Использование игровых приёмов на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи

Александра Кордумова
Использование игровых приёмов на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

А. А. Кордумова, учитель-логопед, г. Великий Новгород

Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения (1).

Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных приемов в работе логопеда приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. На наш взгляд наиболее целесообразно использование игровых приемов, поскольку они помогают сделать занятие интересным, эмоционально-окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяют учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.

Основная цель работы логопеда – формирование умений и навыков произношения звуков речи (2). В зависимости от вида речевого дефекта задачи, этапы и методы работы имеют свои особенности. Мы остановимся на рассмотрении нарушений речи наиболее часто встречающихся в практике дошкольных логопедов – дислалии и дизартрии.

При коррекции дислалии коррекционная работа состоит из трех этапов воздействия, в ходе которых логопед применяет определенные виды игр, имеющие свои цели (3).

На подготовительном этапе логопедической задачей является развитие произвольного внимания, памяти, мышления, аналитико-синтетических операций. Здесь логопед использует:

1. дидактические игры обучающего и развивающего характера:

игра «Помоги найти маму».

Цель игры: научиться различать и называть животных и их детенышей, следовать инструкции взрослого, развивать логическое мышление, память, внимание.

Материал: 36 карточек-треугольников с цветными сторонами, на которых изображены животные или их детеныши.

Ход игры: карточки-треугольники складываются в один большой равносторонний треугольник так, чтобы на стыкующихся сторонах было взрослое животное и его детеныш, а края карточек были одного цвета. Ход игры разнообразен, нами создано более 5 ее вариаций («Волшебный дом», «Строим дом», «Помоги другу», «Сочини сказку».

2. настольные игры: лото «Фрукты, овощи»

Цель игры: научиться сравнивать, обобщать, пополнять словарный запас, развивать зрительную память.

Материал: 22 карточки с изображениями овощей и фруктов, игровое поле.

Ход игры: участникам раздаются 2-3 карточки, предлагается составить рассказ-описание или придумать загадку (друге вариации игры: «Запомни и назови», «Найди общее», «Кто больше назовет», «Что спряталось?», и т. д.).

3. игры, развивающие логическое мышление:

игра «Логический поезд».

Цель игры: пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, память, воображение.

Материал: 87 карточек-«вагончиков» с изображением различных предметов.

Ход игры: 9 вариаций игр («Что на что похоже», «Парные картинки», «Дама сдавала в багаж», «Логические цепочки»).

Специальной логопедической задачей при коррекции дефектов произношения при дислалии является умение узнавать и различать фонемы и формирование речедвигательных умений и навыков(4). Для формирования артикуляционной базы в логопедической практике разработан ряд упражнений, направленных на подготовку органов артикуляции к восстановительному процессу. Такие упражнения проводятся в игровой форме («Сказка о Веселом Язычке» О. И. Крупенчук, сказка «Про зоопарк» Е. М. Косинова, сказка «Веселая прогулка» Е. М. Косинова и др., развивают, уточняют, совершенствуют основные движения органов речи.

На втором этапе коррекционной работы целью педагога становится формирование первоначального умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом и игровом материале. Задачи этого этапа – постановка звука, формирование правильного звукопроизношения, а так же дифференциация звуков. На этом этапе игры могут применяться в ходе процессов автоматизации звуков и дифференциации их в речи: это игры, основанные на речевом материале (выделение звуков в словах, поиск слов, продолжение цепочек слов, придумывание слов и т. д.):

игра «Построй домик».

Цель игры: закреплять правильное произношение звуков в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки-«кирпичики» 7-14 штук, большой треугольник-«крыша».

Ход игры: построить домик для героя (на звук, который автоматизируется – «Л» - для Лунтика, выбирая только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л».

Игра «Снежинка».

Цель игры: закреплять правильное произношение звуков в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, образное мышление.

Материал: образец снежинки из геометрических фигур, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть образец снежинки и сложить такую же по форме, выбирая те части, на которых изображены картинки на заданный звук.

