Использование игр с песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Нина Булатова
Использование игр с песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Использование игр с песком и водой в период адаптации детей

младшего дошкольного возраста

Принцип «терапии песка» был предложен швейцарским психотерапевтом К. Г. Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей. Сейчас игра с песком становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и, даже, театральной деятельности.

В нашем Центре наработан опыт использования игр с песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста, т. к. именно в эту группу у нас ежегодно приходят детки, которые до этого посещали группу раннего развития вместе с мамой. Сейчас же им приходится отрываться от мамы, познавать все новое самостоятельно. Кроме этого, детки у нас «особые», с различными нарушениями здоровья. И все новое им удается особенно тяжело. На протяжении нескольких лет мы использовали этот опыт, пробовали разные подходы, экспериментировали, анализировали, изменяли, дополняли, и в 2008 г. систематизировали, обобщили всю работу и с удовольствием хотим с вами поделиться.

Младшим дошкольникам, а особенно детям с нарушениями развития, очень трудно начать взаимодействие с другими, не близкими взрослыми, детьми, они не владеют способами усвоения общественного опыта. В первые дни посещения группы у детей отмечается привязанность к родным, тревожность, боязнь остаться одному. Они пассивны, не проявляют желания вступать в диалог с незнакомыми взрослыми и сверстниками, активно действовать с предметами и игрушками. Именно для установления эмоционального контакта, формирования доверительных отношений, как одного из важнейших условий быстрой и успешной адаптации, в группе мы используем центр «Песок-вода». Игры с песком и водой организованы так, чтобы не только увлечь малыша, но и дать ему возможность лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства песка, воды и предметов, погружаемых в них.

Принципы организации игр «Песок-вода»

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов: геометрические фигуры, буквы, цифры.

3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

Этапы организации игр

1. Введение в игровую среду «вода»

- первые игры совместно с близким ребенку человеком, далее включается воспитатель и затем только с воспитателем

- средства: потешки, песенки, присказки, игры на установление телесно-ориентированного и эмоционального контакта

- стиль поведения взрослого: доверительное общение, диалог с каждым ребенком, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний

Все начинается с мыльных пузырей. Дети весело смеются, это занятие их забавляет, они с удовольствием наблюдают, потом участвуют, их настроение заметно улучшается.

2. Введение в игровую среду «песок»

- алгоритм, средства, стиль поведения тот же, что и на первом этапе, только все это происходит на песке.

А начинается все с отпечатков ладошек на песке. Внутренней, внешней стороной, двумя сразу, мы прячем ручки в песок, ищем их, а далее идут в ход инструменты – лопатки, формочки, ведерки, пластиковые баночки и. т. д. Обращаем внимание на сухой, влажный песок, его свойства. Дети любят копаться в песке, подолгу пересыпая его в формочки и обратно.

3. Знакомство с сюжетной игрой в «воде» или «на песке»

- среду (воду или песок, героев сюжета выбирают дети

- средства: прослушивание начала сказки, истории, строительство игрового пространства (сказочная страна, замки, лес, реки)

- стиль поведения взрослого: позиция «отстраненного рассказчика», добровольного помощника, исследователя создаваемого пространства

- материал: сказочные герои, деревья, животные.

4. Объединение игры «Песок и вода»

- средства: показать ребенку использование песка и воды в совместной игре

- стиль поведения взрослого: присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, установка на внимательное слушание и участие.

- материалы: потешки, животные и др.

Свою работу мы начали со знакомства с детьми, их семьями. Беседовали о любимых занятиях, увлечениях, играх детей, индивидуальных особенностях. Изучили литературу по данной теме, подобрали художественное слово, игры, разработали перспективный план. Далее подготовили опросники для родителей «Знакомство», провели для них консультацию «Игры с песком и водой».

Подготовили оборудование – сшили детям фартуки, песок просеяли и прокалили в духовом шкафу, собрали (и постоянно пополняем) коллекцию миниатюрных игрушек.

Центр «Песок-вода» находится в группе, что дает возможность проводить игры в любое свободное время. Он состоит из двух зон: «песок», «вода», поэтому можно одновременно использовать обе зоны.

Одним из условий адаптационного периода в нашем Центре является длительное присутствие близкого для ребенка человека в группе:

- сначала вместе с ребенком,

- затем в поле зрения ребенка,

- вне поля зрения ребенка, но готовым в любую минуту откликнуться на призыв ребенка,

- вне поля зрения ребенка, но приходят в группу, если возникает беспокойство ребенка по поводу отсутствия близких.

Песок и вода - одно из любимых занятий наших детей. Именно на песке строится дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребенка, в котором он чувствует себя комфортно, и защищенно, где ему все близко, знакомо и понятно.

Практика показывает, что использование игр «песок-вода» позволяют улучшить эмоциональный фон ребенка, повысить его адаптационные возможности, уменьшить тревожность, привязанность к близким. Дети начинают быстрее и легче взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познают в игре окружающий их мир.

Булатова Н. В.

Воспитатель группы младшего возраста

ОГБУ «ЦСП г. Стрежевого»

2012 г.

Публикации по теме:

Центр песка и водыЦентр песка и воды В кабинете психолога оборудован Центр песка и воды. Занятия с таким материалом проводятся в индивидуальной форме. Игры с водой применяются.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование игр с песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2013 в 17:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...