Получи документы

Использование игр и экспериментов для развития звукового восприятия и артикуляции

Надежда Хомутникова
Использование игр и экспериментов для развития звукового восприятия и артикуляции

Использование игр и экспериментов для развития звукового восприятия и артикуляции.

Одной из главных целей обучения родному языку является формирование у детей речи, которая была бы грамматически правильной, богатой лексикой и четко выговариваемой. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия играет важную роль в овладении навыками чтения и письма, способствует развитию всей речевой системы дошкольника и создает основу для успешного обучения в школе. Планомерная работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия помогает детям лучше понимать и различать окончания слов, приставки, общие суффиксы, а также выделять предлоги в предложении и т. д., что имеет важное значение для формирования навыков чтения и письма.

Публикация «Использование игр и экспериментов для развития звукового восприятия и артикуляции» размещена в разделах

Поскольку основой обучения грамоте является речевой слух, фонематическое восприятие и навыки анализа звуков, важно выявлять недостатки фонематического слуха у детей в более раннем возрасте и организовывать систематическую работу по его развитию. Дети в возрасте от 3 до 5 лет обладают повышенной чувствительностью к звуковой стороне речи, которая позднее может утратиться.

Начинать эту работу можно с развития слухового внимания и слуховой памяти, используя неречевые звуки. Для заинтересовывания детей звучащими словами и звуками необходимо со звуками играть. Дидактическая игра со звуками стимулирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им преодолевать трудности, тренировать свои силы и развивать способности и умения.

Использование звуков, как речевых, так и неречевых, открывает возможности не только для игр, но и для экспериментов. Например, детям можно предложить роль звукорежиссера или волшебника, способного придать звук любому предмету, или же роль экспертов, разбирающихся в различных звуках.

1. Сначала важно научиться различать звуки. Детям предлагается послушать запись и определить, какие звуки они услышали (мычание коровы, кукование кукушки, крик петуха, топот коня и т. д.). Кроме того, дети должны обобщить, где можно услышать все эти звуки.

2. Каждый звукорежиссер должен уметь выделять лишние звуки. Детям можно дать задание: послушать звуки и определить, какой из них лишний (например, петух, кукушка, соловей, шмель; вода в пещере, льющаяся вода, вода наливается в стакан, огонь в камине).

3. По мере усложнения заданий детям можно предложить использовать свой голос для имитации звуков, производимых предметами, изображенными на картинках : кукушка, кипящая каша, капля воды, падающая на асфальт, капля воды, падающая в ведро с водой, закрывающаяся дверь, дверь, захлопнутая рассерженным человеком, человек, дрожащий от холода, колокольчик.

4. Говоря об экспериментировании со звуками, можно объяснить детям, что звуки можно создавать не только с помощью голоса, но и различных материалов. Например, можно показать опыт с линейкой, которая сама по себе не издает звук. Прижимая один конец линейки к столу и заставляя другой конец двигаться, мы создаем вибрацию, которая производит звук. Точно так же работает натянутая резинка, если мы приведем ее в движение. Это поможет детям понять, что основа звука - это вибрация. Также можно провести опыт, прижав ладонь к шее и почувствовав вибрацию голосовых связок при разговоре.

5. В процессе изучения гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков, полезно провести игру под названием «Звук заблудился». Дети очень любят такие шутливые задания и с радостью их выполняют.

6. Занимательно составлять «Волшебные цепочки – превращения слов», ведь в процессе этой игры дети чувствуют себя почти как ученые-экспериментаторы или волшебники, способные получить новое слово, просто изменив один звук :

- измените первый звук в слове «бок», чтобы получилось новое слово (кок, док, сок, ток, шок)

- измените второй звук в этом же слове «бок» (бак, бык, бук)

- измените третий звук в этом слове (боб, бог, бор, бой, бот).

Эта игра помогает различать звуки и проводить звуковой анализ.

7. Можно предложить игру-эксперимент по замене звука в слове, когда не указывается, какой именно звук нужно заменить.

Замените один звук и получите новое слово:

роль (соль, ром, рок, моль, руль)

норка (корка, норма)

8. Интересны так называемые «Добавлялки», когда нужно добавить звук к слову, чтобы получилось новое слово:

кол (укол)

лень (олень)

лев (хлев)

мех (смех)

кол (укол)

лён (клён)

В таких играх дети также учатся различать звуки и проводить звуковой анализ.

Игра «Послушай и доскажи» предполагает добавление целого слова:

Са-са-са — в лесу бегает ….(лиса)

Со-со-со — у Вовы ….(колесо)

Усь-усь-усь — на лугу пасется ….(гусь)

Та-та-та — у нас дома ….(тахта)

Ты-ты-ты — сметану съели всю ….(коты)

9. Детям можно предложить игру, в которой звук является сигналом к действию. «Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук [к], нарисуете каплю дождя. Узнаем, кто самый внимательный, у кого будет самый сильный дождь».

10. Экспериментирование «Твёрдый – мягкий звук» позволяет детям не только слышать и определять твёрдость и мягкость согласного звука, но и анализировать, что получится, если произвести замену твёрдого звука мягким и наоборот. Например, замените первый (либо последний) звук в слове, если он мягкий, твё рдым и наоборот:

мышка (мишка)

угол (уголь)

мыл (мил)

ел (ель)

люк (лук)

брат (брать)

Это упрощенный вариант игры для работы с детьми, который помогает им различать звуки и проводить звуковой анализ.

11. Для развития способности различать звуки можно использовать следующие игры :

«Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук [А]»

«Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук [П]»

Каждому ребенку важно увидеть свой результат наглядно. Поэтому лучше проводить игру так: мы берем корзину и в неё «складываем» наши слова. Нужно набрать полную корзинку слов со звуком. В роли слов могут выступать детали конструктора, фишки, камешки и другие мелкие предметы.

Если начать играть с детьми в подобные игры задолго до того, как с ребятами начнёт работать логопед, то можно заметить, что дети становятся гораздо более чувствительными и внимательными к звукам. Интерес детей к звукам делает работу по подготовке к обучению грамоте более продуктивной.

Используемая литература :

1. Быкова И. А. «Обучение детей грамоте в игровой форме» : Методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2016.

2. Дурова Н. В. «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников: книга для воспитателей и родителей» – М. : Школьная Пресса, 2015.

3. Дурова Н. В. «Обучение дошкольников грамоте» – М. : Школьная Пресса, 2016.

4. Дьякова Н. И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2014.

5. Журова Л. Е. «Обучение грамоте детей в детском саду» – М. : Академия, 2015.

6. Журова Л. Е. «Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет» – М. : Вентана-Граф, 2013.

7. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» – М. : Педагогика, 2016.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?»Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Цель: развивать фонематический слух детей; развивать навыки детей различать.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр и экспериментов для развития звукового восприятия и артикуляции
Опубликовано: 17 февраля 2024 в 18:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД