Использование игры как основного средства в воспитании детей дошкольного возраста

Ольга Афанасьевна Заикина
Использование игры как основного средства в воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность темы.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Игра - это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.

Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и т. п., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

ЗАДАЧИ:

-подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

-воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

-показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

-воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

- подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

-воспитание правильного поведения в природе.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам фрагмент игры-викторины «Калейдоскоп природы» для родителей. Приглашаю шесть человек для участия в игре викторине.

Уважаемые коллеги, сегодня вам предстоит почувствовать себя не только воспитателями, но еще и родителями.

Представление жюри.

Уважаемые родители, прошу каждой команде выбрать себе капитана.

1. Загадка.

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?.

(Зайка.)

А это письмо от зайки - любознайки.

2. Кому нужны деревья и кустарники?

Примерный план подбора маленьких карточек к большим и рассказ ведущего о значении и деревьев и кустарников в жизни животных и человека.

3. Конкурс капитанов. Аудиозапись. Голоса животных.

Уважаемые родители вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о животных. Игра «Поломанные слова».

Название этих животных вы узнаете, после того как исправите «поломанные слова».

Карточки со словами

4. Малоподвижная игра с мячом «Воздух, земля, вода».

5. Счастье – это быть с природой видеть ее, говорить с ней. Чьи эти слова (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой). ВЕРНО!

Итак, в игре черный ящик. Кто сказа в произведении Л. Н. Толстого «Тебе от того скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжет, а мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Уважаемые жюри прошу подвести итоги, чья же команда у нас победила!

Уважаемые родители, я предлагаю воплотить в жизнь то, что вы увидели и услышали сейчас здесь. Представьте себе, что вы в кругу семьи. Поиграйте в игру, направленную на тему экологического воспитания.

Заключение.

Уважаемые коллеги!

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.

Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.

Список используемой литературы

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 1985г. №10, 1998г.

«Знакомство детей 5-7лет с художественной литературой» Гербова.

2. План – программа «Детство» под ред. Михайловой.

3. Программа экологического образования детей «Мы» Кондратьева Н. Н. 2000г.

4. «Развивайте у детей творчество» Казакова Т. Г. 1985г.

5. Хрестоматия для детей 5 -7 лет.

6. Л. И. Грехова, «В союзе с природой» Учебно – методическое пособие. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми.

7. Н. В. Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

8. Т. М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

9. Л. Г. Горькова, «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

10. Л. И. Уланова, «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

11. Л. Ведина, «Мир природы в калейдоскопе игр».

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ посредством дидактических игр. Актуальность. Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Использование игры как основного средства в воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 мая 2013 в 23:45
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственной образовательной деятельности Ознакомление с художественной...
Тема. «Знакомство с украинской народной сказкой « Рукавичка». Цель: формирование устойчивого интереса детей к русскому фольклору ( сказка. Задачи: •...
Масленица в Нижнем Новгороде. День Добрых дел. Фоторепортаж.
Масленица в Нижнем Новгороде. День добрых дел Широкая Масленица пригласила сегодня нижегородцев на «День добрых дел»! Каждый, кто сегодня пришел на...
Фотоотчёт «Подарок для папы» (конструирование из бумаги в технике «оригами»)
Задачи : - развивать умение использовать ранее приобретённые знания для изготовления подарка для пап в технике оригами ; - стимулировать у детей поиск...
Сценарий развлечения, посвящённого Дню защитника Отечества.
Под музыку в зал, маршируя, заходят дети , проходят змейкой, останавливаются шеренгами на ковре. Вед. 1: Добрый день, дорогие гости и ребята! Сегодня мы...
Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство»
Накануне праздника Цаган Сар ( Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» ( «Калмыцкое народное прикладное искусство») среди групп...