Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта

Екатерина Сабынина
Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рож-дается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющая осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить осматриванию, ощупыванию, выслу-шиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обсле-довать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо опре-делить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свой-ствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с ко-торыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложи-лись исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано, в первую оче-редь, с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в при-вычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением ин-теллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому, безусловно, их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте, ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действия с предметами.

В настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспита-ния умственно отсталых детей принято считать учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль должна принадлежать, и это научно доказано, дидактическим играм.

В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – ди-дактические игры широко используются в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре дей-ствует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, зани-мательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время педагог и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

В олигофренопедагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорных эталонов умственно отсталого ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком.

И теперь, уважаемые коллеги, я расскажу о некоторых приемах фор-мирования сенсорных эталонов умственно отсталого ребенка из практики своей работы. Все задачи по формированию сенсорных эталонов я стараюсь ставить перед детьми на занятиях в игровой форме.

Например, развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе следующих интересных игровых действий:

- прятанья и поиска («Спрячь игрушку» - Педагог раскладывает на столе впе-ремешку 2 коробки и крышки к ним, показывает детям маленькую игрушку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти ее. Один ребенок прячет игрушку и закрывает коробки крыш-ками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит).

Или «Найди свою пару» - Педагог распределяет детей на 2 группы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой группы раздают по одной форме из двух комплектов геометрических форм одного цвета. По сигналу педагога дети идут друг к другу, и каждый ищет свою пару, т. е. берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они определяют путем наложения карточек друг на друга и обведения формы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные воротца;

- отгадывания и загадывания («Угадай, что я нарисовала» - Педагог ставит на свой стол 2 предмета – куб и шар, кладет бумагу, фломастер и говорит детям, что сейчас будет рисовать, а они должны угадать, что он нарисует. Потом педагог медленно обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого предмета, то есть выделяет основную плоскостную форму каждого из них. При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном и том же направлении, по часовой стрелке, и один раз, возвращаясь к исходной точке. Округлые формы обводят плавно, без остановок, угловатые – с остановками на углах и резким поворотом на новое ребро. После того, как оба предмета обведены, педагог рисует контур одного из них на листе бумаги и просит кого-либо взять тот предмет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок).

- изображения различных жизненных ситуаций («Магазин» - Педагог раскла-дывает на своем столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими форма-ми и говорит: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги». Педагог показывает карточку с изображением круга. Потом раздает карточки всем детям. Каждый ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей формы).

Или «Светофор» - Педагог знакомит детей со светофором, показывает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной сторонами). Педагог предлагает детям поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи – это трамвай. Педагог исполняет роль по-лицейского (действует светофором). При появлении красного сигнала трам-вай останавливается, зеленого едет (дети передвигаются по комнате).

- соревнования в достижении результата («Кто скорее свернет ленту?» - Пе-дагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это де-лать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто ско-рее свернет ленту?». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин хорошо была видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. Педагог называет ленты: «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно»).

Также важное значение имеют и упражнения с дидактическими мате-риалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, осно-ванные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактиче-ских игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др., позволяют совершенст-вовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и уп-ражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определенным качествам (форме, величине, цвету, чаще всего включа-ются в занятия по формированию элементарных математических представ-лений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, предметно – практи-ческой деятельности, социальному развитию, в продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Таким образом, в зависимости от задач сенсорного воспитания педагог может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме – учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.

Список литературы

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.

3. Катаева А. А. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обуче-нии умственно отсталых дошкольников. – М.: БУК – МАСТЕР, 1993. – 192с.

4. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128с., ил.

5. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего воз-раста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 96с., ил.

6. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под ре-дакцией Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

Публикации по теме:

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста»«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста» «Сенсорное воспитание – основа умственного развития детей раннего возраста» Автор: воспитатель МБДОУ детский сад №81 «Жаворонок» г. Брянск.

Сенсорное развитие детей в группе.Сенсорное развитие детей в группе. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 17:51
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...