Третий этап коррекционной работы – этап формирования коммуникативных умений и навыков – имеет своей целью сформировать навыки и умения употребления звуков в речи в различных ситуациях общения. Игровые приемы этого этапа должны быть подобраны в соответствии с целями этапа и проводиться в форме творческих упражнений (разыгрывание знакомых сказок, пересказы, сюжетно-ролевые игры(1).

При коррекции дизартрии необходимо следовать целям формирования правильного звукопроизношения, а система коррекционного воздействия должна иметь комплексный характер. Работа проводиться поэтапно, где для каждого этапа игровые приемы занимают определенное место, как одно из средств компенсации недостатков речи.

Первый этап – подготовительный – имеет задачи подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляторных укладов, развитию речевых навыков, коррекцию дыхания и голоса. На данном этапе являются обоснованными:

1. приемы на развитие сенсорных функций (игры дидактические, обучающие и настольные, рассмотренные нами ранее);

2. игры на развитие слухового восприятия:

игра «Хитрая ложечка».

Цель игры: упражнять детей в узнавании и различении неречевых звуков.

Материал: металлическая ложка, предметы (коробка, банка, шкатулка и др.).

Ход игры: перед детьми выставляются 4-5 предметов, при постукивании о которые можно услышать разные звуки.

игра «Хлопни-топни».

Цель игры: упражнять детей в умении выделять слова с заданным звуком из ряда слов.

Материал: карточки со словами (для педагога).

Ход игры: педагог называет слова, объясняет, если «зарычит собачка» (звук «Р», хлопнуть в ладоши, если нет – топнуть ногой. Аналогично: «песенка водички» (звук «С», «песенка комарика (звук «З») и др.

3. игры, направленные на развитие навыков звукового анализа:

игра «Лови-бросай, сколько звуков – называй».

Цель игры: определение последовательности и количества звуков в слове.

Материал: мяч.

Ход игры: педагог произносит слово, бросает мяч. Ребенок ловит мяч, определяет последовательность звуков в слове, называет их количество (МАК, СОН, РАМА).

При отсутствии речевых навыков у ребенка стимулируют начальные звуковые реакции путем использования игр со звукоподражаниями:

игра «Скажи, как я».

Цель игры: упражнять в воспроизведении одинаковых звукокомплексов.

Материал: кукла, картинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку послушать и воспроизвести звук: «А»-плачет девочка, показываем горло врачу, мальчик поет, качаем малыша и др.

Логопедической задачей является развитие и облегчение речевых коммуникаций, а игры и игровые приемы логопед использует в сочетании с индивидуальной работой над звукопроизношением.

На последних этапах работы с детьми с нарушением речи используются элементы сюжетно-ролевых игр, где осуществляется апробация навыков речевого общения в ходе диалогов, общения в различных профессиональных и бытовых ситуациях. Сюжетно-ролевые игры готовят детей к общению со сверстниками, взрослыми (игры «Магазин», «Больница» и т. д.). Элементы подвижных игр призваны укреплять физическое здоровье детей с речевыми нарушениями. «Оречевленные» подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения. Элементы творческих игр и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от речевого нарушения. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.).

Преодоление недостатков речи требует определенной системы и особых методов и приемов коррекционной работы. Творческое их использование педагогами приведут не только к устранению речевых недостатков, но и к гармоничному развитию ребенка. Игра является одним из интересных и доступных средств обучения и воспитания детей, нуждающихся в логопедическом воздействии.

Игра "Хитрая ложечка"

Использование игровых приёмов на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи

Игра "Звуковой домик"

Игра "Скажи как я"

Примечания:

1. Жукова Н. С., Мастюкова У. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.

3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1981.

4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Институт практической психологии, 1997.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда на 2013–2014 учебный год Направление работы1 Сентябрь. Диагностическая работа:-Провести обследование речи детей. Заполнение речевых карт. Коррекционно - развивающая.

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Использование игровых приёмов на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 09:39
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...