МААМ-картинки

Использование фотографий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения

Галина Филатова
Использование фотографий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения

Дружбу с фотографией начинала с подбора серии снимков по темам при ознакомлению с окружающим: «Овощи», «Мебель» и другие.

Они очень помогли во взаимодействии с учителем логопедом, воспитателями в погружении в тему. Но чем больше я увлекалась работой с ней, тем с каждым разом появлялись новые формы, приемы, подходы.

Почему фотография?

С опорой на фотографии можно говорить с ребенком обо всем. Именно фотографии позволяют больше узнать о его возможностях и потребностях: что он помнит, что ему больше нравится, что привлекает его внимание.

Публикация «Использование фотографий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах

Готовя фотографии для детей с нарушением зрения определила следующие требования к фотографиям :

- фотографии должны быть достаточно крупными (не менее 10х15 см., непременно матовые;

- на них должны быть хорошо видны лица людей, элементы обстановки, действия к которым привлекается внимание ребенка.

- фотографии могут быть случайными и постановочными. В основном мои фотографии большей частью случайные.

Фотография может быть использована как :

Развивающее - обогащение содержания развития

Коррекционное - помощь в решении определенных

конкретных трудностей в развитии ребенка

Пропедевтическое подготовка детей к восприятию

нового материала.

С помощью фотографий можно решать такие ответственные и сложные задачи:

- развитие речи ребенка,

- осознание и систематизация своего личного опыта,

- построение картины мира,

- создание основ для взаимопонимания.

В образовательной деятельности фотография – это окно в мир, образ окружающего мира то, что в новой программе называется «Формирование целостной картины мира».

Прежде всего:

- формирование образного представления о предмете и его свойствах;

- восприятие окружающих предметов в действии (многообразие использования предмета в жизненных ситуациях);

- восприятие предмета в разное время суток, время года:

- представление о предмете или явлении в развитии (фото был одуванчик желтый, стал белый, бутон - цветок)

Фотографии приближают предмет к глазам ребенка (стрекоза, паутина).

Зрительное восприятие помогает коррекции пространственной ориентировки. Решению данной задачи помогают игры, игровые задания с фотографиями на :

- соотнесение (нахождение) объекта или отдельного указанного фрагмента фотографии, с подобным предметом в естественной обстановке

Например: В каком месте сделан этот снимок

Узнай, куда приведут тебя эти фотографии (3-4 шт., если пойдешь мимо мест изображенных на фотографиях.

Найди эти предметы на спортивной площадке. Скажи, как называются, где расположены.

Среди простых примеров, связанных с коррекцией пространственно-временных понятий логично назвать следующие задания:

Определи время суток, года по фотографии.

Разложи фотографии в определенной последовательности действий.

Важнейшая функция использования фотографии заключается :

- в обеспечении реабилитационных функций,

- психолого-педагогического сопровождения, социального развития.

Они являются дополнительным каналом взаимодействия депреированного ребенка с окружающим миром. Обращение к воспоминаниям от общения с природой, живыми объектами, праздничными событиями вызывают повторные яркие эмоциональные переживания. Ребенок получает новый коммуникативный опыт, психо-эмоциональный заряд.

Очень помогают фотографии ребенка в познании им самого себя. Ребенок видит свой физический дефект – косоглазие. Дети не любят себя в очках, носить очки. Полюбить себя помогает вручение портрета, как победителя конкурса красоты с различными номинациями:

«Девочка с самыми голубыми газами»;

«Папа и я очень похожи»;

«За самую красивую улыбку».

Это вызывает интерес и любовь к себе. Осознание самого себя

Формирование представлений о возрасте на тему «Я расту»

(детско-родительские проекты, цель которых помощь в осознании уровня развития умелости, физического развития, достижений в разных видах деятельности, в прошлом раньше, когда был совсем маленький, в настоящее время сейчас, когда 5 лет и в будущем когда станет школьником в 7 годам. «Сравнивая свои умелость, достижения с предполагаемыми умениями, будущего ученика, ребенок размышляет «Я не дошкольник а школьник, ученик.

В школе стою первым на физкультуре. Умею читать. Хожу в форме пишу письменными буквами…».

Подобный подход в работе с детьми это и есть ответ на федеральные требования к организации образовательного процесса, когда образование идет во взаимодействии с семьей, на доступном, понятном интегрированном материале.

Самая главная ценность фотографии возможность увидеть, как ты растёшь, зримая функция самореализации ребенка его успешности, ощущение важности и общественной значимости того, что он делает признание этой деятельности, популяризация этого ребенка в кругу сверстников, повышение его статуса среди взрослых.

Нет необходимости говорить о системе работы с фотографией в самостоятельной деятельности ребенка через книжный уголок. Это, на мой взгляд, в каждом дошкольном учреждении - повседневная реальность. Замечу, что фотографию можно использовать в сюжетно-ролевой игре, когда «Семейные портреты» украшают квартиру, «Фотокорреспондент» готовит репортаж, работает фотостудия, дети идут на фотовыставку, посвященную природе, Дню победы; путешествуют вместе с товарищем по местам его летнего отпуска. Так расширяется кругозор, идет взаимопросвещение.

По серии фотографий получился ряд коррекционных игр и упражнений. Среди них:

«Найди цветок по фотографии»,

«Собери букет по фотографии»

«Найди эти цветы издалека» (вид из окна)

«Если Вы не верите, возьмите да проверьте» (образование звука)

Говорю: на этой фотографии извлекают звук. Верите? Давайте проверим. Проводим опыт.

«Сравни два портрета. Ребенок и взрослый. Мальчик и девочка»

Очень интересно проходит и главное полезно привлечение детей к составлению фоторепортажей, фотоколлажей из семейных фотографий «Спорт в моей семье», «Я научился», «Здоровье моей семьи». Подобный вид работы выполняется и родителями как проектная деятельность.

Пришло время, когда дети стали фотографами и фотоохотниками. Наши наблюдения теперь подчас сопровождаются съемками. Мы это называем «Остановись мгновенье».

От этого дети становятся любознательными, ищут и находят удивительное рядом. Я делаю для поддержания их амбиций контрольные кадры, а они радуются пойманным мгновеньям.

Работа продолжается.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фотографий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 17:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД