Использование игр с песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Нина Булатова
Использование игр с песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Использование игр с песком и водой в период адаптации детей

младшего дошкольного возраста

Принцип «терапии песка» был предложен швейцарским психотерапевтом К. Г. Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей. Сейчас игра с песком становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и, даже, театральной деятельности.

В нашем Центре наработан опыт использования игр с песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста, т. к. именно в эту группу у нас ежегодно приходят детки, которые до этого посещали группу раннего развития вместе с мамой. Сейчас же им приходится отрываться от мамы, познавать все новое самостоятельно. Кроме этого, детки у нас «особые», с различными нарушениями здоровья. И все новое им удается особенно тяжело. На протяжении нескольких лет мы использовали этот опыт, пробовали разные подходы, экспериментировали, анализировали, изменяли, дополняли, и в 2008 г. систематизировали, обобщили всю работу и с удовольствием хотим с вами поделиться.

Младшим дошкольникам, а особенно детям с нарушениями развития, очень трудно начать взаимодействие с другими, не близкими взрослыми, детьми, они не владеют способами усвоения общественного опыта. В первые дни посещения группы у детей отмечается привязанность к родным, тревожность, боязнь остаться одному. Они пассивны, не проявляют желания вступать в диалог с незнакомыми взрослыми и сверстниками, активно действовать с предметами и игрушками. Именно для установления эмоционального контакта, формирования доверительных отношений, как одного из важнейших условий быстрой и успешной адаптации, в группе мы используем центр «Песок-вода». Игры с песком и водой организованы так, чтобы не только увлечь малыша, но и дать ему возможность лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства песка, воды и предметов, погружаемых в них.

Принципы организации игр «Песок-вода»

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов: геометрические фигуры, буквы, цифры.

3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

Этапы организации игр

1. Введение в игровую среду «вода»

- первые игры совместно с близким ребенку человеком, далее включается воспитатель и затем только с воспитателем

- средства: потешки, песенки, присказки, игры на установление телесно-ориентированного и эмоционального контакта

- стиль поведения взрослого: доверительное общение, диалог с каждым ребенком, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний

Все начинается с мыльных пузырей. Дети весело смеются, это занятие их забавляет, они с удовольствием наблюдают, потом участвуют, их настроение заметно улучшается.

2. Введение в игровую среду «песок»

- алгоритм, средства, стиль поведения тот же, что и на первом этапе, только все это происходит на песке.

А начинается все с отпечатков ладошек на песке. Внутренней, внешней стороной, двумя сразу, мы прячем ручки в песок, ищем их, а далее идут в ход инструменты – лопатки, формочки, ведерки, пластиковые баночки и. т. д. Обращаем внимание на сухой, влажный песок, его свойства. Дети любят копаться в песке, подолгу пересыпая его в формочки и обратно.

3. Знакомство с сюжетной игрой в «воде» или «на песке»

- среду (воду или песок, героев сюжета выбирают дети

- средства: прослушивание начала сказки, истории, строительство игрового пространства (сказочная страна, замки, лес, реки)

- стиль поведения взрослого: позиция «отстраненного рассказчика», добровольного помощника, исследователя создаваемого пространства

- материал: сказочные герои, деревья, животные.

4. Объединение игры «Песок и вода»

- средства: показать ребенку использование песка и воды в совместной игре

- стиль поведения взрослого: присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, установка на внимательное слушание и участие.

- материалы: потешки, животные и др.

Свою работу мы начали со знакомства с детьми, их семьями. Беседовали о любимых занятиях, увлечениях, играх детей, индивидуальных особенностях. Изучили литературу по данной теме, подобрали художественное слово, игры, разработали перспективный план. Далее подготовили опросники для родителей «Знакомство», провели для них консультацию «Игры с песком и водой».

Подготовили оборудование – сшили детям фартуки, песок просеяли и прокалили в духовом шкафу, собрали (и постоянно пополняем) коллекцию миниатюрных игрушек.

Центр «Песок-вода» находится в группе, что дает возможность проводить игры в любое свободное время. Он состоит из двух зон: «песок», «вода», поэтому можно одновременно использовать обе зоны.

Одним из условий адаптационного периода в нашем Центре является длительное присутствие близкого для ребенка человека в группе:

- сначала вместе с ребенком,

- затем в поле зрения ребенка,

- вне поля зрения ребенка, но готовым в любую минуту откликнуться на призыв ребенка,

- вне поля зрения ребенка, но приходят в группу, если возникает беспокойство ребенка по поводу отсутствия близких.

Песок и вода - одно из любимых занятий наших детей. Именно на песке строится дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребенка, в котором он чувствует себя комфортно, и защищенно, где ему все близко, знакомо и понятно.

Практика показывает, что использование игр «песок-вода» позволяют улучшить эмоциональный фон ребенка, повысить его адаптационные возможности, уменьшить тревожность, привязанность к близким. Дети начинают быстрее и легче взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познают в игре окружающий их мир.

Булатова Н. В.

Воспитатель группы младшего возраста

ОГБУ «ЦСП г. Стрежевого»

2012 г.

Публикации по теме:

Центр песка и водыЦентр песка и воды В кабинете психолога оборудован Центр песка и воды. Занятия с таким материалом проводятся в индивидуальной форме. Игры с водой применяются.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование игр с песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2013 в 17:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе. Тема: «Звуки и буквы А, У, О» Цели: Знакомство с буквами А, У, О....
Мастер-класс «Декоративный торт»
Хочу немного рассказать о нашем детском саде. Когда приходите в наш детский сад, то вы сразу поймете, что оказались в стране детства. Здесь воспитатели и все...
Квест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней прогулке. Это...
«Моя семья». Конспект НОД в ОО «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей...
Тема НОД: «Моя семья». Цель: воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через любовь к семье. Задачи: - обобщать представления...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела» (вторая младшая группа)
Цели: формировать умения принимать и обозначать игровую роль, -реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку,...