Игры с военно-патриотической тематикой и их роль в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Наталья Ассонова
Игры с военно-патриотической тематикой и их роль в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Использование игр с военно-патриотической тематикой

в процессе гражданского воспитания

детей старшего дошкольного возрас

та. [/b]

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т. д.

В настоящее время возникло противоречие между обновленными требованиями общества к формированию гражданственности у подрастающего поколения и результативностью этого процесса в детских дошкольных учреждениях, между существующей системой методов и форм организации воспитания и ее несоответствием современным условиям.

Процессы становления и развития системы гражданского воспитания детей дошкольного возраста необходимо интегрировать в игровые виды детской деятельности, т. к. игра является жизненной потребностью ребенка и средством его всестороннего развития. Однако, можно отметить, что задачи гражданского воспитания решаются в основном через регламентированную деятельность. Возможности сюжетно-ролевой игры не используются в полной мере, она часто недооценивается со стороны педагогов и родителей. Как показали наблюдения за играми детей группе, темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редки, становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультипликационных сюжетов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты (человек-паук, черепашки-ниндзя, бригада, роботы и т. д.).

Все это позволило мне считать, что использования сюжетно-ролевой игры как средство гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста актуальной.

Проанализировав игры детей я решила, осуществить адекватное педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, и построила свою работу по 3 этапам.

Первый этап – обогащение сюжета военно-патриотических игр.

На первом этапе я расширяю представление детей о реальном мире, о истории нашей Родины, о героических подвигах людей.

Один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения является художественная литература. Я дифференцировала детские произведения по жанру (сказки, рассказы, былины, повести, стихи) и содержанию (героических поступках, взаимоотношения между людьми).

В первую группу вошли произведения, которые обогащали представления у детей о мужских профессиях в нашей армии. Особое место заняли рассказы об истории создания армии. Знакомство с художественными произведениями, рассказывающими о жизни военных, достигали поставленной цели и находили продолжение в игре.

Во вторую группу произведения, способствующие формированию у мальчиков представлений о некоторых важных предпосылках мужественности. Предлагался положительный образ мужчины: смелый, сильный, отважный, мужественный, который может постоять за себя и других. Дети осознавали события, которых не было в их личном опыте, их интересовали не только поступки, но и мотивы поступков.

Чтение литературных произведений я планировала в разные режимные моменты: на занятиях, в утренние и вечерни часы. Чтение произведений сопровождала беседой с рассматриванием иллюстрации книг, репродукций, картин, снаряжения (моряка, спасателя, военного).

При проведении игр приходиться сталкиваться с непредвиденными ситуациями, дети порой сами меняют сюжет, не соглашаются на роли, мотивируя тем, что «Очень надо умирать», «Хочу быть только победителем!» Приходилось заново вести предварительную работу, читать книги, рассказать о важности каждого героя.

В группе мною создана видеотека, т. к. многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а так же передач о событиях, которыми живет наша страна. Мальчики связывают качество мужественности, прежде всего с физической силой и смелостью, но представление детей о смелости были не адекватны. Многие дети подразумевают под смелостью – умение драться, и небольшое количество детей понимали смелость как отсутствие страха в различных ситуациях и умение постоять за себя.

Благодаря созданной видеотеке, дети видят наглядно роли людей в тех или иных ситуациях. Это способствует у детей развитию представлений об окружающем и расширяет сюжет.

Мной успешно используются игры – загадки, игры – придумки, игры – фантазирования, кроссворды.

Второй этап – организационно-мотивационный.

На втором этапе я создаю мотивацию к игре, так как мотив для детей главное для успешной реализации сюжетно-ролевой игре. Основная цель – это создание настроя на решение проблемной ситуации, активация творческого мышления для развития сюжета игры.

Для заинтересованности детей я использую различные темы мотивации:

-сюрпризные моменты – в группе появляется новый предмет (рация, бинокль и т. д., дети увидев новый предмет предполагают различные варианты, обыгрывают его;

- проблемные ситуации – нужно сделать нечто для спасения кого-либо, предложить способ выживания, преодолеть трудности в необычных ситуациях и т. д.

Мотивация позволяет активировать побудительную причину, повод к какому – либо действию. У детей появляется интерес, они предлагают решение различных ситуаций, тем самым простаивают сюжет игры, в процессе обсуждения распределяют роли.

Третий этап – подбор игрового материала для организации сюжетно-ролевой игры.

Как известно не одна игра не может обойтись без атрибутов, для детей важно наглядное напоминание – игрушки. Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить часто восполняют отсутствие реальных предметов и средств изображения.

Дети так же играют не настоящими, а воображаемыми предметами: это развивает фантазию, абстрактное мышление. Обычная палочка может превратиться в лазерное оружие, навигатор, штурвал. Совместно с детьми мы изготавливаем игровые предметы необходимые нам в игре.

Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в группе. Поэтому в группе созданы: мини – мастерская, мини – библиотека, центр сюжетно-ролевой игры. Мне хотелось бы подробно остановиться на центре сюжетно-ролевой игры.

В нем созданы дидактические пособия, которые помогают детям создавать развернутый сюжет игры. Например, пособие «Волшебная шкатулка», в которой находится тематические пиктограммы. Они способствуют составлению замысла игры, плана игровых действий, помогают распределить роли, подобрать атрибуты. Совместно с детьми мы раскладываем пиктограммы на столе и соединяем их по замыслу.

Куда лес, море, город, река, планета, и т. д.

На чем машине, танке, самолете, и т. д.

К кому врачу, военному, летчику и т. д.

Вещи книги, рации, бинокль т. д.

Что может произойти сломался корабль и т. д.

Финал встреча, победа, спасение и т. д.

Пособие способствует развитию интереса, увлекательности, самостоятельности действий, дает возможность проявить каждому способности.

Предметно развивающую среду я пополнила дидактическими материалами, они расширяют знания детей о военных, о героических поступках и т. д.

Проведенная мною работа позволила разнообразить сюжетные игры детей на военно-патриотическую тему. Дети используют свои знания в игре, с гордятся героическими подвигами советских людей. Родители с большим желанием помогают нам в мини-мастерской, создавать атрибуты для игр и с желанием играют с нами.

Повторное анкетирование родителей показало, что 82 % родителей пополнили развивающую среду дома новыми атрибутами, и с удовольствием играют совместно со своим ребенком.

98% детей в группе имеют дифференцированное представление о своей Родине, об истории ее возникновении, о знаменитых людях, основных исторических моментах.

Публикации по теме:

Праздники. «День Защитника Отечества»Праздники. «День Защитника Отечества» В нашем детском саду "День Защитника Отечества" отмечают военно-патриотической игрой "Зарница", в которой принимают участие дети старших.

Реализация проекта «Я помню! Я горжусь!» Презентация к проекту "Я помню! Я горжусь!" Данный фотоотчет отражает работу по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • Лето
  • Зима
Автор публикации:
Игры с военно-патриотической тематикой и их роль в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 25 января 2013 в 12:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....