МААМ-картинки

Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога

Волкова Лариса Павловна
Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога

«Использование форм речевого развития и технологии

«Развитие речевого дыхания» в работе учителя-дефектолога»

Учитель-дефектолог в процессе коррекционно-развивающей работы способствует развитию познавательной деятельности детей, которая неразрывно связана с речевым развитием.

Публикация «Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование психических процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти.

Нашим контингентом являются дети с тотальным недоразвитием, у большей части которых:

• отсутствует собственная речь или имеются ее грубые нарушения;

• затруднено понимание обращенной речи и простых речевых инструкций;

• понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки;

• многие с трудом могут соотносить реальные предметы с их изображением и функциональным назначением.

В своей работе учитель-дефектолог использует разные технологии, формы и приемы работы, направленные на развитие психических процессов, в том числе и речи. Одной из важных является технология «Развитие речевого дыхания». Она не только способствует развитию речи, но также является здоровьесберегающей технологией, что является важным в работе с детьми с ОВЗ.

Технология «Развитие речевого дыхания» дефектологом ежедневно реализуется в виде дыхательной гимнастики в процессе ННОД, индивидуальных занятий и совместной деятельности с детьми.

Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки, улучшает полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность. Нами осуществляется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения над которой работает учитель-логопед.

С проведения дыхательной гимнастики начинается ННОД и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Включаются упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков «Подуй на снежок», бумажных птичек «Научи птичку летать», мелких шариков «Прокати мяч в ворота», вертушки «Ветерок», снежинок, надувание мыльных пузырей, и многое другое.

Чтобы проведение дыхательной гимнастики было наиболее эффективным и интересным для детей, нами запланирована следующая работа, по обогащению содержания данной технологии и отражению ее в пространственной предметно-развивающей среде группы :

1. Вместе с учителем-логопедом и воспитателем принять участие в создании картотеки упражнений дыхательной гимнастики.

2. Подготовить карточки-схемы для самостоятельного выполнения упражнений детьми в свободной деятельности.

3. Обогатить и разнообразить игровой материал, необходимый для проведения дыхательных упражнений в соответствии с календарем тематических недель.

Пальчиковая гимнастика и самомассаж - это другие, влияющие на речевое развитие и ежедневно используемые в ННОД, индивидуальной и совместной деятельности технологии.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию. Выполнение ребенком движений пальцами и кистями синхронно с произношением стихотворного текста активизирует внимание, развивает чувство ритма и пальцевую моторику.

1. Для проведения пальчиковой гимнастики создана картотека с упражнениями в сочетании со стихотворными текстами в соответствии с календарем тематических недель.

2. Для выполнения самомассажа используются : массажные мячи с шипами, карандаши с гранями, массажные колечки, грецкие орехи и др.)

Ознакомление с окружающим миром

В ходе ННОД по ознакомлению с окружающим мы знакомим детей с предметным, животным, растительным миром и деятельностью человека, тем самым, обогащая, как активный, так и пассивный словарь ребенка, способствуем развитию связной речи.

С этой целью учитель-дефектолог использует следующие формы работы :

• рассматривание предметных и сюжетных картинок;

• беседы по картинкам;

• дидактические игры и упражнения («Кто, как голос подает?», «Повтори», «Покажи и назови», «Расскажи» и мн. др.);

• чтение художественной литературы;

• компьютерные технологии (обучающие игры и презентации по темам недели).

Формирование количественных представлений и сенсорное развитие активно способствуют расширению словарного запаса ребенка.

Мы учим детей различать цвет и название цветов, форму и объемные и плоскостные фигуры, величину, свойства и качества предметов (мягкий – твердый, мокрый – сухой, гладкий – шершавый и др.) и обозначать выделенные свойства словесно.

При формировании пространственно-временных представлений дети испытывают трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственно-временные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений.

Упражнения по ориентировке в пространстве, знакомство с пространственными предлогами «в», «на», «под», «перед», «за» способствуют формированию пространственных представлений, а также речевому развитию детей.

Для формирования количественных представлений мы знакомим детей с математической терминологией (больше – меньше – поровну, один – много и т. д., обогащая словарь, способствуем развитию понимания речевых инструкций, умению вербально (словесно) или невербально (на пальцах) давать ответ на поставленный вопрос (например, при закреплении результата счета на вопрос «Сколько?»).

Формирование мышления

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана с речью. Для детей с тотальным недоразвитием характерно недоразвитие наглядно-образного и несформированность словесно-логического мышления. Недостатки речевого развития затрудняют выявление существенных признаков предмета и установление связи между ними.

В процессе коррекционной работы мы способствуем формированию умения выполнять различные классификации (по форме и цвету, величине, функциональному назначению и др., определять последовательность событий «Что сначала, что потом», выделять лишний предмет и др., сопровождать свои действия речью, а не говорящим детям жестами «Покажи», «Разложи», «Найди пару» и т. д., что является невербальной речью

Работа с родителями

Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – взаимодействие с родителями. Включение родителей в совместный с педагогами процесс познавательного и речевого развития ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Основные задачи работы с родителями :

1. Знакомить родителей с коррекционно-педагогической деятельностью в группе и ДОУ.

2. Повышать компетентность родителей в вопросах коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

3. Закреплять и отрабатывать достижения и навыки, полученные в ДОУ.

4. Обучать конкретным приемам работы с детьми.

5. Координировать совместные действия педагогов и семьи.

Взаимодействие с родителями осуществляется в различных формах работы :

• еженедельные рекомендации в уголке дефектолога и на сайте ДОУ;

• индивидуальные беседы по запросу родителей;

• консультативная работа и показ приемов работы с детьми (они отражены в журнале консультаций, памятки, буклеты;

• ведение индивидуальных домашних тетрадей для отработки и закрепления изученного материала;

• участие в проведении родительских собраний.

Использование современных технологий и разнообразных форм работы, взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в коррекционной работе по развитию познавательной и речевой деятельности детей с нарушениями интеллекта.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности.

Использование Су-Джок терапии в работе учителя-логопеда Су-Джок терапия в работе логопеда. Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению.

Анкета для родителей о работе учителя-дефектолога Анкета «Удовлетворенность родителей работой учителя-дефектолога ДОУ» Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы по пятибалльной.

Индивидуальный маршрут развития ребенка с Овзж 4 г. о. Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми .

Использование игр и упражнений в песочной терапии учителя-дефектолога с детьми ЗПР дошкольного возраста Использование игр и упражнений в песочной терапии учителя-дефектолога с детьми ЗПР дошкольного возраста Ирина Патракова Игры с кинетическим.

Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий.

Использование интерактивного пола в работе учителя-логопедаИспользование интерактивного пола в работе учителя-логопеда Использование интерактивного демонстративного модуля «KIDSinteraktive» (интерактивный пол) в работе учителя—логопеда Применение технических.

Использование ЭОР в работе учителя Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. Лицензионные ЭОР, используемые в работе: № название.

Разработка содержания и форм организации образовательной деятельности с детьми, имеющими особенности речевого развития "Разработка содержания и форм организации образовательной деятельности с детьми, имеющими особенности речевого развития" Воспитатель Майор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога
Опубликовано: 13 мая 2018 в 14:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД