Получи документы

Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога как средство оптимизации педагогического процесса (1 фото)

Зульфия Гаитова
Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога как средство оптимизации педагогического процесса

Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, как средство оптимизации педагогического процесса

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-логопедам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.

Публикация «Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога как средство оптимизации педагогического процесса» размещена в разделах

В своей профессиональной деятельности мы используем и владеем следующими видами образовательных технологий: дифференцированного подхода, информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями, технология проектов.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, мы учителя-логопеды стараемся активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Каждый день находимся в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационно-коммуникативных технологий.

Цель использования информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками :

-повысить наглядность материала;

-разнообразить содержание материала;

-разнообразить формы подачи материала.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• компьютер являются стимулом познавательной активности детей;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• эффективность отрабатывать навыки развития творческих способностей;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

• компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки;

• формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

Применение ИКТ технологий в работе учителя-логопеда невозможно не соблюдая требования САНПИНа и Здоровьесберегающие технологии.

Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять.

здоровьесберегающее обучение включает:

продолжительность работы с компьютером – не более 5-10 минут;

периодичность – 2 раза в неделю;

Использование новых моделей компьютера

включать игру лучше к концу занятия;

обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз;

дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах;

противопоказания – эпилепсия.

- проведение тематических физминуток на каждом занятии,

-динамических пауз,

- кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия,

- пальчиковой гимнастики.

- проведение дыхательной гимнастики.

Выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.

• Известно, что у дошкольников с нарушением речи вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаю в занятия элементы психогимнастика по методике М. Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (радость, удивление и т. д.).

При создании презентаций необходимо помнить

• размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100;

• Количество слайдов 15 – 25;

• должен быть контраст фона с текстом;

• при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.

Применяя в нашей коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников.

Нами, учителями-логопедами, создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы :

• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.

• Формирование произношения.

• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

• Формирование лексико-грамматических средств языка.

• Развитие связной речи.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

ИКТ-технологии применяем в диагностике речи детей.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих компьютерных игр. Апробировано более 30-ти детских компьютерных программ, среди них – «Алик. Скоро в школу»; «Веселая азбука Кирилла и Мефодия»; «Волшебный букварь»; «Вини - Пух учится читать» и др.

В своей работе мы используем следующие компьютерные логопедические программы:

1. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

2. «Гарфилд малышам. Развиваем речь» Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках.

3. Методика опережающего обучения помогает включить в коррекционную работу учебно- образовательный комплекс игр "Баба-Яга учится читать". Волшебный лес с десятком игр, веселые стихи, песенки многократно умножают интерес детей к звучащему слову, вызывает желание быстрее познакомиться со всеми буквами и научиться читать. Данный комплекс :

- развивает слуховое внимание, чувство рифмы;

- совершенствует фонематический слух;

- развивает навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- учит запоминать правильное графическое написание каждой буквы;

- вносит разнообразные приемы работы по профилактике дисграфии и дислексии.

4. Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»

5 «Незнайкина грамота». Здесь 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.

6. Тренажер «Дельфа -142». 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

7. «Баба-Яга. Пойди туда не знаю куда». Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия.

8. «Волшебный букварь». Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т. д.

9. Программно-методический комплекс “Развитие речи”. В разделе “Развитие связной речи” представлен играми – заданиями следующих типов:

- “ Слово – действие”, “ Подбери действие”, “Слово – признак”, “Подбери признаки” с несколькими уровнями сложностями;

- “Составляем описание”;

- “Послушай рассказ”.

Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша «Отключить/Включить» голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.

Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»

10. Мультимедийный диск «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». Диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:

Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Этот диск мы предлагаем родителям позаниматься дома с детьми.

В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:

- правильная артикуляция звуков;

- подготовительные упражнения;

- постановка звуков;

- автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи;

- весёлые скороговорки;

- поучительные пословицы и поговорки.

Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.

11. Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"

12. Компьютерный комплекс "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" .

Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей.

"Речевой калейдоскоп" может быть использован : на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

А так же в своей работе широко применяем презентационные материалы:

-развития речевого дыхания;

-гимнастики для глаз;

-автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

-дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

-развития фонематического восприятия,

-развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

-усвоения лексических тем;

-развития навыков словообразования и словоизменения;

-развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Используем аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога как средство оптимизации педагогического процесса
Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с родителями Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с родителями» Учитель-логопед Моисеева О. И. Практической значимостью.

Игры, используемые при взаимодействии учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе со старшими дошкольниками с ЗПР Логическая таблица «Чем похожи и в чём различие?» Картинки с листьями берёзы и клёна: на первой картинке 1 зелёный и 2 жёлтых листа берёзы;.

Информационно-аналитический отчёт о работе с социальными партнёрами учителя-дефектолога, тифлопедагога (к аттестации) МБДОУ «Детский сад №38» компенсирующего вида не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без установления и поддержки контактов.

Использование физкультурного уголка, как средство оптимизации самостоятельной двигательной деятельности у младших дошкольников Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность.

Использование ИКТ в работе дефектолога в МДОУ. Консультация Компьютерные игры, как новый вид коррекционно-развивающего обучения Положительные аспекты использования ИКТ в работе с детьми: Ребёнок обучается.

Мастер-класс на тему: «Секреты учителя-дефектолога, в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения». Уважаемые участники! Сегодня я проведу с Вами небольшой мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений в индивидуальной работе.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Преемственность в работе учителя-логопеда и инструктора ФИЗО. Подвижные игры как средство развития речевого дыхания Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста идет ускоренными темпами. Важно.

Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи Практические врачи и логопеды при коррекции речи, особенно при сформировавшемся патологическом стереотипе речи преследуют следующие цели:.

Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогом-психологом при работе со старшими детьми с ЗПР Цели: Развитие общей моторики Развитие мышления памяти; восприятия, воображения., зрительного внимания и восприятия. Развитие эмоционально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога как средство оптимизации педагогического процесса
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 21:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД