Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста

Любовь Фалина
Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста

Устное народное творчество - неоценимое богатство русского народа. В верованиях и обрядах, в сказках, песнях русский народ передавал свои знания от поколения в поколению. Каждый фольклорный текст был определённым стереотипом народного мышления, а совокупность произведений - системой народных представлений об отношениях внутри своего, человеческого мира. В произведениях устного народного творчества дети встречаются с домашними животными, птицами, с явлениями природы, описанными ярким, образным языком. Это дает возможность широкого использования их в развитии речи младших дошкольников. Возможность использования фольклора в дошкольном учреждении для развития речи малышей обусловлена спецификой содержания и форм произведений устного народного творчества нашего народа, характером знакомства с ними и речевым развитием младших дошкольников. Малыши хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, знакомым жизненным ситуациям.

Многие педагоги, психологи определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Через него ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Кроме того словесное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить. В процессе развития речи с помощью фольклора происходит приобщение детей к ценностям своего народа, перевод их во внутреннее духовное содержание. Благодаря этому формируется и развивается способность человека к восприятию и переживанию, его вкус и представление об идеале. Кроме того, устное народное творчество также развивает способность к собственному творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Фольклор развивает все духовные способности малыша, он тесно связан с нравственным воспитанием, так как выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря ему, ребенок часто интуитивно тянется к добру.

Дети раннего возраста очень восприимчивы к малым формам фольклора, поэтому необходимо широко их использовать в развитии речи. Если формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей, они доступны их пониманию и осознанию и использование фольклора в речевом развитии детей раннего возраста вполне оправдывает себя.

Я работаю воспитателем в группе раннего возраста и поэтому часто использую малые формы фольклора на занятиях, в режимных моментах. Потешки, песенки использую в утренние часы, они поднимают настроение ребёнка, помогают забыть горькие минуты расставания с мамой. Ребёнок чувствует, что ему здесь рады: "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка-хороший, Ванечка-пригожий!"

Ребёнок с удовольствием моет руки,когда слышит потешку:

Закатаем рукава,

Открываем кран-вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем ушки и ладошки.

Чтение потешки при кормлении улучшает его аппетит:

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Особенно малыши любят слушать произведения устного народного творчества на прогулке: наблюдая за солнцем, ветром, насекомыми и т. д. ; в подвижных играх.

А если ребёнок ушибся, то потешка поможет успокоить малыша.

У волка боли,

У медведя боли,

У нашего Вани заживи.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что использование произведений устного народного творчества является эффективным средством развития детей раннего возраста. Слушание произведений доставляет детям большое удовольствие, вызывает положительнве эмоции, желание их повторить.

Фалина Любовь Васильевна,

Воспитатель группы раннего возраста

ГБОУ детский сад № 909.

Публикации по теме:

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского.

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 21:56
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...