, можно начать знакомить с другой игрушкой.

Публикации по теме:

Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста В последние годы образовательный процесс в детском саду все больше становится похож на обучении в школе. Традиционно отведенные обществом.

Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности. Одной из форм двигательной.

Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении математике детей младшего дошкольного возраста Круглый стол для родителей: "Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении детей младшего дошкольного возраста элементарным.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Мои любимые игрушки» Программное содержание. Ознакомление с нетрадиционной техникой изображения крупой. Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать.

Консультация для родителей «Развитие творческого мышления при обучении детей отгадыванию загадок» Гутько Ирина Николаевна воспитатель ТМБ ДОУ «Забава» г. Дудинка Красноярский край Консультация для родителей Тема: «Развитие творческого.

Мастер-класс по лепке из глины дымковской игрушки «Индюк» для детей старшей группыМастер-класс по лепке из глины дымковской игрушки «Индюк» для детей старшей группы Мастер-класс с фото. Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

НОД «Использование мнемотехники и криотерапии при обучении детей» НОД «Использование мнемотехники и криотерапии при обучении детей» Тема: «Заюшкина избушка» Старшая группа «Ягодки» Цель: продолжать развивать.

Памятки для родителей от учителя-логопеда при обучении грамоте детей дошкольного возраста Памятки учителя-логопеда для родителей при обучении грамоте детей дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик».

Педагогический опыт «Использование нетрадиционной техники изображения при обучении изодеятельности» Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже.

Виды дисграфии, дислексии и возможные ошибки детей при обучении в школе Виды дисграфии, дислексии и возможные ошибки детей при обучении в школе (классификация дисграфии и дислексии, разработанная О. А. Токаревой).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дымковской игрушки при обучении детей изобразительной деятельности.
Опубликовано: 28 марта 2017 в 18:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД